"Трансаэро" выучит китайскую грамоту
На фоне кризиса в авиаотрасли и фактического отказа государства оказать поддержку авиакомпаниям обремененная долгами «Трансаэро» пытается привлечь инвестора из Китая или Гонконга. Поиском займется китайский банк ICBC. Параллельно перевозчик уже в январе сократит провозные емкости на части рейсов и перенесет ряд поставок самолетов. Но эксперты скептически оценивают возможность прихода инвесторов в российскую авиакомпанию в текущей экономической ситуации.
«Трансаэро» (вторая по пассажиропотоку авиакомпания в РФ) и китайский госбанк Industrial & Commercial Bank of China (ICBC) заключили соглашение «о привлечении инвестиций в акционерный капитал», сообщил вчера перевозчик. Банк окажет «Трансаэро» «комплекс юридических и маркетинговых услуг». Опыт совместной работы у них есть: ICBC Leasing с 2015 года предоставит «Трансаэро» в лизинг шесть Airbus A321. Замначальника управления корпоративного бизнеса ICBC (Москва) Дмитрий Иванов уточнил “Ъ”, что «Трансаэро» работает и с дочерним банком ICBC в России (Торгово-промышленный банк Китая) — «преимущественно по расчетным операциям в юанях». По его словам, банк хочет привлечь в капитал компании инвестора из Китая или Гонконга, размер доли и форма продажи акций еще обсуждается. В «Трансаэро» уточнили, что залоговые условия не рассматриваются. В компании изучают привлечение стратегических инвесторов, «разделяющих ее стратегию и способных увеличить стоимость компании за счет как инвестиций, так и опыта и возможностей».
«Трансаэро» в 2000-х годах изучала возможность IPO 14–17% акций, но идея умерла в кризис 2008 года. Теперь ситуация не лучше: рост авиаперевозок замедлился, турпоток спал, туроператоры банкротятся, финансовое положение авиакомпаний ухудшается. Перевозчик, на протяжении многих лет увеличивавший пассажиропоток быстрее остальных, в высокий сезон этого года показал рост всего на 4–7% и готовится к худшему.
Вчера в «Трансаэро» сообщили, что после новогодних праздников сократят провозные емкости на ряде международных и внутренних рейсов. Текущую глубину продаж — до конца января — в компании считают «хорошей». Перевозчик также планирует перенести сроки поставок новых самолетов «с учетом реалий финансового рынка, банковского сектора и рынка перевозок». О сокращении предложения на рынке в условиях кризиса думают многие. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев вчера предложил коллегам принять совместное решение о выводе из эксплуатации части провозных емкостей. Государство пока идею не поддерживает: замминистра Валерий Окулов заявил, что она «не отвечает государственным задачам», наоборот, нужно «наращивать количество авиалиний». Но при этом правительство так и не решило системно поддержать отрасль, а финансовое положение ее участников стремительно ухудшается.
Одной из основных проблем «Трансаэро» считается высокая долговая нагрузка. Общий объем обязательств компании по РСБУ на конец третьего квартала — почти 120 млрд руб., при этом выручка составила лишь 86 млрд руб., а чистая прибыль — 129 млн руб. По МСФО на конец первого полугодия объем краткосрочных кредитов и займов компании составил 21 млрд руб., долгосрочных — 33 млрд руб., обязательства по финансовой аренде — 40 млрд руб. Вчера в «Трансаэро» подчеркнули, что соотношение долгосрочных и краткосрочных заимствований в портфеле составило 48% к 52% по сравнению с 40% к 60% на начало года. При этом перевозчик находится «в конструктивном взаимодействии» с ведущими банками, идут переговоры по новым займам. В октябре Сбербанк выдал мандат на организацию синдицированного кредита на 45 млрд руб. и открыл «Трансаэро» кредитную линию на 800 млн руб. на 34 месяца. В банках от комментариев отказались.
По данным “Ъ”, правительство в курсе проблем российских авиакомпаний, в том числе «Трансаэро», и обсуждало различные формы их поддержки. Осенью министр транспорта Максим Соколов говорил, что сложности касались доступности кредитов и их реструктуризации, но «после определенного взаимодействия с банковским сектором» они были сняты. В сентябре «Трансаэро» обратилась в Минэкономики за госгарантиями по привлекаемым кредитам до 10 млрд руб. Вчера в министерстве “Ъ” сообщили, что вопросы господдержки «Трансаэро» находятся в компетенции Минтранса. Но там придерживаются жесткой позиции: как говорил на этой неделе «РИА Новости» господин Соколов, поддержки авиакомпаний не будет: решение правительства в рамках данного бюджетного цикла по этим видам расходов не принято. По данным источников “Ъ” в правительстве, урегулировать финансовое положение «Трансаэро» помогала и спикер Совета федерации Валентина Матвиенко.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает «вполне разумным поиск альтернативных вариантов привлечения финансирования с учетом того, что обещанный многомиллиардный кредит Сбербанка пока не поступил». Но он отмечает, что авиация традиционно является низкомаржинальным бизнесом, а с учетом нынешних трудностей в экономике и неблагоприятных прогнозов на 2015 год инвестиция в авиакомпанию «выглядит скорее как венчурный проект».
Advertology.Ru
05.12.2014
Еще статьи по теме
- "Трансаэро" на бреющем тарифе - 22.07.2015
- "Трансаэро" сделала имя на убытках - 25.05.2015
- "Трансаэро" повысила сбор за возврат билетов в полтора раза - 28.04.2015
- На ребрендинг "Трансаэро" пожаловались в прокуратуру - 23.04.2015
- "Трансаэро" оставила топ-менеджмент без бонусов и затеяла ребрендинг - 09.04.2015
- "Трансаэро" собирается обратиться за новыми госгарантиями - 19.03.2015
- "Уральские авиалинии" не пустили в Тбилиси - 29.12.2014
- "Трансаэро" позволят еще полетать - 25.12.2014
- "Трансаэро" спешит за помощью - 22.12.2014
- Грузия прикроет "открытое небо" - 04.12.2014
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий