БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ РІ западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность Рё символикаБЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ РІ западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность Рё символика. Разнообразный, пестрый Рё таинственный РјРёСЂ бытовых образов, впервые ставших РІ XV–XVII веках предметом столь пристального художественного интереса, раскрывается здесь Рё РІ его живописной стилистике, ренессансной или барочной, Рё РІ его смысловых подтекстах, светских Рё религиозных. РљРЅРёРіР° адресована как специалистам искусствоведам, так Рё всем, РєРѕРјСѓ интересен РјРёСЂ старинных картин Рё старинного быта. РљРЅРёРіР° доктора искусствоведения Рњ. Рќ. Соколова, посвященная западноевропейской жанровой живописи XV—XVII веков, предлагает радикально новый взгляд РЅР° содержание светского искусства этого периода. Автор использует многочисленные современные работы РЅР° эту тему, РЅРѕ РІ то же время критикует РёС… Р·Р° чрезмерную односторонность. Согласно его мнению, понимание ранних жанров РЅРµ должно сводиться Рє мотивам «критики нравов», «обличению человеческих грехов» либо просто Рє «смеховой разрядке». РќРё сатирические или негативно-дидактические, РЅРё чисто смеховые черты жанровой живописи РЅРµ дают ключа Рє постижению ее принципиальной образной РЅРѕРІРёР·РЅС‹. Рњ. Рќ. Соколов выдвигает гипотезу, которая, СЃ его точки зрения, может пролить свет РЅР° сущность этой РЅРѕРІРёР·РЅС‹. Почти РІСЃРµ раннежанровые образы были проникнуты культом РџСЂРёСЂРѕРґС‹ как универсального начала, регулирующего жизнь Рё противостоящего традиционному средневековому теоцентризму. Достигшее РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ расцвета РЅР° рубеже РЅРѕРІРѕРіРѕ времени, почитание РџСЂРёСЂРѕРґС‹-Матери сочетало РІ себе гуманистическое философское умозрение СЃ утопической поэзией. Поэтому РѕРЅРѕ находило активный отклик именно РІ художественном сознании, порождая стиль, который можно условно назвать натурфилософским реализмом. Наряду СЃ РџСЂРёСЂРѕРґРѕР№ важнейшее значение для сложения этой эстетической модели имели понятия Любви, Фортуны, Смерти Рё Времени как космических энергий, предопределяющих течение Рё РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ, Рё историко-социального бытия. Бытовые жанры непосредственно отразили эти новые взгляды РЅР° человека Рё РїСЂРёСЂРѕРґСѓ. Автор последовательно рассматривает как процессы обмирщения, жанризации религиозного искусства, так Рё возникновение самостоятельных светских бытовых изображений РІ нидерландской (Р° затем голландской Рё фламандской), немецкой, французской, итальянской Рё испанской школах. РџСЂРё этом РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание уделяется свадебно-семейным образам, иконографии человеческих возрастов, детства Рё старости, мотивам бедности Рё богатства, кухонным сценам, иконографии РёРіСЂ, народных празднеств, трудовых процессов. Специальные главы посвящены символике Пути Р–РёР·РЅРё, объединяющей сразу несколько важных иконологических линий, крестьянским образам, Р° также Садам Любви, РІ наиболее наглядной форме выражающим утопические чаяния ренессансного гуманизма. Шедевры РЇРЅР° Ван РР№РєР°, Босха, Дюрера, Джорджоне, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рубенса, Веласкеса, Халса, Вермера, Рембрандта Рё братьев Леяен рассматриваются РІ РєРЅРёРіРµ наряду СЃРѕ РјРЅРѕРіРёРјРё менее известными, РЅРѕ РїРѕ-своему значительными произведениями. Самобытность аргументации РІ сочетании СЃ богатством иллюстративного материала делает РєРЅРёРіСѓ увлекательной Рё для специалистов, Рё для широких РєСЂСѓРіРѕРІ читателей