Есть мнение ...

Эпоха развитого вандализма

Эпоха развитого вандализма

Искусство расписывания улиц, называемое стрит-артом, недолго держало марку модного бунта против властей и большого арт-мира. На выставке французских художников «Улицы без границ» в центре дизайна ArtPlay Валентин Дьяконов попытался понять, как революционная ситуация стала нормой.

БУКВВ этих людях ни за что не угадаешь уличных художников. Образ вандала в широких штанах с баллончиком и закрывающей лицо банданой не сочетается с внешностью очкариков и интеллектуалов, известных под псевдонимами-логотипами Jana&Js, C215, ZEVS, L'Atlas, Adek и YZ. Они больше похожи на студентов и аспирантов - а иные и на преподавателей - Сорбонны. Дело в том, что происхождение французского стрит-арта отличается от американского и британского. В англоязычном мире стрит-арт вырос в бедности, в плохом районе и особой субкультуре в основном чернокожей молодежи. Почти все сколько-нибудь заметные американские граффитчики начинали с самого низа. Английский стрит-арт тоже был средством самовыражения не самых обеспеченных слоев общества, хотя в пролетарском происхождении самого известного британца Бэнкси есть поводы усомниться - уж больно умен. В любом случае, для творчески настроенных хулиганов США и Англии были и остаются крайне важными ценности общины, района, своей тусовки - в общем, корни. Там до сих пор актуальны скандалы и перебранки по поводу того, кто кому «продался», и каждый факт сотрудничества уличного художника с коммерческой организацией вызывает резкие замечания его коллег.

Во Франции дело обстоит совершенно иначе. Большинство участников «Улиц без границ» нашли себе галереи вскоре после того, как начали заниматься стрит-артом. «Граффити - это движение, там есть свои правила - как рисовать буквы, где их рисовать и так далее»,- объясняет YZ, девушка, похожая на сотрудницу Библиотеки имени Ленина. Свою родословную она ведет не от американцев, а от знаменитых событий мая 1968 года, самого крупного и эффектного бунта в Европе во второй половине ХХ века.

«Улицы без границ» в центре дизайна ArtPlay

Тогда группа студентов, вдохновленных идеями марксистов из объединения «Ситуационистский интернационал», спровоцировала несколько акций неповиновения профессорам и властям в университетах Франции, включая и крупнейший - Сорбонну. Их примеру последовало около десяти миллионов рабочих, чья забастовка грозила выключить экономику страны и разрушить - хотя бы на время - инфраструктуру. И студенты, и рабочие хотели ни много ни мало сменить правительство и отправить в отставку тогдашнего президента Франции Шарля де Голля. Массовые выступления на улицах Парижа, однако, толком ни к чему не привели. Главный французский профсоюз пообещал рабочим поднять зарплату, а де Голль пригрозил ввести чрезвычайное положение, если все не вернутся на свои места. Забастовки и акции протеста понемногу сошли на нет через две недели после начала, а на внеочередных выборах де Голль одержал сокрушительную победу. Тем не менее, по общему мнению, май 1968 изменил атмосферу в стране и стал мостиком из мира консервативных ценностей в эпоху либерализма и толерантности.

Выброс энергии породил и свой фольклор, перлами которого до сих пор вдохновляются студенты всех стран мира. На стенах Парижа восставшие писали фразы типа «Будьте реалистами, требуйте невозможного», «Скука контрреволюционна», «Ты нужен начальнику, а не он тебе». Во время уличных выступлений появились и своеобразные «Окна РОСТА» по-французски - плакаты, изготовлявшиеся группой анонимов под вывеской Atelier Populaire («Народная мастерская»). Они в примитивистском духе оформляли лозунги неслучившейся революции и комментировали действия официальных организаций. Одним из самых известных плакатов «Народной мастерской» стало изображение полицейского с дубинкой и щитом, на котором красовался логотип SS. СМИ тоже получили свою долю критики - плакат с бутылкой и надписью «Пресса. Не принимать внутрь». Именно с «Народной мастерской» начинается история французского стрит-арта. Конечно, в 1980-е годы он получил прививку классического граффити, однако французы так и остались приверженцами интеллектуальных ценностей.

«Улицы без границ» в центре дизайна ArtPlay

БУКВ«Я начала с увлечения "новыми реалистами" - Арманом и Ивом Кляйном»,- говорит YZ. «Конечно же, я люблю Малевича. Концептуалисты на меня повлияли. И американская живопись, например дриппинг Джексона Поллока. Еще дадаисты»,- отвечает на вопрос о влияниях ZEVS. Его хорошо знают и в мире, и в Москве, по крайней мере, узкий круг здешних умельцев: Кирилл Кто, один из основателей команды «Зачем?», расписавшей этим словом многие стены Москвы, называет его «абсолютным классиком». ZEVS прославился акциями вполне в духе 1968-го. Только вектор его протеста направлен в сторону рекламы и бизнеса. Поэтому ZEVS, как и многие современные художники, работающие с чужими логотипами, представляет собой типичную мишень для судебных исков крупных корпораций. Одной из самых известных его работ является потекший логотип Chanel, нарисованный на бутике Giorgio Armani. И та и другая фирма выставили ZEVS'у счета на несколько сотен тысяч евро за ущерб деловой репутации. Впрочем, совершенно справедливо: именно ущерб он и собирался нанести. В другой раз ZEVS занялся киднеппингом и «похитил» с плаката кофейной корпорации Lavazza в Берлине изображение модели, аккуратно вырезав его по контуру. За возврат картинки он требовал выкуп в размере €500 тыс., который предсказуемо не получил.

Подобные высокотехнологичные хулиганства для других французов не характерны. Работы C215, YZ и дуэта Jana&Js больше похожи на дипломы выпускников Суриковского училища, только выполненные в ярких, привлекающих внимание цветах: на улице художник, как и рекламщик, не может позволить себе быть невидимым. Особенно близок традиционной школе C215, который для работ, сделанных в Москве, выбрал соответствующую натуру - православного священника и женщину средних лет, обычную посетительницу магазина «Копеечка». Портреты современников выдают в С215 современного передвижника.

«Улицы без границ» в центре дизайна ArtPlay

Налицо интересный парадокс. С одной стороны, уличные художники являют собой пример авангардного бескорыстия. Ими движет футуристическое желание приравнять улицы к палитрам и противопоставить коммерческим украшениям городов - рекламе, вывескам, объявлениям - чистое искусство. К тому же они творцы вне закона, и то, что они делают на улицах, владелец стены имеет полное право закрасить, да еще и заявить в полицию. С другой стороны, энтузиазм уличных художников противостоит тотальному скепсису мира искусства, обитатели которого предпочитают высказывать сколь угодно радикальные взгляды в безопасности белых стен галереи или музея.

Стрит-арт эстетически консервативен, и на стенах галерей он выглядит очень традиционно. Но тут есть важный нюанс. Пусть акции дадаистов, которыми вдохновляется ZEVS, или гиперреализм, которому следуют C215 и Jana&Js, давно переварены большим арт-миром и помещены под стекло, но к городской среде все эти приемы, от коллажа до инсталляции, не применялись. И в новых обстоятельствах они выглядят живо. Чем менее комфортно становится в современных городах, тем уместнее в них стрит-арт. Собственно, современный уличный художник намного ближе архитектору и ландшафтному дизайнеру, нежели профессионалу, строящему карьеру в галереях. Участие в коммерческих историях не кажется мастерам стрит-арта недопустимым и постыдным.

Уличное искусство как общественное служение - вот кредо французов. Степень серьезности у них зашкаливает: сказывается наследие 1968 года. «В 2003 году я сделала проект "Открой глаза",- рассказывает YZ,- и посвятила его войне в Ираке. А скоро поеду в Гваделупу и буду делать там серию работ, посвященных истории страны - колонизации, рабству». «Мы, конечно, художники не политические и никогда не писали на стенах агитационные лозунги и призывы,- говорит Js.- Но свое творчество я рассматриваю как социологический проект, мне интересно исследовать связь между городом и его жителями».

«Некоторые критики и теоретики хотят отделить стрит-арт от искусства вообще, но на самом деле это единая среда. Главное, чтобы художник был хороший»,- уверен Js. Это мнение потихоньку становится общим местом. Нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) приглашает уличного художника по прозвищу Poster Boy по-своему переиначить рекламную кампанию МоМА в местном метро. На родине Бэнкси, в Бристоле, проводят референдумы по поводу того, оставлять ли его граффити на стенах. Хотя у уличных художников к именам на слуху отношение скептическое. «Я уважаю Бэнкси,- говорит ZEVS,- но ведь то, что он делает,- это, в сущности, карикатуры».

Пока ни в одном музее мира нет отдела коллекционирования и хранения стрит-арта, но можно предположить, что скоро появится. Еще одно усилие, вандалы, и ваши работы будут висеть на стенах Лувра, а хулиганы нового поколения займутся чем-то другим. Например, незаконным высаживанием деревьев и прочей растительности.

«Улицы без границ» в центре дизайна ArtPlay

Валентин Дьяконов «Власть»
Advertology.Ru

09.07.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.09.2024 - 11:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация