Новости

Рекламный рынок Петербурга. Итоги – 2022, прогнозы – 2023

Рекламный рынок Петербурга. Итоги – 2022, прогнозы – 2023

Можно сказать, что испытанный коронакризисом петербургский рекламный рынок встретил 2022 год подготовленным. Иностранные компании-рекламодатели стали исчезать с городских рекламоносителей ещё два года назад, в 2022 году к ним присоединились торговые сети, производители продуктов питания, автодилеры и прочие. Однако их довольно быстро заместили местные компании.

По итогам года картина по объёмам рекламы в средствах её распространения получилась следующая:

Сегмент

Объём (без НДС), млрд рублей

Динамика к 2021 году, %

Наружная реклама

3,4

+8

Реклама на транспорте

1,14

-16

Пресса

0,7

-12

Радио

0,804

+1,2

ИТОГО офлайн-каналы

6,044

-0,6

 

 

 

Телевидение

Оценку не проводили

-

ТВ-спонсорство

0,072

+20

 

 

 

Интернет

46,86

+17

в т.ч. Branding

12

+20

в т.ч. Рerformance

34,86

+16

 

 

 

Промоиндустрия

5,7

+10

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА

Рынок наружной рекламы Петербурга продолжает расти. В 2022 году объём сегмента составил 3,4 млрд рублей, что на 8% больше, чем в 2021 году. Эксперты отмечают, что самым удачным выдался четвёртый квартал.

На рост оказывают влияние медиаинфляция в сегменте и диджитализация носителей. На начало 2023 года доля цифровых конструкций в денежном эквиваленте составляет 38%, в поверхностях – 25%.

Основными заказчиками наружной рекламы в 2022 году стали компании из следующих сфер: недвижимость и строительство, туризм и развлечения (мероприятия, рестораны), интернет-ресурсы, оптово-розничная торговля, банки. На щитах стало меньше рекламы медицинских услуг, автодилеров, автосервисов и мобильных операторов. Соотношение федеральных и локальных рекламодателей из года в год остаётся на уровне 60% и 40% соответственно. Доля агентств и прямых рекламодателей зависит от операторов и от схемы их работы с рынком.

Прогноз на 2023 год эксперты дают положительный, учитывая спрос, заполняемость и другие тенденции.

ТРАНЗИТНАЯ РЕКЛАМА

В 2022 году сегмент потерял 16%, произошло это вследствие транспортной реформы, которая полностью убрала рекламу с наружных поверхностей наземного пассажирского транспорта. В предыдущие периоды доля этого носителя составляла примерно 20% в общем объёме сегмента петербургского транзита.

У остальных участников рынка транзитной рекламы (метрополитен, аэропорт Пулково и железная дорога) динамика по итогам 2022 года положительная.

В целом объём сегмента эксперты оценили в 1,14 млрд рублей.

ПРЕССА

Пресса отмечает 2022 год как неудачный. Исключение составляет лишь первый квартал, когда в январе – феврале наметился локальный рост, но с марта тренд на падение преодолеть не удалось. Совокупный объём сегмента в 2022 году составил 700 млн рублей, и это минус 12% по отношению к 2021 году. Петербургский рынок избежал фатальных падений, которые произошли, например, у федеральной прессы (сокращение сегмента глянцевых изданий минимум в два раза), но тренд, начавшийся в 2020 году, на уменьшение количества выходов изданий имел место и в 2022 году.

Стандартно в петербургской прессе федеральных рекламодателей не более 6%, доля агентств не более 10%.

Рекламодатели-лидеры на протяжении двух последних лет – медицинские услуги, ретейл, недвижимость, массовые мероприятия, «фарма». В некоторых изданиях активно стали рекламироваться финансовые организации. Резко вырос сегмент оккультных услуг.

Прогноз на первый квартал – рост примерно на 5%. Долгосрочные прогнозы эксперты делать не берутся, так как несмотря на приток новых рекламодателей, сохраняется тренд на краткосрочные договоры.

ИНТЕРНЕТ

Для интернета 2022 год выдался стрессовым: значительное сокращение рекламного инвентаря с одновременным уходом ряда крупнейших рекламодателей в первом полугодии и ужесточение государственного регулирования – во втором. Эти вызовы привели к разнонаправленным трендам в сегменте интернет-рекламы. В марте произошёл резкий отток бюджетов, который, впрочем, снизил темпы прироста только по итогам первого квартала. Второй квартал показал, что несмотря на все потрясения сегмент восстановился и по итогам третьего квартала прирост достиг уверенных 20%. Четвёртый квартал сохранил тенденцию прироста, но темпы были ниже.

По итогам года рост регионального рынка интернет-рекламы составил 17% и достиг показателя в 46,86 млрд рублей.

Важно отметить значительный рост по отдельным продуктам: поисковая реклама в «Яндексе» (+38%), Telegram Аds, реклама на маркетплейсах. Рекламы на локальных площадках также стало больше, их предпочитают использовать для продвижения в основном местные компании, они составляют 75 – 80% в структуре продаж, а доля агентств существенно зависит от специфики площадки и варьируется от 60 до 90%.

Драйверами роста для интернета стали недвижимость, медицина, банки, ретейл. Активно рекламировалось онлайн-образование. Е-commerce продолжил наращивать бюджеты. По данным платформы eLama, внушительный рост показали субъекты МСП: 53% в третьем квартале и 52% в четвёртом квартале.

По оценке экспертов, темпы роста подсегмента branding были выше, чем у performance. Это происходило по причине дефицита инвентаря в performance подсегменте и, как следствие, роста стоимости заявок. В этих условиях, в рамках пересплитовки рекламных каналов и отчаянными поисками рекламодателями альтернативных рекламных инструментов, произошел более значительный рост в подсегменте branding.

В целом, можно сделать вывод, что такие события, как сокращение привычного инвентаря и уход части крупных рекламодателей, не привели к падению рынка, а дали толчок развитию локальных рекламных площадок и спровоцировали активность российских брендов, которые начали занимать освободившиеся на рынке ниши.

Пока непонятно, как повлияют на рынок законодательные изменения относительно маркировки интернет-рекламы. Нововведения, кроме прозрачности, несут необходимость дополнительных затрат на маркировку, что, несомненно, увеличит стоимость рекламы в интернете.

Таким образом, 2022 запустил механизмы глубокой трансформации сегмента интернет-рекламы, которая продолжится и в 2023 году.

Учитывая все эти факторы, эксперты прогнозируют по итогам 2023 года рост в достаточно широких границах: от 10 до 20%, в зависимости от макроэкономических и законодательных изменений.

РАДИО

Сегмент радиорекламы вырос на 1,2%, эксперты оценили его в 804 млн рублей.

Первое полугодие оказалось сложным, особенно второй квартал. Во втором полугодии сегмент показал уверенный рост.

Драйверами для восстановления послужили компании из следующих категорий: недвижимость (+40%), DIY ретейл, медицина, продуктовый ретейл, маркетплейсы. Из рекламных блоков практически исчезла реклама мобильных операторов. Локальные компании обеспечивают 70% бюджетов. Агентства и прямые заказчики традиционно представлены в сегмента 50/50.

Эксперты прогнозируют в 2023 году рост примерно на 10%, в том числе за счёт инфляции и возвращения некоторых категорий рекламодателей, например, автодилеров.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

В 2022 году локальные компании в Санкт-Петербурге активно использовали ТВ для своего продвижения. Это позволило локальному рынку продемонстрировать положительную динамику по итогам 2022 года к 2021 году.

Общее количество рекламодателей на локальном рынке города выросло на 5%, а количество новых и вернувшихся рекламодателей (не размещались 2 года и 1 год соответственно) – на 13% в 2022 году по сравнению с 2021 годом.

Лидерами локальных продаж по объёмам в 2022 году стали: недвижимость, ретейл, медицина. Доля федеральных рекламодателей на рынке Петербурга по итогам 2022 года составила 76%, а доля прямых рекламодателей выросла до 61%.

2022 год продемонстрировал, что российский бизнес готов быстро адаптироваться и развиваться, используя для этого в том числе инвестиции в ТВ-рекламу. Положительный тренд 2022 года на локальном рынке Петербурга продолжился вплоть до текущего момента, и эксперты рассчитывают на его развитие в течение всего года.

ТВ-СПОНСОРСТВО

По совокупным данным от каналов «Санкт-Петербург» и «78» объём сегмента в 2022 году составил 72 млн рублей и показал рост на 20%.

Сферы и заказчики отличаются в зависимости от каналов. На канале «Санкт-Петербург» возможности спонсорства активно используют медицинские услуги, телекоммуникационные компании, продуктовый ретейл и нефтегазовая отрасль. Также канал регулярно реализует государственные контракты. Доля локальных клиентов составляет 90%, при этом работают местные компании в основном напрямую, доля агентств всего 16%.

На канале «78» спонсорские интеграции практикуют застройщики, медицинские организации, юридические услуги и банки. Федеральных заказчиков тут больше – 35%. С агентствами реализуется примерно 20% проектов.

В 2023 году ожидается рост примерно на 7%, удачный первый квартал уже подтверждает позитивные прогнозы.

ПРОМОИНДУСТРИЯ

Петербургский рекламный рынок может гордиться местными игроками в сфере промоиндустрии. Несмотря на то, что заказчики на 85% состоят из федеральных компаний, креативность и качество петербургского мерча принесли региональному рынку в 2022 году 5,7 млрд рублей, и это на 10% больше, чем годом ранее.

Обеспечивать развитие рынка, в том числе, помогают кооперации с креативной индустрией, производством одежды и товарами народного потребления.

Промопродукцию как инструмент продвижения преимущественно используют банки, телекоммуникационные компании, организации из сферы недвижимости, FMCG и фарминдустрии.

Прогнозы у представителей сегмента оптимистичные – рынок вырастет на 15 – 20%.

27.03.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.02.2025 - 11:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация