Статьи

"Никто не называет американскую валюту $ollar"

"Никто не называет американскую валюту $ollar"

Дизайнер и шрифтовик Юрий Гордон о знаке рубля

Знаки рубля в различных шрифтовых гарнитурах студии «Леттерхед»

На этой неделе на сайте Банка России открылось голосование за знак рубля — символ российской валюты, выбирать который начали еще в 2007 году. В список из пяти претендентов, вынесенных на голосование Центробанком, вошел знак, выбранный инициативной группой специалистов, внедренный ведущими шрифтовыми компаниями России и уже несколько лет де-факто использующийся. По просьбе «Ленты.ру» один из участников инициативной группы, художник, дизайнер и шрифтовик Юрий Гордон рассказал, каким должен быть символ рубля, и прокомментировал предложенные ЦБ варианты.

Что такое знак рубля?

Знак рубля, как и знак любой другой валюты, — это символ, условное обозначение, которое используется для сокращения ее названия. Основные мировые валюты имеют такие знаки: $, €, £, ¥. Они доступны для набора со стандартной латинской клавиатуры (U.S.) и других клавиатурных раскладок. Всего таких знаков тридцать, включая, например, недавно введенный знак украинской гривны — соседи нас опередили.

Для чего нужны знаки валют? Во-первых, это престижно. Получив свой знак валюты, государство показывает миру стремление к сильным, стабильным, надежным деньгам. Во-вторых, это удобно: $1 — два знака, а 1 US dollar — девять (и два пробела). В-третьих, официальный знак валюты унифицирует ее обозначения. Сейчас мы пишем 1 р., 1 руб., 1 рубль и даже 1—, что не всегда удобно, а иногда просто непонятно.

Удобство знака валюты мы по-настоящему почувствуем после его регистрации в международном компьютерном стандарте Unicode: после этого знак будет введен в состав системных шрифтов компьютерных операционных систем.

Символ валюты — это, конечно, не новый герб государства, но и не просто значок шрифта. Это наш вклад в мировую систему визуальной идентификации. Важно поэтому, чтобы он был простым и удобным. Попытки нарисовать такой символ ведутся уже лет 15 — первый конкурс «Знак рубля» был проведен газетой «Коммерсантъ» и клубом «Портфелио» в 1999 году. С тех пор подобных конкурсов на разных уровнях проводилось множество.

Как он должен выглядеть

Первый официальный конкурс в 2007 году провел Центробанк. При этом в вопросе выбора символа национальной валюты ЦБ решительно отказывался прислушиваться к голосу людей, профессионально и ежедневно занимающихся знаками, буквами и логотипами. В результате в финал конкурса вышло черт знает что.

Практика показала, что основные типы символов, присылаемых на различные конкурсы, совпадают. В частности, все варианты знака, представленные на конкурсе Центробанка в 2013 году, уже рассматривались в 2007-м. Этот вывод — о совпадении присылаемых на все последующие конкурсы знаков — принципиально важен. С 2007 года прошло шесть лет, но ничего нового, достойного внимания, так и не придумано.

Юрий Гордон

Одновременно известный дизайнер, арт-директор студии «ИМА-дизайн» Эркен Кагаров собрал инициативную группу для определения критериев и выбора знака рубля по итогам конкурса 1999 года. В состав этой группы вошли ведущие московские студии, в том числе и все основные производители шрифта в России: компания «ПараТайп», студия «Леттерхед», «Студия Артемия Лебедева». Сразу оговорюсь: мы не преследовали никакой личной выгоды, все работы по анализу вариантов и введению принятого знака велись добровольно и бескорыстно.

Проанализировав работы, присланные на конкурс 1999 года, мы разработали требования к знакам и критерии их оценки. Во-первых — простота графики. Во-вторых — отличие от уже существующих в основных шрифтовых системах знаков письма. В-третьих — интуитивная понятность представителю русскоязычной культуры. Знак вводится прежде всего во внутренний оборот, поэтому важнее, чтобы его правильно восприняли россияне, чем иностранцы.

Далее: знак должно быть удобно писать от руки (помимо прочего, моторное запоминание — самое быстрое и надежное). Знак должен быть односоставным, то есть состоять из одной графемы — такой символ быстрее считывается, как правило, занимает меньше места и проще интегрируется в табличный набор. Кроме того, важна шрифтонезависимость: в обиход вводится именно символ, а не знак конкретного шрифта. Эта графема должна поддаваться стилизации под любую гарнитуру существующего или будущего шрифта при дополнении их знаком рубля.

Плотность знака должна быть равномерной: важно отсутствие перегруженных штрихами зон, слишком мелких, необязательных штрихов. Эти параметры приобретают решающее значение в мелкокегельном наборе. Знак не должен заплывать в четвертом кегле текстового шрифта. Ширина знака должна быть не больше, чем у самой широкой цифры (0). Важный параметр: в наборных шрифтах ширины валютных знаков должны соответствовать ширинам цифр для упрощения табличного набора. Знак должен быть интуитивно понятен иностранцу, знакомому с латиницей. Ну и, наконец, важно наличие «фишки», легкой необычности в пределах нормы, способствующей запоминанию и распознаванию.

Что мы имеем

Давайте теперь разберем по этой системе пять знаков, выставленных на обсуждение в 2013 году.

Вариант1

Вариант 1. Знак похож одновременно на русскую Р и на перевернутый знак параграфа.

Плюсы:

а) простота графики;
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют;
в) некоторое сходство с русской буквой Р.

Минусы:

а) на письме знак превращается в латинскую D;
б) иностранец прочитает знак в наборе как латинскую П, а в скорописи — как латинскую Д;
в) у типографа знак вызывает устойчивую ассоциативную связь: «в начале был абзац».

Такой знак неудобен для воспроизведения в жирных и декоративных шрифтах. Кроме того, он слишком прост и оттого слишком требователен к форме. Его трудно изменять без потери сходства с прототипом. А это очень большой минус для типографического знака.

Вариант 2

Вариант 2. Русская Р, перечеркнутая ниже полуовала горизонтальным штрихом. Нижняя часть полуовала также переходит в перечеркивание.

Плюсы:

а) простота графики;
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют;
в) достаточное различие с буквой Р;
г) достаточное сходство с буквой Р;
д) интуитивная понятность русскоязычному человеку;
е) удобство на письме;
ж) нормальная ширина знака;
з) нормальная плотность штрихов.

Минусы:

а) знак интуитивно не понятен пользователям латиницы.

Этот знак уже входит в сотни шрифтов. Его строили лучшие шрифтовые дизайнеры России Александр Тарбеев (кстати, один из авторов этого варианта) и Владимир Ефимов. Знак доказал свою идеальную «профпригодность» в самых сложных вариантах букв. И ни разу не вызвал серьезных проблем с точки зрения конструкции.

Вариант 3

Три остальных знака являются вариантами одной идеи. Двухэтажные знаки представляют из себя, по сути, дробь, в числителе которой кириллическая буква Р, а в знаменателе — некое подобие буквы У. Вместе они должны прочитываться то ли как лигатура RУ, то ли как латинская R с диагональным подчеркиванием или перечеркиванием.

Плюсы:

а) некоторое сходство с имеющимися знаками валют

Минусы:

а) сложность конструкции — зачем дробь, если есть целое число?
б) буквы, входящие в двухчастный знак, в полтора раза меньше, чем на двух вариантах, рассмотренных выше;
в) лигатура всегда сложнее в написании и воспроизведении, чем одиночная буква;
г) знаки до конца не понятны ни кириллическому, ни латинскому человеку;
д) знаки слишком широки, намного шире стандартных цифр. Это приведет к сильным искажениям формы в попытках привести ее к соответствию с остальными знаками шрифта. Хороший пример такой же ошибки — изначально утвержденный знак € круглой формы, который был повсеместно заменен знаками на базе буквы C;
е) эти знаки неудобно и непонятно как писать — то ли в строчку, то ли в столбик;
ж) во многие шрифты, особенно жирных начертаний, эти знаки просто не встанут.

Из трех вариантов латинско-русской лигатуры первый и второй просто плохи, а третий кошмарен. Их нельзя сравнивать с двумя первыми — проигрыш по всем параметрам.

Лучшим вариантом является знак № 2. Он имеет только один недостаток: латиняне прочтут его как P и станут дразнить нашу валюту Публем. С моей точки зрения, public (народный, общий) — не такой уж плохой эпитет для национальной валюты. Кстати, насчет первой буквы. Как-то никому не приходит в голову именовать американскую валюту $ollar, а британскую £ound. Привыкли? И к рублю «на п» привыкнут. А если рубль будет еще и сильным, надежным и потому желанным, дразнилки быстро закончатся. Но это уже не в компетенции графических и шрифтовых дизайнеров. Это задача для ЦБ.

Некоторые энтузиасты считают, что у рубля есть международный потенциал чуть ли не в качестве новой резервной валюты. Может быть и есть, не берусь судить, но в любом случае это дело далекого будущего. А сейчас мы собираемся ввести знак для валюты внутренней, национальной. Государственным языком РФ является русский, основной системой письма — кириллица. Рубль пока имеет официальное хождение только в пределах наших границ. Значит, для внутреннего обращения естественно использовать букву из собственного алфавита, не правда ли?

Все то, что делает ЦБ в отношении знака рубля в течение шести лет, небольшая группа настоящих профессионалов успела за две недели. С тех пор ни один из наших выводов не утратил силы. Принятый тогда знак рубля успешно функционирует везде, где его используют, и завоевывает все большую популярность. Он полностью оправдал ожидания.

Под давлением обстоятельств господа из ЦБ вынуждены были включить знак в свой опрос, чего не было в прошлые годы. Надеюсь, здравый смысл победит и Россия получит нормальный, удобный, аккуратный — и абсолютно бесплатный знак для собственной валюты.

Юрий Гордон, lenta.ru
Advertology.Ru

11.11.2013

на печать


Комментарии

александрМ
12.11.2013 14:02 | сообщение #1
 

аргументированно и в высшей степени профессионально защищается уже опробованный вариант знака.
на мой взгляд простого потребителя Рубля - лучший знак - знак №1 / он проще в написании, а потому легче в скорописи, что чрезвычайно важно в ежедневной работе /.
хотя знак №2, тоже хорош, но со скорописью - проблема.
а, что там кто будет думать, то это должно волновать меньше всего \ если это в рамках приличия \, ведь никто не задумывается по поводу того, какие ассоциации вызывают уже принятые знаки.
так, что - за знак №1!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.05.2024 - 03:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация