Новости

Конфессия - маркетолог: на конференции "Игроника" первые лица российской рекламы задались вопросами веры

Конфессия - маркетолог: на конференции "Игроника" первые лица российской рекламы задались вопросами веры

Во что верят маркетологи, которые внушают своей пастве веру в бренды, почему рекламисты всерьез опасаются потерять контакт с аудиторией и как отличить добро от зла в маркетинге. Такие вопросы задавали друг другу участники конференции «Статус 2024», которую организовали группа «Игроник» и Издательский Дом «Коммерсант». ADPASS проследил за тем, как первые лица российской рекламы решали стоит ли верить в магию цифр, в том числе в KPI, бонусы и EBITDA; может ли иррациональная вера в бренд соседствовать с рациональной аргументацией в рекламе; является ли шопинг новым типом медитации или йогой, а также чем опасно неосознанное потребление.

При беглом прочтении название конференции тянуло на религиозный диспут: «Общество постпотребления — во что мы верим и верим ли вообще?». Правда, ADPASS так и не удалось обнаружить среди гостей и участников мероприятия, которое проходило в пятизвездном отеле «Рэдиссон коллекшен», хотя бы одного ярко выраженного представителя какой-либо религиозной конфессии. Одежда гостей заставляла предположить, что, возможно, собравшиеся веруют в потребление: в зале было много господ в недешевых костюмах, часть из которых сняли пиджаки, демонстрируя белоснежные рубашки, и дам, роскошные наряды которых тщательно имитировали недорогой кэжуал.

Предположение подтвердилось, когда конференцию открыл коммерческий директор «Первого канала» Петр Шепин, облаченный в черную футболку с надписью белыми латинскими буквами «Pravda» на красном фоне.

– Тема «во что мы верим?» – сложная. Вопросы веры – это всегда вопросы страстного убеждения другого в своей правоте, а мы как индустрия верим только в одно – что официальным данным верить нельзя, – открыл он дискуссию. – Поэтому поговорим про общество постпотребления. Братья Стругацкие в свое время сообщили нам, что будущее нельзя предвидеть, его можно только изобрести. И вот мы тешим себя иллюзией, что мы как раз те, кто с нашими талантами и компетенциями в маркетинге, создании упаковки и смыслов изобретает будущее.

Тут же выяснилось, что иллюзионисты-маркетологи, внушающие своей пастве веру в бренды, сегодня всерьез опасаются потерять контроль над аудиторией.

Соведущая – глава селлера «ГПМ Реклама» (холдинг «Газпром-медиа») Екатерина Веселкова в светло-сером пиджаке – сходу припугнула собравшихся. Она предложила поразмышлять над рисками и привела в пример активно развивающееся за рубежом движение FIRE (Financial Independence Retire Early), следующие которому представители юного поколения минимизируют свое потребление.

– Они не готовы тратиться на бренды, для них важнее накопления и инвестиции. Такая модель анти-потребления становится трендом. В России это пока не воспринимается как риск, поскольку мы, наоборот, на пике потребительской активности. А реклама – драйвер потребления, топливо для бизнеса. Но будет ли так всегда? – задала вопрос, который явно взволновал собравшихся.

«Если говорить цинично и откровенно»

И все же, хоть движение FIRE еще не добралось до России, с отечественным потребительским бумом не все было гладко. Дело в том, что, несмотря на изобилие товаров, россияне, как пояснили выступающие, потребляют неосознанно. Глава главного продавца телерекламы Национального рекламного альянса (НРА) Алексей Толстоган в кремовом пиджаке-куртке и голубой джинсовой рубашке посетовал на то, что никто не знает названий массы брендов, которые стоят на полках торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит», так как эти марки не продвигаются.

– Нельзя сказать, что продукты, которые стоят в торговых сетях в этих ярких и красивых упаковках, некачественные. Мы сейчас находимся на пике, никогда у нас в стране не было такого потребления, как за последние 30 лет, полки ломятся от товаров, но это уже не работает, – сказал он. – Зайдя в обычный магазин или на маркетплейсы Wildberries и Ozon, сталкиваешься с бесконечным количеством товаров, это просто ящиком пандоры какой-то. Завоевывать потребителя с помощью упаковки уже не получается, только с помощью смыслов.

Дискуссия о том, во что верит потребитель, а вот что – участники рекламного рынка, набирала обороты.

– Раньше мы как медиаканал наружной рекламы работали над построением знания бренда, а с объединением с Wildberries стали смотреть, как знание бренда влияет на сделку, то есть на покупку того или иного продукта, – делился новым знанием главный исполнительный директор объединенной компании Wildberries и Russ Роберт Мирзоян в строгом темно-синем костюме и голубой рубашке без галстука. – В этом смысле Russ является большой витриной для всего Wildberries в 145 городах, и за последние месяцы было очень интересно наблюдать за влиянием инструментов наружной рекламы на рекламу, которую мы размещаем внутри маркетплейса.

Беглый разбор полетов показал, что со смыслами в рекламе тоже не все так однозначно.

– Мы сейчас живем в эпоху «купи, зайди, получили скидку» – чудесных рациональных предложения, которые так много, что они смешиваются и становятся неотличимы друг от друга, к рекламным слоганам при этом развивается слепота. Надо ли продолжать такую стратегию – вопрос, над которым надо подумать маркетологам, – сетовал генеральный директор селлера «Эверест» Владимир Бабков. Он тоже был в темно-синем костюме без галстука. – Нередко покупатель считает, что он совершил покупку, исходя из рационального предложения, но на самом деле это было сделано из эмоциональной привязки к бренду. Поэтому правильно помнить, что реклама всегда была искусством.

Вопрос иррациональности веры в бренд и рациональной аргументации, которую используют рекламодатели, требовал своего разрешения. Справиться с противоречием попытался управляющий партнер группы SkyAlliance Василий Туровец, на котором была белая рубашка в крупную клетку.

– У нас потребитель, в первую очередь, рационален – для категорий финансовых услуг и ритейла, с которыми мы работаем, неосознанный выбор не свойственен, тут 70% – это рациональность и только 30% – эмоция и «хочу». Другое дело – покупка люксовых товаров и автомобилей, где доля эмоциональной составляющей 80%. Но вообще наш потребитель стал очень рационален и требователен, три четверти всегда стремятся за скидками и кэшбеками.

Тезис о рациональности потребителя так взволновал Петра Шепина с «Первого канала», что он снова принялся цитировать братьев Стругацких, когда-то написавших, что девять из десяти не знают отличия света от тьмы и не знают пользы своей.

– Если говорить цинично и откровенно, то эти девять – наши клиенты, которым мы помогаем создать ненужную им потребность, чтобы продать необязательный им товар.

В этот момент стало казаться, что решившийся на откровенность представитель «Первого канала» этим не ограничится. Но новых разоблачений не последовало и он принялся рассуждать о том, что все рекламодатели существуют в режиме жесткой конкуренции – «Ролекс» с «Картье», а банки – друг с другом, хотя ключевая ставка у них одинаковая, а продукт коммидитизирован до предела: у каждого банка сегодня есть депозит, кредит и кэшбек, а в рекламе – знаменитости плюс кэшбек.

«Никакой рациональности ни в потребителях, ни в себе»

Как потребителю в такой ситуации отличить маркетинговое добро от зла Петр Шепин, правда, не объяснил. Еще больше смазала черно-белое восприятие рекламного мира директор по маркетингу и коммуникациям Национальной системы платежных карт (платежная система «Мир», система быстрых платежей) Елена Мелихова в черном брючном костюме и белой рубашке.

– Очень тяжело быть банком, проблема в том, что все они предлагают одинаковые продукты, получается конкуренция креативов и кэшбеков. Например, очень тяжело продать такой прекрасный платежный продукт, как биометрия: он очень удобный и выгодный, но надо предпринимать креативные усилия для того, чтобы объяснить его ценность и механику, научить потребителя отличать свет от тьмы.

Но среди собравшихся нашлись и такие маркетологи, кто не был поражен неверием в рекламу банковских услуг.

– А мне кажется, что на нашем банковском рынке вполне себе комфортно, – подключился к дискуссии директор по маркетингу, дизайну и привлечению клиентов Альфа-банка Алексей Гиязов в светлой рубашке в совсем крупную клетку.

Он принялся сыпать парадоксами. Сходу предложил поговорить про продукт банков, которого, по сути нет: и упаковка отсутствует, и ставки везде примерно одинаковые. Потом сказал, что никакой рациональности ни в потребителях, ни в себе не видит, так как люди – социальные животные и сначала бессознательно принимают решения, а потом стараются как-то себе объяснить свой выбор. Но если посмотреть рекламу Альфа-банка, то она суперрациональная. Правда, рациональность эта мнимая и ее задача воздействовать на эмоции с помощью цифр и вбить в голову потребителю, что Альфа-банк – «это Альфа Выгодно».

К чему приводит вера в магию цифр

Потом говорили еще много о чем. Екатерина Веселкова подкинула собравшимся мысль о том, что шопинг – это новый тип медитации, новая йога и занятие для расслабления с прекрасным засыпанием. Василий Туровец признался, что не все маркетологи верят в цифры – кто-то верит в бога, а кто-то – вообще в себя. Один же из руководителей большого клиента группы SkyAlliance, по его словам, верит, что реклама – это разновидность налога с продаж, который нужно заплатить, а потом окупить. Глава группы «Игроник» Никита Пипко в крахмально-белой рубашке сурово напомнил максиму о том, что маркетолог – это меч в руке клиента.

Петр Шепин призывал верить в магию цифр, в том числе в KPI (ключевые показатели эффективности), бонусы и EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации). Правда, быстро оговорился, что хоть маркетологи с продавцами и верят в цифры, но – в разные. У первых речь про показатели, свидетельствующие об эффективности, а у вторых – про выручку. В результате обе группировки маркетинговой конфессии начинают ругаться: продавцы обвиняют маркетологов в том, что они плохо их рекламируют, а маркетологи возражают, что это продавцы не умеют продавать.

Алексей Толстоган вспоминал, как на старте нулевых в головах рекламистов «была куча мифологем», связанных с тем, сколько должна длиться рекламная кампания и какова эффективная частота показа ролика. По его словам, 24 года спустя все изменилось, включая шаблоны, придерживаться которых рекомендовали западные маркетологи: рекламодатели, которые раньше год за годом покупали размещение на ТВ весной и осенью, теперь предпочитают оставаться в эфире круглый год.

Поддержал тему об изменении верований маркетологов и Алексей Гиязов. Из его слов выходило, что раньше считали будто для формирования у целевой аудитории потребности срок размещения одного флайта рекламной кампании должен составлять 5-6 недель, а потребитель должен увидеть рекламные материалы 5-6 раз. Теперь в Альфа-банке выяснили, что с учетом плотности информационного шума товар за то же время должен попасть в поле зрения человека уже 21 раз. При этом надо учитывать, что на рынке сохраняется острый дефицит качественного рекламного инвентаря. В этих условиях Альфа-банк не стал полагаться полностью на рекламный бизнес и решил создавать инвентарь самостоятельно с помощью своей платформы безналичных чаевых для бизнеса «Нетмонет».

– Каждый месяц более двух миллионов уникальных пользователей оставляют в ресторанах чаевые через эту платформу. Это крутая аудитория – они не только ходят в рестораны и демонстрируют растущий чек, они щедрые. Сейчас мы разрабатываем инструментарий, чтобы интегрировать туда рекламу, – предупредил Алексей Гиязов.

В ответ Алексей Толстоган признался, что он клиент Альфа-банка и несколько раз в неделю заходит в мобильное приложение «Нетмонет», но совершенно не хочет видеть там рекламу. При этом не отрицал, что падение качества и количества рекламного инвентаря – общемировая тенденция, которая стала нормой. Более того, глава НРА сделал все, чтобы собравшиеся поверили в то, что надо срочно вкладывать деньги в построение брендов, так как у владельцев бизнеса осталось всего несколько лет, чтобы сделать это на фоне нарастающего дефицита.

Под конец дискуссии Петр Шепин вновь обратился к творчеству братьев Стругацких.

– Был такой термин в цикле романов о мире полудня – оверсан или экстренное перемещение космического корабля из точки А в точку Б по очень опасной траектории, которая пролегает через солнце, к нему прибегали в исключительных случаях. Все, чему учились мы по Котлеру и Огилви (книги Филипа Котлера и Дэвида Огилви считаются классикой маркетинга. – ADPASS), в общем и целом уже античность. Сейчас и рекламной индустрии, и каждому из нас придется совершить свой оверсан в наступающем мире пост-пост-постпотребления. Как это делает, например, Роберт Мирзоян в случае с объединением группы Russ и маркетплейса Wildberries.

Тимур Бордюг

06.10.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (768)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Russian ambassador to U.S. "concludes" term, Russian ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (358)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Meet the motorway service station superfans who are passionate about pit stops ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (229)
    «Дураки» и «Дороги»: «расширение к посту №151849». В предыдущем посте №151849 было показано, что ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (134)
    «Варвар» и «Еретик»: «вором у вора?». Цитата: ФАС признала необоснованным повышение МТС тарифов на связь, ...
  • *
    Цитата: [url=https://img0.joyreactor.cc/pics/post/full/RIP-Джон-Амос-8614430.jpeg] Источник ...
  • Мифы и Правда о Бренд-Менеджерах (20)
    Сегодня снова наткнулся на эту статью, хотя читал лет десять назад! Названия брендов поменялись а смысл тот ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...

на правах рекламы

06.10.2024 - 13:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация