Новости

Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа"

Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа"

Подробности конфликта «Яндекса» с телеканалами и регулятором.

24 августа 2018 года Мосгорсуд удовлетворил заявления четырёх каналов из холдинга «Газпром-медиа», которые потребовали удалить из выдачи «Яндекса» пиратские копии четырёх сериалов и шоу. «Яндекс» отказался выполнять требования Роскомнадзора и может быть заблокирован вечером 30 августа 2018 года.

Хронология событий

  • 16 августа «Газпром-медиа» запустил онлайн-кинотеатр «ТНТ-Премьер», на котором транслируются сериалы и шоу каналов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, 2x2 и «Супер» — в том числе до их выхода в телеэфире.
  • 21 августа «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3 и другие каналы), Национальная Медиа Группа (РЕН ТВ, Пятый канал) и Первый канал убрали свои трансляции с главной страницы «Яндекса». По данным «Коммерсанта», компании обвинили поисковик в пиратстве.
  • 24 августа Мосгорсуд удовлетворил заявления ТНТ, ТВ-3, 2x2 и «Супер» о том, что в «Яндексе» распространяются пиратские копии сериалов и шоу, а значит на сайт должны быть наложены обеспечительные меры в виде временной блокировки не больше чем на 15 суток, чтобы каналы смогли подать иск по существу.
  • 27 августа Роскомнадзор направил в «Яндекс» уведомление о необходимости прекратить доступ к пиратскому контенту через сервис «Яндекс.Видео», иначе обеспечительные меры вступят в силу.
  • 28 августа Роскомнадзор пригрозил заблокировать «Яндекс.Видео» в течение трёх дней, если требования не будут выполнены.
  • 29 августа «Яндекс» отказался очистить поисковую выдачу и обжаловал постановление в суде, а Роскомнадзор пообещалзаблокировать «Яндекс.Видео» вечером 30 августа, если требования не будут выполнены.

Мог ли такой конфликт возникнуть за рубежом

В США действует DMCA (Digital Millennium Copyright Act, закон об авторском праве в цифровую эпоху) — документ, по которому, например, Google удаляет ссылки на нелегальный контент из выдачи. По словам Алексея Бырдина, генерального директора ассоциации «Интернет-видео», в которую входят «Амедиатека», ivi и другие российские онлайн-кинотеатры, практика работы по DMCA не вызывает конфликтов между правообладателями и платформами.

«Если бы Google в США открыл сервис, аналогичный "Яндекс.Видео", и отказался удалять пиратов из выдачи, он бы разорился на исках от правообладателей», — полагает Бырдин.

Страница поискового запроса в Google с удаленными ссылками. LumenDatabase — база данных, в которой хранятся все запросы от правообладателей.

Основатель онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев отмечает, что Google работает по DMCA и в России, удаляя ссылки на пиратский контент по запросу правообладателей. В пресс-службе «Газпром-медиа» отмечают, что тоже успешно работают с Google, и в поисковой выдаче и видеосервисах компании отражаются преимущественно легальные площадки.

По словам Бырдина, «Яндекс» тоже удаляет ссылки по DMCA, но только в версии поисковика в зоне .com.

Как борются с пиратами в России

Формально в России DMCA не работает. В России действует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому правообладатели могут запрашивать удаление нелицензионного контента с сайтов и их блокировку.

Согласно статье 15.2 закона правообладатель может обратиться в Мосгорсуд и потребовать в качестве обеспечительных мер заблокировать спорный контент на 15 дней. Чтобы избежать блокировки, сайт обязан удалить противоправный контент в срок до трёх суток.

В течение 15 суток правообладатель должен подать иск с доказательствами прав на спорный контент. Если иск удовлетворяется, а контент не удалён — суд может обязать сайт удалить спорные материалы. При повторном обращении правообладатель может требовать вечной блокировки, что приведёт к удалению сайта и его зеркал из поисковой выдачи.

Именно эту процедуру «Газпром-медиа» использует в борьбе против «Яндекса».

Почему претензии «Газпром-медиа» касаются «Яндекса» целиком

Медиахолдинг считает, что поисковик не просто показывает ссылки на пиратские сайты, а является информационным посредником, так как пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть пиратский контент на странице «Яндекс.Видео».

Пресс-служба «Газпром-медиа»: "В понимании норм Гражданского кодекса РФ «Яндекс» является информационным посредником — он предоставляет возможность размещения информации, необходимой для получения с использованием Интернета доступа к контенту, а также возможность доступа к такому контенту напрямую из сервиса «Яндекс.Видео».
На странице «Яндекс Видео» выдаются именно плееры с сайтов, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт. То есть пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть пиратский контент на странице «Яндекс.Видео»."

В Гражданском кодексе есть определение «информационного посредника», который должен нести ответственность за размещение пиратского контента, если не соблюдаются все три условия:

  • посредник не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
  • он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
  • он не знал и не должен был знать о том, что источник использует материалы, которые содержат результат интеллектуальной деятельности, неправомерно.

По мнению «Газпром-медиа», «Яндекс» поддерживает пиратов: «Яндекс.Видео» каталогизирует чужие сериалы по сериям, сезонам и озвучке, а также интегрирует в поисковую выдачу плееры с пиратским видео, чтобы не нужно было переходить на другие сайты.

Кроме того, медиахолдинг не может потребовать блокировки отдельной страницы с видео, поскольку её нет, писали «Ведомости». Поэтому в запросах «Газпром-медиа» требует заблокировать всю поисковую выдачу по названию фильма или сериала — медиакомпания хочет, чтобы сервис одномоментно удалил все ссылки на пиратские сайты из выдачи.

Почему «Яндекс» не подчиняется

В компании считают, что пиратский контент должен блокироваться на стороне владельца сайта и на «зеркалах» сайта, а на поисковики требования блокировки не распространяются и Мосгорсуд ранее поддерживал такую позицию.

Видеозаписи размещаются на сайтах третьих лиц и проигрываются в плеере с этих сайтов, а поисковая система лишь показывает ссылки на эти видео. Если видео будет удалено с сайта-источника, ссылка на это видео не будет отображаться в поиске «Яндекса», объясняют в компании.

Представители «Яндекса» заявляют, что поисковая система работает в полном соответствии с действующим законодательством во всех странах присутствия.

Кадр из сериала «Домашний арест», пиратские копии которого ТНТ требует убрать из выдачи «Яндекс.Видео» 

Что «Яндекс» думает о сотрудничестве с правообладателями

Представители «Яндекса» говорят, что компания сотрудничает с правообладателями и «выступает за честный интернет, в котором пользователю доступен качественный легальный контент, а правообладатели зарабатывают на нем свои законные деньги».

По их словам, дополнительные обязанности по фильтрации поисковой выдачи, возложенные на поисковые системы, могут привести к злоупотреблениям со стороны правообладателей и нечестной конкуренции. «Яндекс» считает, что у правообладателей есть законные способы по блокировке сайтов с нелегальным контентом и их зеркал.

Есть ли у правообладателей претензии к «Яндексу» целиком

У «Газпром-медиа» возникли претензии только к «Яндекс.Видео», так как на нём выдаются именно плееры с сайтов, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт. Об этом же свидетельствуют требования Роскомнадзора, которые ведомство передало в «Яндекс».

При этом «Яндекс.Видео» нет отдельного домена, он находится по адресу https://yandex.ru/video. Возможно, поэтому в решениях суда указывается yandex.ru, весь сайт целиком.

Почему правообладатели не блокируют и не удаляют пиратские сайты и зеркала

Бороться с ними в рамках законодательства сложно. По словам основателя Tvigle Егора Яковлева, пиратские сайты быстро восстанавливаются, за час создавая тысячи зеркал. Новые сайты и видео индексируются и снова попадают в поисковую выдачу.

Может ли «Яндекс» убрать все ссылки на нелегальный контент за оставшееся время?

Яковлев считает, что процесс исключения из выдачи пиратского контента займет много времени из-за сложностей алгоритмов поиска, и компания не успеет к сроку.

Что будет дальше

Один факт обжалования определений Московского городского суда не позволит «Яндексу» избежать блокировки — замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин уже заявил, что обеспечительные меры в виде блокировки будут введены. В «Яндексе» не обсуждают варианты развития событий.

При этом Роскомнадзор готов стать посредником между «Яндексом» и «Газпром-медиа» для решения спора о ссылках на пиратский контент. Субботин считает, что переговоры будут наиболее эффективным вариантом решения проблемы.

Субботин напомнил, что ранее Роскомнадзор разработал меморандум по совместной борьбе медиахолдингов и социальных сетей с интернет-пиратством, который предлагал подписать сторонам. По его словам, «Яндекс» отказался подписывать документ, что могло привести к судебному иску: «Если бы меморандум был подписан, наверное, не было бы сейчас таких мер судебного характера».

По данным ТАСС, меморандум должен регламентировать принципы и порядок взаимодействия правообладателей и провайдеров в рамках исполнения требований по удалению нелегального контента.

Пресс-секретарь «Яндекса» Илья Грабовский в ответе на вопрос vc.ru о меморандуме сказал, что компания готова обсуждать документ, но сейчас он требует доработки. На вопросы о дальнейших действиях компании он отвечать отказался.

Илья Грабовский: "«Яндекс» не отказывался от подписания. Мы готовы встречаться с другими участниками и обсуждать. В текущей редакции текст требует доработки."

30.08.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.12.2024 - 19:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация