Новости

Банки разошлись с гарантиями

Банки разошлись с гарантиями

Активность банков в выдаче гарантий — только за последние пять месяцев почти на 300 млрд руб.— привлекла внимание регулятора. По данным “Ъ”, с этой недели ЦБ на регулярной основе мониторит данные о выданных банками гарантиях, которые ему стало передавать Федеральное казначейство. По мнению экспертов, это поможет регулятору выявить операторов серого рынка банковских гарантий.

О росте рисков на рынке банковских гарантий на недавнем форуме в Сочи рассказал сенатор Николай Журавлев. Они в том, что значительный объем гарантий государственным и муниципальным заказчикам выдается небольшими региональными банками в объемах, сопоставимых с крупнейшими игроками, в то время как способность ряда банков исполнить взятые на себя завышенные обязательства очевидна далеко не всегда. По словам господина Журавлева, от лица комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам господин Журавлев отправил в ЦБ письмо с просьбой обратить внимание на ситуацию и рассмотреть возможность ее мониторинга на постоянной основе для применения к банкам мер регулятивного и надзорного характера. «ЦБ среагировал»,— сообщил господин Журавлев.

В ЦБ ситуацию не комментируют. Но как выяснил “Ъ”, по результатам этого обращения регулятор договорился с Федеральным казначейством (ФК, ведет реестр банковских гарантий) о предоставлении ему на регулярной основе информации по всем выдаваемым банкам гарантиям. На этой неделе, по словам замруководителя ФК Станислава Прокофьева, Банку России была передана первая порция информации от казначейства обо всех гарантиях, выданных с 1 апреля этого года (с момента создания реестра). Как сообщили “Ъ” в казначействе, пока предполагается дальнейший еженедельный обмен данными.

Судя по предоставленной “Ъ” информации из ФК, ситуация как минимум привлекает внимание.

Всего за пять месяцев функционирования реестра банки выдали 95,1 тыс. гарантий на 295,2 млрд руб. (данные на 9 сентября). В тройке лидеров — Сбербанк (9,5 тыс. гарантий на 51,9 млрд руб.), ВТБ (1,8 тыс. гарантий на 24,7 млрд руб.) и Банк Москвы (0,5 тыс. гарантий на 13,2 млрд руб.). При этом в десятке есть и некрупные банки. Четвертое место занимает Владикавказский коммерческий банк, который за это время выдал 11,9 тыс. гарантий на 11,9 млрд руб. (по данным «Интерфакса» на 1 июля, капитал банка — 872 млн руб., активы — 1,3 млрд руб.; достаточность капитала Н1.0 на 1 августа — 13,2%). Пятое место у Военно-промышленного банка (ВПБ) — 1,8 тыс. гарантий на 8,5 млрд руб. (капитал — 3,4 млрд руб., активы — 34 млрд руб., Н1.0 — 10,69%), а восьмое — у владимирского Объединенного кредитного банка — 5,3 тыс. гарантий на 6,4 млрд руб. (активы — 5 млрд руб., капитал — 823 млн руб., Н1.0 — 10,91%).

С одной стороны, по мнению опрошенных “Ъ” банкиров, большой объем гарантий, превышающий активы или размер капитала банка, сам по себе еще ни о чем не говорит. «Есть банки, которые специализируются на выдаче гарантий. В условиях, когда к тендеру допускаются только компании с госгарантией, это стало хорошим бизнесом для мелких игроков. Эти гарантии (так называемые гарантии на участие) короткие и практически безрисковые, их можно выдавать много, если позволяет достаточность капитала»,— рассуждает заместитель управляющего директора по среднему бизнесу Промсвязьбанка Владимир Шипилов. Поэтому необходимо детальнее изучать портфель гарантий каждого банка и смотреть, сколько приходится на гарантии исполнения контракта.

В то же время, по мнению старшего вице-президента Банка Москвы Александра Яшника, получив данные из реестра, ЦБ может сопоставить их с объемами по гарантиям, которые отражают банки в отчетности на забалансовых счетах. Не исключено, что при больших расхождениях это вызовет у ЦБ вопросы. Как неофициально рассказывают банкиры, на рынке бывают случаи, когда банки выдают гарантии, заносят их в госреестр, а у себя на балансе их не отражают, как и доходы от их продажи. Опасность в том, что, если по таким гарантиям придется платить, капитала для покрытия рисков может и не хватить.

Среди десятки лидеров по объемам выданных гарантий заметные расхождения между отчетностью банка и данными госреестра наблюдаются у Военно-промышленного банка. На его забалансовом счету «Выданные гарантии и поручительства» в среднем отражается на 0,5 млрд руб. меньше выданных гарантий, чем в реестре. В апреле по реестру банк выдал гарантий на 1,2 млрд руб., по отчетности — 657 млн руб. В мае — 1,7 млрд против 1,1 млрд руб., в июне — 1,7 млрд против 1,2 млрд руб., в июле — 1,9 млрд против 0,8 млрд руб. В ВПБ подобные расхождения объяснили особенностями структурирования сделок, под которые банк выдает гарантии. По словам вице-президента ВПБ Юрия Колтока, при выдаче гарантий банк учитывает пожелания клиентов в части возникновения гарантийных обязательств (дата подписания контракта, этапность исполнения определенных работ по контракту и другие значимые факторы). В этом случае банк отражает на своих счетах сумму выданной гарантии не в день ее выдачи, а в момент вступления ее в действие, который определен условиями гарантии, в то время как в реестре указываются все гарантии, выданные банком. Такой подход банка к процедуре выдачи банковских гарантий, а также их отражению в бухучете был рассмотрен ЦБ в ходе инспекционных проверок, заявил “Ъ” Юрий Колток.

Как бы то ни было, активное взаимодействие ЦБ и ФК для оценки ситуации с банковскими гарантиями чревато для банков ростом административной нагрузки — необходимостью чаще и подробнее отчитываться перед регулятором по этому вопросу. Впрочем, учитывая непростую экономическую ситуацию, такое усиление контроля закономерно, считает господин Яшник.

Елена Ковалева, Светлана Дементьева, Дмитрий Ладыгин
(Коммерсантъ) Advertology.Ru

15.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.07.2024 - 20:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация