Новости

От Павла Дурова требуют 0,5 млрд рублей и Telegram

От Павла Дурова требуют 0,5 млрд рублей и Telegram

«Известия» ознакомились с полным текстом иска UCP к Павлу Дурову и Mail.Ru Group

«Известия» ознакомились с полным текстом иска, который фонд UCP, владеющий  48% «ВКонтакте», предъявил к гендиректору соцсети Павлу Дурову и Mail.Ru Group. Согласно базе данных коммерческого отдела Верховного суда Виргинских островов, иск был зарегистрирован 4 апреля 2014 года под номером № BVI HC(COM)2014/41. Секретариат суда по запросу «Известий» предоставил копию иска UCP. Как следует из документа, кроме претензий по созданию конкурирующего продукта за счет социальной сети — мессенджера Telegram, истцы обвиняют Павла Дурова в выводе активов из «ВКонтакте» и крупных растратах. Поэтому, кроме требования признать Telegram собственностью социальной сети, истцы просят суд обязать Павла Дурова полностью компенсировать нанесенный ущерб — причем как прямой, так и свою упущенную выгоду. Прямой ущерб, как следует из иска, составил по мнению UCP, порядка 500 млн рублей. 

Кредит под 1% годовых и другие нарушения

Как указывается в иске, в 2010 году господин Дуров «согласился приобрести» ООО «ICVA», которое владело землей и промышленными зданиями под Санкт-Петербургом. Предполагалось, что на этой земле будет организован дата-центр для «ВКонтакте». В сентябре 2011 года доли были оформлены на имя вице-президента социальной сети Ильи Перекопского, и вскоре после этого ООО «ICVA» было переоформлено на офшорную компанию, подконтрольную господину Дурову. Возглавил компанию его сводный брат Михаил Петров. Он же в 2010 году зарегистрировал компанию Tier 5, которая должна была заниматься застройкой земель и подготовкой дата-центров для социальной сети. С 2010 года по июль 2011 «ВКонтакте» оплатила 160 млн рублей в адрес Tier 5 за выполненные работы. Между тем, по оценке EY (Ernst&Young), реальная стоимость услуг, оказанных Tier 5 составила 30 млн рублей, отмечают истцы. Таким образом, в результате этой сделки из «ВКонтакте» было выведено 120 млн рублей. С 2012 года пост генерального директора ICVA занял Павел Бондаренко, которого истцы характеризуют как «брата партнера господина Дурова». Он сразу же заключает с «ВКонтакте» договор аренды пяти этажей здания для дата-центра, с арендной платой 20 млн рублей в месяц. При этом серверы, используемые социальной сетью, занимали только один этаж, отмечают истцы, и реальная рыночная стоимость аренды составляла всего 8 млн рублей. Таким образом, начиная с 2012 года переплата за аренду составила порядка 200 млн рублей. По мнению истцов, разница оседала в учрежденной Павлом Бондаренко компании «Интех».

При этом руководство «ВКонтакте» не только не только заключило с ICVA невыгодные контракты, но и кредитовало ее: так, а августе 2012 года ей был предоставлен кредит на сумму 30 млн рублей по нерыночной кредитной ставке в 1%. Деньги, по данным истцов, в конечном итоге также попали в «Интех».  

Кроме затрат на аренду площадей господин Дуров «тратил примерно $2–3 млн ежемесячно на закупку серверов и оборудования — суммы, значительно превышавшие рыночные стоимости», указывается в иске, при этом «Дуров ни разу не уведомлял совет директоров или акционеров о своей связи с ICVA. Также он ни разу не упоминал участие своих партнеров или родственников в компаниях Tier 5 и Интех».

По данным базы СПАРК, чистая прибыль ООО «В Контакте» по итогам 2012 года рухнула на 90%, до 50 млн рублей.

Билеты на «Олимпиаду» и другие растраты

Отдельным разделом в иске перечислены суммы, которые Павел Дуров выплачивал себе «не имея на то права, без одобрения VK Holdings или членов правления компании». В частности, свыше 2 млн рублей было потрачено на «билеты на Олимпиаду», кроме того, только за девять месяцев прошлого года 24,2 млн рублей было потрачены на «поездки и билеты в театр», 45 млн рублей составили «командировочные расходы».

Как уже указывали «Известия», значительная часть «командировочных» расходов была потрачена на чартерные перелеты. География перемещений весьма широка: Осло, Лондон, Венеция, Нью-Йорк. Только один рейс из Сан-Франциско в Мюнхен обошелся в 2,04 млн рублей, а за вторую половину 2012 года на различные чартеры было потрачено около 13 млн рублей. Кроме чартеров были, конечно, затраты на гостиницы и развлечения: за 2012 год эти расходы составили порядка €2 млн. По мнению истцов,  необходимость этих трат не подтверждается производственной надобностью и «превышают размеры допустимого».

Кроме того, акционеров не устроили премии и бонусы, которые глава компании «заплатил себе». Как указывается в иске, господин Дуров с 2010 года «имел право на базовый оклад 552 тыс. рублей в месяц (6,6 млн рублей в год)». При этом за 2012 год выплаты составили 62,3 млн рублей, а в 2013 году — 55,8 млн. рублей. Всего необоснованные, по мнению истцов, расходы на содержание главы компании составили 189 млн рублей.

Собачку «ВКонтакте» передали Telegram

Кроме того, по мнению истцов, за счет средств «ВКонтакте» финансировалось и создание конкурирующего проекта социальной сети — мессенджера Telegram. Как указывается в иске, «логотип собачки, который ассоциируется с ВК, был зарегистрирован как торговый знак компании Digital Fortress Corp», при этом плата за заявку на регистрацию товарного знака были оплачены из средств социальной сети в сумме 143 тыс. рублей. Кроме того, из средств «ВКонтакте» оплачивалась и работа сотрудников, создававших Telegram. В частности, как указывается в иске, за счет «ВКонтакте» оплачивались работа главы отдела разработки Андрея Рогозова, старшего разработчика Андрея Лопатина, ответственного за сервера и оборудование Игоря Дьяконова, главбуха Любови Жубковой, программистов Григория Клюшникова, Алексея Левина, Арсения Смирнова, Виталия Вальтмана, Антона Майделя. «Все эти люди работали над Telegram с 6-го этажа офиса «ВКонтакте», используя компьютеры, доступ в интернет, оборудование и другие средства, за которые платила компания», отмечается в иске. Кроме того, за работу над Telegram выплачивались и «существенные» премии за счет прибыли «ВКонтакте». Так, Игорь Дьяконов получил в декабре 2012 года премию в 5 млн рублей, а в декабре 2012 года по 4 млн рублей получили программисты Левин и Смирнов.

Недобросовестность господина Дурова, по мнению истцов, подтверждает то, что он, будучи гендиректором социальной сети, заблокировал разработку «своего» аналогичного мессенджера. Как указывается в иске, «в марте 2013 года VK запустил свое IM приложение для iPad. Оно было признано неудачным и было удалено». А 14 августа 2013 года аналогичное приложение — Telegram стало доступно для загрузки в Apple iTunes App Store. Продавцом приложения значились Telegram LLC (ООО, зарегистрированное в Делавэре) и Digital Fortress LLC (ООО, зарегистрированное в Нью-Йорке). Всё это создано отдельно от VK, через компании, не связанные с компанией и ее дочками». При этом господин Дуров и не скрывал, что намеренно создал конкурирующий продукт. «На  заседании совета компании 21 октября 2013 года господин Дуров заявил, что Telegram и Digital Fortress представляют для него запасной аэродром, в случае если у него возникнут разногласия с компанией», — говорится в иске. — «При этом Дуров ни разу не получал от компании согласия на работу Telegram и Digital Fortress. Участвуя в разработке, продвижении и эксплуатации Telegram и в бизнесе Digital Fortress, господин Дуров нарушил свои обязанности в качестве директора».

При этом, если бы Telegram изначально был интегрирован в сеть «ВКонтакте», он «имел гораздо большую аудиторию, что привело бы к улучшении рекламных и маркетинговых возможностей ВК и больше прибыли».  

Истцы просят суд обязать Павла Дурова выплатить компании всю прибыль и другие выгоды, полученные им от Telegram и Digital Fortress. По их мнению, Дуров должен передать компании все доли, права и другие интересы в Telegram и Digital Fortress, включая доли в Telegram Russia и Digital Fortress Panama. И, наконец, Дуров обязан оплатить убытки компании или справедливую компенсацию потерь, которые он нанес компании, «в том числе стоимость Telegram и Digital Fortress, возможность эксплуатировать которые он незаконно отобрал у компании».

По мнению юристов, единственный шанс Павла Дурова выиграть такой иск — оспорить приобретение в прошлом году фондом UCP 48% акций «ВКонтакте». Он сам, а также  Mail.Ru Group уже заявили сегодня, что намерены оспорить сделки по приобретению долей «ВКонтакте». По их мнению, сделка была произведена с нарушением соглашения между акционерами, по условиям которого, акции сначала должны были быть предложены другим акционерам социальной сети. 

— Однако у фонда UCP больше шансов выиграть свой иск, чем у основателя социальной сети и Mail.Ru Group, — говорит адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. — Павел Дуров сам нарушал преимущественные права при продаже своих акций «ВКонтакте», поэтому его обвинения в адрес UCP могут быть не поддержаны лондонским судом. К тому же UCP действительно выкупил не акции, а офшорные компании, владеющие акциями, так что сделка законна.

— Позиция UCP в отношении Telegram имеет все шансы на поддержку в международных судах, — уверен главный юрист экспертного центра TaxAdmin.ru Артемий Николаев. — По имеющимся фактам можно с уверенностью судить, что Павел Дуров действительно нарушил свои фидуциарные обязанности. Разработка Telegram показывает явный конфликт интересов, очевидно, что это конкурирующий с «ВКонтакте» продукт. 

"Известия"
Advertology.Ru

07.04.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.03.2025 - 15:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация