Читатели без субсидий, издатели без тарифов: подписка в России на грани коллапса
Подписка на газеты и журналы в стране может рухнуть в одночасье. И это не страшилки. А результат непродуманной государственной политики в области реформирования почтовой связи.
Как известно, в настоящее время в правительстве идет обсуждение нового «почтового закона». В прошлый четверг в Государственной Думе прошло расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, на котором, в преддверии первого чтения, обсуждался проект федерального закона «О почтовой связи». Депутаты, эксперты, разработчики поочередно высказывали свои замечания по представленному проекту. Были затронуты и доставка пенсий, и пересылка секретных сообщений, и социальная защита работников почты, и предстоящее акционирование, и почтовый банк… Говорили обо всем, кроме — правильно! — перспектив подписки на газеты и журналы. И хотя один из депутатов в своем спиче четко обозначил главные социальные функции основного почтового оператора страны — доставку пенсий и подписной периодики — тема эта, лишь проскользнув, осталась без должного внимания. Присутствующим же в зале заседания отраслевикам (а были здесь и президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев, и председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, и председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслав Керов, и другие признанные специалисты) слова не дали…
А вечером того же дня координационный совет упомянутого Альянса собрался на заседание в надежде услышать о положительных изменениях в части решения «подписного вопроса». Однако порадовать их по итогам заседания в Госдуме было нечем.
***
Еще в прошлом году в правительстве началась работа над новым законом «О почтовой связи» — предыдущий, созданный еще 15 лет назад, потерял былую актуальность. Главный почтовый оператор страны — «Почта России» — давно и безуспешно пытался встать на рыночные рельсы, хотя и поныне является государственным, а не коммерческим предприятием. Именно поэтому новый закон должен был предусмотреть для него возможность создания экономически эффективной платформы для безубыточной работы.
На этом фоне чрезвычайно актуальным является вопрос о целевом субсидировании доставки подписных изданий населению, ведь эта услуга для почты убыточна. По мнению издательского сообщества ликвидация данных субсидий вызовет резкий рост подписных цен на газеты и журналы, что в свою очередь обрушит институт подписки в стране.
Однако, прежде чем принимать решение о прекращении субсидирования доставки подписки, чиновники, видимо, с почтовым вопросом толком не разобрались. И теперь подписной рынок, несмотря на то, что все последние годы он, на радость издателей и распространителей, сохранял относительную стабильность, обеспечивая читателей газетами и журналами по всей стране, ждет коллапс.
Массовый читатель еще не знает, что руководство страны уже в этом году бездумно лишает его возможности выписывать газеты по адекватной цене.
А издатели знают. И готовятся к самому худшему.
***
Итак, что же ждет отрасль.
Первое, и самое главное — отмена господдержки доставки печатных подписных изданий автоматически означает рост конечных подписных цен для читателей.
Итоговая сумма подписки на издания (та, что указана в каталогах местных отделений почтовой связи), как известно, имеет две составляющие: цену издателя, в которую уже заложены расхода на магистральную доставку, и «почтовую цену», покрывающую доставку подписного экземпляра от почтового отделения до дома подписчика. Тарифы на доставку по этой «последней миле» регулируются «Почтой России».
Начиная с 2008 года, с целью сохранения подписки в стране, «почтовый тариф» для подписчиков не повышался. Однако затраты «Почты России» на доставку подписной корреспонденции неминуемо росли, по итогам каждого года вырисовываясь в гигантские бюджетные минусы. И если еще в 2008-2009 гг. выделяемых государством средств на покрытие этих убытков хватало, то в последние годы они стали покрывать от силы их половину. Таким образом, до последнего момента за сохранения доступных подписных цен для подписчиков боролись: издатели, в большинстве случаев державшие «свою» цену на минимальном уровне, «Почта России», которая, несмотря на убытки, разносила газеты по домам подписчиков, и государство, которое покрывало из бюджета часть расходов почты.
Однако, начиная с 1 апреля (время начала новой подписной компании), в этом полку убудет: отстаивать интересы читателей будут только участники издательского рынка. Государство же финансировать доставку отказывается. А «Почта России», перед которой поставлена сверхзадача улучшения качества обслуживания и выхода на самоокупаемость, вынуждена повысить «почтовый тариф» в два-три раза.
На состоявшемся 20 февраля заседании координационного совета Альянса в поддержку института подписки, исполнительный директор ИД «Собеседник» Сергей Цыганов представил собственные расчеты изменения подписной цены на одноименную газету.
Сегодня (на I пг 2014 г.) полугодовая подписка на «Собеседник» с доставкой по первой зоне обходится читателю в 467 руб. Из них: 314 руб. — каталожная цена (включающая оплату за весь журналистский труд, издательский процесс, типографскую печать, магистральную доставку и другие расходы), 153 руб. — «почтовый тариф» за доставку подписного экземпляра от отделения почты до почтового ящика гражданина.
При увеличении цены хотя бы в два раза (хотя по ожиданиям рынка не исключено и трехкратное увеличение), пришедший на почту подписчик «Собеседника» должен будет выложить за полугодовую подписку уже 620 руб. Издатели уверены — повышение подписных цен на более чем 30% способно обрушить рынок подписки буквально за одну подписную компанию. Придет человек на почту, увидит цены, выругается, и повернет вспять.
К слову, сам же издатель (редакция, издательство, типография, аренда, перевозки и т.д. и т.п.) будет существовать на прежние 300 с хвостиком рублей… Это не к вопросу о справедливости, а так — как повод для раздумий…
Чтобы смоделировать поведение обычного российского подписчика много фантазии не нужно. В деревне Курганье, что в Калужской губернии, живет бабушка Нина, 75 лет от роду. Как это не удивительно для меня было, но она до сих пор что-то выписывает. В среднем два-три раза в год она отправляется в город делать все дела «скопом», в том числе — и оформлять подписку в соседнем селе Заречный. Не то, чтобы она — заядлая читательница. Отнюдь. Просто подписка — дело привычки, традиция, покрепче ежевечерних летних посиделок на крыльце. Да и почтальонша, главный местный ньюсмейкер, поставщик свежайших сплетен со всей округи — такая же неотделимая часть жизни бабушки Нины, как приезжающая два раза в неделю продуктовая лавка.
500 рублей для бабушки Нины — большие деньги! За них можно договориться с мужиками покосить 20 соток бурьяна. Или натаскать пять бочек воды. Или починить крыльцо. На 500 рублей в деревне Курганье люди могут прожить неделю, тратя деньги только на то, что нельзя вырастить в огороде, но что можно приобрести в продуктовой лавке.
Какое решение примет баба Нина, узнав, что стоимость подписки на привычную газету перевалила за 500 рублей?... Уверена, она охнет и уйдет восвояси.
***
Второе, о чем почему-то сейчас, при обсуждении законопроекта никто официально не говорит и в СМИ не пишет — это отсутствие утвержденных тарифов на доставку подписных изданий. Несмотря на общее решение об их повышении, определенности по нему так и нет: ни по суммам, ни по срокам. А между тем, информация для подписных каталогов на второе полугодие 2014 года (в первую очередь конечные цены, включающие стоимость доставки по «последней миле») должна была быть у операторов рынка не позднее 20 января с.г.
В издательской сфере есть такой термин «пустографки» — это когда в каталоге человек видит название газеты, ее каталожную цену (от издателя) и пустую клеточку вместо конечной подписной цены. В этом году ведущим операторам подписного рынка вновь пришлось вспомнить про «пустографки» — именно их увидят на страницах каталогов работники почты, а то и подписчики, если почтовикам (которых в местных отделениях по пальцам пересчитать можно) окажется не под силу просчитать подписную цену на более чем 10 000 изданий. Для того чтобы проставить все цены в каталогах каждому отделению придется выделить отдельного сотрудника. А как мы знаем — таких ресурсов у наших почтовиков попросту нет. Значит, быть каталогам пустыми. Значит, даже если человек захочет подписаться, вместо цены он увидит «пустографку»…
Что будет с подпиской после этого предсказать не сложно. Как заявляют сами участники рынка, отсутствие информации по тарифам делает невозможным своевременный сбор заказов. В результате они уже сейчас ожидают резкого уменьшения количества собранных заказов, а следовательно — и снижения выручки, причем как издателей и распространителей, так и самой «Почты России».
Если в самые кратчайшие сроки участники рынка подписки не будут проинформированы о размерах тарифов на доставку подписных изданий, следует признать, что подписная кампания на второе полугодие 2014 года сорвана, а тысячи издательств и редакций окажутся на грани банкротства.
Advertology.Ru
24.02.2014
Еще статьи по теме
- Международная медийная сеть Carat опубликовала прогноз развития рекламного рынка на 2015-2016 годы - 21.09.2015
- Прогноз Zenith Optimedia: развитые рекламные рынки обойдут развивающиеся по динамике роста впервые за 8 лет - 14.09.2015
- Потребители осмелели - 02.06.2015
- Во второй половине года состояние рекламного рынка в России улучшится - 06.05.2015
- Рекламы на всех не хватит - 31.03.2015
- 30% автодилеров могут разориться - 24.11.2014
- Мэри Микер: "Пузыря не будет". Главные интернет-тренды 2014 года - 03.06.2014
- Доля гаджетов под локальными брендами в России быстро растет - 27.05.2014
- Российский рынок смартфонов, 2012-2018 гг. - 26.05.2014
- Путин обсудит регулирование Рунета с крупнейшими онлайн-компаниями - 26.05.2014
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий