Есть мнение ...

Читатели без субсидий, издатели без тарифов: подписка в России на грани коллапса

Читатели без субсидий, издатели без тарифов: подписка в России на грани коллапса

Подписка на газеты и журналы в стране может рухнуть в одночасье. И это не страшилки. А результат непродуманной государственной политики в области реформирования почтовой связи. 

Как известно, в настоящее время в правительстве идет обсуждение нового «почтового закона». В прошлый четверг в Государственной Думе прошло расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, на котором, в преддверии первого чтения, обсуждался проект федерального закона «О почтовой связи». Депутаты, эксперты, разработчики поочередно высказывали свои замечания по представленному проекту. Были затронуты и доставка пенсий, и пересылка секретных сообщений, и социальная защита работников почты, и предстоящее акционирование, и почтовый банк… Говорили обо всем, кроме — правильно! — перспектив подписки на газеты и журналы. И хотя один из депутатов в своем спиче четко обозначил главные социальные функции основного почтового оператора страны — доставку пенсий и подписной периодики — тема эта, лишь проскользнув, осталась без должного внимания. Присутствующим же в зале заседания отраслевикам (а были здесь и президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев, и председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, и председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслав Керов, и другие признанные специалисты) слова не дали…

А вечером того же дня координационный совет упомянутого Альянса собрался на заседание в надежде услышать о положительных изменениях в части решения «подписного вопроса». Однако порадовать их по итогам заседания в Госдуме было нечем.

***

Еще в прошлом году в правительстве началась работа над новым законом «О почтовой связи» — предыдущий, созданный еще 15 лет назад, потерял былую актуальность. Главный почтовый оператор страны — «Почта России» — давно и безуспешно пытался встать на рыночные рельсы, хотя и поныне является государственным, а не коммерческим предприятием. Именно поэтому новый закон должен был предусмотреть для него возможность создания экономически эффективной платформы для безубыточной работы.

На этом фоне чрезвычайно актуальным является вопрос о целевом субсидировании доставки подписных изданий населению, ведь эта услуга для почты убыточна. По мнению издательского сообщества ликвидация данных субсидий вызовет резкий рост подписных цен на газеты и журналы, что в свою очередь обрушит институт подписки в стране.

Однако, прежде чем принимать решение о прекращении субсидирования доставки подписки, чиновники, видимо, с почтовым вопросом толком не разобрались. И теперь подписной рынок, несмотря на то, что все последние годы он, на радость издателей и распространителей, сохранял относительную стабильность, обеспечивая читателей газетами и журналами по всей стране, ждет коллапс.

Массовый читатель еще не знает, что руководство страны уже в этом году бездумно лишает его возможности выписывать газеты по адекватной цене.

А издатели знают. И готовятся к самому худшему.

*** 

Итак, что же ждет отрасль.

Первое, и самое главное — отмена господдержки доставки печатных подписных изданий автоматически означает рост конечных подписных цен для читателей.

Итоговая сумма подписки на издания (та, что указана в каталогах местных отделений почтовой связи), как известно, имеет две составляющие: цену издателя, в которую уже заложены расхода на магистральную доставку, и «почтовую цену», покрывающую доставку подписного экземпляра от почтового отделения до дома подписчика. Тарифы на доставку по этой «последней миле» регулируются «Почтой России».

Начиная с 2008 года, с целью сохранения подписки в стране, «почтовый тариф» для подписчиков не повышался. Однако затраты «Почты России» на доставку подписной корреспонденции неминуемо росли, по итогам каждого года вырисовываясь в гигантские бюджетные минусы. И если еще в 2008-2009 гг. выделяемых государством средств на покрытие этих убытков хватало, то в последние годы они стали покрывать от силы их половину. Таким образом, до последнего момента за сохранения доступных подписных цен для подписчиков боролись: издатели, в большинстве случаев державшие «свою» цену на минимальном уровне, «Почта России», которая, несмотря на убытки, разносила газеты по домам подписчиков, и государство, которое покрывало из бюджета часть расходов почты.

Однако, начиная с 1 апреля (время начала новой подписной компании), в этом полку убудет: отстаивать интересы читателей будут только участники издательского рынка. Государство же финансировать доставку отказывается. А «Почта России», перед которой поставлена сверхзадача улучшения качества обслуживания и выхода на самоокупаемость, вынуждена повысить «почтовый тариф» в два-три раза.

На состоявшемся 20 февраля заседании координационного совета Альянса в поддержку института подписки, исполнительный директор ИД «Собеседник» Сергей Цыганов представил собственные расчеты изменения подписной цены на одноименную газету.

Сегодня (на I пг 2014 г.) полугодовая подписка на «Собеседник» с доставкой по первой зоне обходится читателю в 467 руб. Из них: 314 руб. — каталожная цена (включающая оплату за весь журналистский труд, издательский процесс, типографскую печать, магистральную доставку и другие расходы), 153 руб. — «почтовый тариф» за доставку подписного экземпляра от отделения почты до почтового ящика гражданина.

При увеличении цены хотя бы в два раза (хотя по ожиданиям рынка не исключено и трехкратное увеличение), пришедший на почту подписчик «Собеседника» должен будет выложить за полугодовую подписку уже 620 руб. Издатели уверены — повышение подписных цен на более чем 30%  способно обрушить рынок подписки буквально за одну подписную компанию. Придет человек на почту, увидит цены, выругается, и повернет вспять.

К слову, сам же издатель (редакция, издательство, типография, аренда, перевозки и т.д. и т.п.) будет существовать на прежние 300 с хвостиком рублей… Это не к вопросу о справедливости, а так — как повод для раздумий…

Чтобы смоделировать поведение обычного российского подписчика много фантазии не нужно. В деревне Курганье, что в Калужской губернии, живет бабушка Нина, 75 лет от роду. Как это не удивительно для меня было, но она до сих пор что-то выписывает. В среднем два-три раза в год она отправляется в город делать все дела «скопом», в том числе — и оформлять подписку в соседнем селе Заречный. Не то, чтобы она — заядлая читательница. Отнюдь. Просто подписка — дело привычки, традиция, покрепче ежевечерних летних посиделок на крыльце. Да и почтальонша, главный местный ньюсмейкер, поставщик свежайших сплетен со всей округи — такая же неотделимая часть жизни бабушки Нины, как приезжающая два раза в неделю продуктовая лавка.

500 рублей для бабушки Нины — большие деньги! За них можно договориться с мужиками покосить 20 соток бурьяна. Или натаскать пять бочек воды. Или починить крыльцо. На 500 рублей в деревне Курганье люди могут прожить неделю, тратя деньги только на то, что нельзя вырастить в огороде, но что можно приобрести в продуктовой лавке.

Какое решение примет баба Нина, узнав, что стоимость подписки на привычную газету перевалила за 500 рублей?... Уверена, она охнет и уйдет восвояси.

***

Второе, о чем почему-то сейчас, при обсуждении законопроекта никто официально не говорит и в СМИ не пишет — это отсутствие утвержденных тарифов на доставку подписных изданий. Несмотря на общее решение об их повышении, определенности по нему так и нет: ни по суммам, ни по срокам. А между тем, информация для подписных каталогов на второе полугодие 2014 года (в первую очередь конечные цены, включающие стоимость доставки по «последней миле») должна была быть у операторов рынка не позднее 20 января с.г.

В издательской сфере есть такой термин «пустографки» — это когда в каталоге человек видит название газеты, ее каталожную цену (от издателя) и пустую клеточку вместо конечной подписной цены. В этом году ведущим операторам подписного рынка вновь пришлось вспомнить про «пустографки» — именно их увидят на страницах каталогов работники почты, а то и подписчики, если почтовикам (которых в местных отделениях по пальцам пересчитать можно) окажется не под силу просчитать подписную цену на более чем 10 000 изданий. Для того чтобы проставить все цены в каталогах каждому отделению придется выделить отдельного сотрудника. А как мы знаем — таких ресурсов у наших почтовиков попросту нет. Значит, быть каталогам пустыми. Значит, даже если человек захочет подписаться, вместо цены он увидит «пустографку»…

Что будет с подпиской после этого предсказать не сложно. Как заявляют сами участники рынка, отсутствие информации по тарифам делает невозможным своевременный сбор заказов. В результате они уже сейчас ожидают резкого уменьшения количества собранных заказов, а следовательно — и снижения выручки, причем как издателей и распространителей, так и самой «Почты России».

Если в самые кратчайшие сроки участники рынка подписки не будут проинформированы о размерах тарифов на доставку подписных изданий, следует признать, что подписная кампания на второе полугодие 2014 года сорвана, а тысячи издательств и редакций окажутся на грани банкротства.

Евгения Трушина, www.planetasmi.ru
Advertology.Ru

24.02.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 05:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация