Потребители осмелели
В мае 2015 года аналитики компании IRG провели третью волну онлайн-опроса,задачей которого был анализ изменения потребительского поведения россиян за последние полгода. В исследовании приняли участие 1200 респондентов, представляющих экономически активную часть населения: мужчины и женщины в возрасте 18-55 лет,проживающие в городах-миллионниках России.
Среди российских потребителей продолжает расти обеспокоенность текущей экономической ситуацией в стране, что обусловлено повышением цен и набирающей обороты потребительской инфляцией.
Более половины потребителей (60%) отмечают, что с начала 2015 года общая экономическая ситуация ухудшилась. Доля тех, кто заметил позитивные сдвиги в экономике за последнее время, незначительно выросла за последние полгода до 12%.
Относительно экономических перспектив страны впервые за последний год зафиксирован позитивный тренд в прогнозах потребителей. Доля россиян, которые ожидают улучшения экономических условий до конца года, увеличилась по сравнению с октябрем 2014 года на треть и составила 35%. Почти вдвое снизилась доля тех, кто пессимистично настроен и предвидит ухудшение ситуации – с 40% до 24%.
Рост оптимистичных настроений отчасти может быть обусловлен и влиянием сезонного фактора – весной позитивный настрой, как правило, повышается.
63% от общего числа опрошенных констатируют личные финансовые затруднения, что на 14% больше по сравнению с октябрем 2014 года.
Ключевой причиной финансовых затруднений респондентов по-прежнему остается рост цен на продукты и услуги. За последние полгода российские покупатели в полной мере ощутили на себе резкий рост цен –доля тех, кто указал на эту причину, выросла на 14% и составила 89%.На 8% выросла доля потребителей, для которых сокращение доходов стало основной причиной личных финансовых затруднений (39%).
Рост цен на продукты и услуги |
апр.14 |
66% |
окт.14 |
75% |
|
май.15 |
89% |
|
Колебание курсов иностранной валюты (доллар, евро) |
апр.14 |
25% |
окт.14 |
28% |
|
май.15 |
33% |
|
Сокращение зарплаты/задержки выплаты, в том числе премий, бонусов |
апр.14 |
29% |
окт.14 |
31% |
|
май.15 |
39% |
|
Сокращение/отмена социального пакета (страховка, питание и пр) |
апр.14 |
4% |
окт.14 |
4% |
|
май.15 |
4% |
|
Потерял (а) работу/уволился(лась) |
апр.14 |
10% |
окт.14 |
12% |
|
май.15 |
11% |
|
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги* |
апр.14 |
- |
окт.14 |
52% |
|
май.15 |
45% |
В связи с ощутимым ростом цен 93% потребителей пересмотрели структуру своих расходов: стараются меньше тратить и больше сберегать, сокращать частоту покупок или выбирать более дешевые аналоги товаров и услуг по сравнению с тем, что покупали ранее.
Сегодня наибольший рост расходов по-прежнему наблюдается в категории «продукты питания», доля таких респондентов выросла по сравнению с октябрьской волной на 12% и составила 73%.
Потребители продолжают «оптимизацию» своей продуктовой корзины – на уровне предыдущего замера сохраняется доля тех, кто экономит на шоколаде (36%), алкогольных напитках (46%) , косметике, продуктах гигиены (25%).
В новых экономических условиях несущественная доля потребителей (23%) обеспокоена отсутствием привычных продуктов на полках магазинов в связи с введением продуктовых санкций.
Каких из "запрещенных к ввозу" продуктов Вам не хватает больше всего? |
|
Сыр, колбасные изделия |
56% |
Рыба, морепродукты |
53% |
Овощи, фрукты, орехи |
40% |
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) |
18% |
Мясо, птица |
12% |
Кондитерские изделия |
7% |
На фоне неблагоприятных экономических изменений потребители продолжают проявлять осторожность в расходах.
Стратегия экономии, принятая потребителями во втором полугодии 2014 года, в целом, сохраняется в поведении россиян и в мае 2015 года. В первую очередь потребители настроены экономить на посещении кафе/ресторанов, путешествий. Во вторую группу риска по сокращению расходов попали походы в кинотеатры/театры/клубы, покупка бытовой техники и электроники, одежды/обуви, товаров для дома и ремонта.
Кафе и рестораны |
Потребители готовы экономить в первую очередь на посещении кафе и ресторанов – каждый второй опрошенный (49%) планирует сократить и каждый четвертый (25%) полностью отказаться от расходов до конца текущего года. |
Развлечения (посещение театров, музеев, кинотеатров, ночные клубы и пр.) |
Доля потребителей, которые готовы перевести в режим экономии траты на развлечения сохраняется на уровне октября 2014 года - 43% планируют уменьшить расходы до конца года. |
Бытовая/Аудио/Видео техника» |
В категории «Бытовая техника и электроника» продолжается рост доли потребителей, планирующих сокращать расходы на этой статье товаров – рост на 8 пунктов по сравнению с октябрем 2014 года до 44%. |
Одежда и обувь |
Почти каждый второй потребитель (47%) планирует урезать траты на покупку одежды и обуви до конца 2015 года. По сравнению с прошлой волной, доля тех, кто планирует сократить эту статью расходов, выросла на 11%. |
Товары для дома и ремонта |
Каждый третий потребитель готов сокращать расходы на товары для дома и ремонта. Доля респондентов, которые выбрали эту категорию как возможность сэкономить в будущем, выросла на 6% до 39%. |
Более половины потребителей (63%) планируют вносить коррективы в традиционные планы на летний отпуск/путешествия и будут рассматривать более бюджетные варианты отдыха.
Потребительские привычки регулируются в пользу перехода на режим экономии: изменение планов на летний отдых чаще всего выражается в отказе от поездок в пользу домашнего отдыха (23%), замене поездок в дальнее зарубежье путешествием на территории России (14%), полной отмены отпуска (10%).
Большинство россиян (82%) проведут летний отпуск в России. Каждый третий россиянин останется дома или поедет на дачу. За границу планируют отправиться лишь 18% соотечественников, в то время как летом 2014 года эта доля составляла 26%.
Большинство респондентов (75%) признались, что извлекли положительные уроки из текущей ситуации. Так, почти каждый второй опрошенный (47%) отметил, что стал более разумным и бережливым в потреблении. Еще 20% опрошенных считают, что текущие условия подтолкнули их здраво смотреть на вещи, разбираться в людях, а 21% научился радоваться простым вещам. Стали серьезнее относиться к своей работе и активизировали личный потенциал 15% экономически активного населения.
02.06.2015
Еще статьи по теме
- 3 из 10 маркетологов снится работа - 21.07.2023
- Как россияне представляют бизнес через 20 лет: переговоры с голограммами, знания в чипах, реклама в космосе - 18.07.2023
- Всего 45% маркетологов любят свою профессию - 20.06.2022
- Почти 70% россиян регулярно читают книги - 27.05.2022
- Маркетологи и дизайнеры стали менее преданы своей профессии, чем в 2018 году - 25.01.2022
- Россияне считают негатив в сторону брендов борьбой за справедливость - 11.11.2021
- Совместный опрос Фонда "Обнаженные сердца" и Viber: 69% россиян знают, что детям с аутизмом лучше жить дома с семьей - 01.04.2021
- Что в ухе у стартапера: СберЗвук, СберАкселератор и Работа.ру выяснили, под какую музыку в 2020 году работали российские - 10.12.2020
- Капучино под Акунина, а флэт уайт - под психологическую литературу - 29.07.2020
- Сбербанк, Delivery Club и "Союзмультфильм" назвали самых любимых героев советских мультфильмов (1) - 18.02.2020
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий