Призрак Силиконовой долины
В конце недели прошла новостная строка почти по всем телеканалам : «Аналог Силиконовой долины будет создан в Сколково». Больший абсурд и придумать трудно
Формирование т.н. Силиконовой долины в США - чрезвычайно длительный по времени, неоднозначный по многим промежуточным результатам (увы, разорялись, гибли многие по дороге в «светлое будущее»!), чрезвычайно затратный процесс. Затратный настолько, что весь российский стабилизационный фонд или какой еще имеющийся на сегодня фонд никак его не потянет самостоятельно, сотни и сотни миллиардов долларов на протяжении многих и многих лет, но даже не это главное: главное - неистребимая уверенность инноваторов и бизнесменов, причем и наших, и иностранных, в том, что экономическая применимость их разработок, открытий, инноваций не только окупится в обозримой перспективе, но и даст им сладкое ощущение самореализации, счастливое ощущение, что всё, что делаешь, - нужно, востребовано, оценивается обществом как полезная деятельность. В общем, во многом важна для инноваторов атмосфера, в которой они работают, - свободы, дерзания, сметания барьеров, возможности делать ошибки, возможности обогащаться, отсутствия страха перед будущим. И эта атмосфера (наряду с механизмами чисто экономическими) - и есть своего рода начинка фабрики инноваций, называемой в просторечии Силиконовой долиной. Без начинки, увы, никакая конструкция работать не будет, и тут опять я упрямо использую яркую метафору «телефонной будки Старика Хоттабыча». Старик был, безусловно, всесилен и посредством волоска от бороды легко творил чудеса, в том числе и будку телефонную по образцу и подобию сотворил, «аналог», по-нашему... Как помнят уважаемые зрители фильма, ни фига она не работала - та аналоговая будка из чистого мрамора, ибо не было в ней необходимой начинки, не знал Старик Хоттабыч про то, что там еще начинка нужна, использующая давнее изобретение Попова-Маркони. В нашей же ситуации мы знаем точно: нужна там (в Силиконовой долине) еще какая-то начинка, нужна!!!
Нельзя утверждать, что даже в США за весь более чем 70-летний период зарождения, развития, расцвета Силиконовой долины условия были так уж идеальны, но вектор общественного, экономического развития, не говоря о политическом, оставался вектором свободы и востребованности. Очевидно, что ни один из вышеперечисленных факторов успеха на сегодняшний день в России не работает, даже в полсилы.
Я уверен, что я не один это понимаю, что люди, ответственные в правительстве за инновационное развитие, тоже не столь наивны, чтобы не видеть фундаментальных различий в экономических моделях общества, иначе бы не становились бы предметом многочисленных обсуждений теперь судьбы науки, проблемы модернизации, инновации. И правильно, что темы эти сейчас обсуждаются, открытость дискуссии всех заинтересованных сторон - это возможность избежать очевидных ошибок. Одна из возможных - профанация идеи на самой ранней стадии развития, что, на мой взгляд, происходит именно сейчас усилиями средств массовой информации.
Почему же нельзя, неудобно, неумно говорить об «аналоге Силиконовой долины», который вот-вот будет создан, только землю под него найди, да бизнес-план составь?
Ну, во-первых, Силиконовая долина - не есть некое физическое явление, поэтому создать аналог явлению чисто экономическому вряд ли получится: без фундаментальных трансформаций всей экономики, которая, как известно, является отражением политического устройства общества. Да и воспроизвести физически тоже сложно: калифорнийские пальмы и теплолюбивые красные сосны, очевидно, на сколковских среднерусских глиноземах, да в нашем континентальном климате не выживут, засохнут, как ни поливай (шутка).
Во-вторых, создание необходимого инвестиционного-привлекательного климата - вопрос не одного десятилетия, ибо доверие к среде формируется годами, поэтому безвременные лозунги типа «будет город цвесть» давно надо оставить революционной романтике, они уже не зажигают, как когда-то, тем более, что наша отечественная практика применения лозунгов дискредитировала себя давно и надолго, уж в памяти нашего поколения - точно.
В-третьих, научить российский бизнес быть восприимчивым к инновациям, к долгосрочному планированию технологического развития - дело нетривиальное: нет у него покуда такой потребности, по большому счету, не является технологическое пионерство таким уж конкурентым преимуществом в нашей сильно заадминистрированной экономической среде, сильно зависимой от углеводородов .
В-четвертых, та Силиконовая прошла несколько этапов своего развития: собственно «компьютерный период» - это реально годов с 60-х века прошлого, а нынче ее НИОКРы уже где-то далеко впереди, в середине 20-30 годов нынешнего века, так что мы собираемся воспроизвести, как аналог? Нынешнюю стадию развития информационных технологий, которая отшлифовывалась там тремя последними десятилетиями, или будущую, перспективную? Стратегия создания «аналога» в Сколкове пока не раскрывает этот вопрос, кроме перечисления пяти понятных направлений (кстати, далеко не все они имеют своей базой именно Калифорнию, если уж быть точным!), а ведь это две большие разницы, как говорят в Одессе (подобие которой почти удалось создать на Брайтон-Бич, да разве ж это аналог?!).
Необходимо срочно остановить профанацию идеи, маркетинг тут совсем не нужен, а нужна вдумчивая, кропотливая, тихая работа по созданию бизнес-климата, который бы сделал инновации востребованными - тогда за наши отмеренные историей 50-40 лет где-нибудь в России, почему бы и не в Сколково, появится зона инновационной экономики, которая будет определять технологический прогресс в какой-нибудь следующей наиважнейшей для человечества области, например, биотехнологической, или даже набившей оскомину нанотехнологической. А может, и в области ИТ , чем черт не шутит, они ведь тоже развиваются, и все еще по закону Мура... ( не путать с Московским уголовным розыском).
Кстати, на землях НИИСХ, где «будет город цвесть» (как ожидается), был разработан один из сортов неведомого злака под названием «Пурга», что мне видится весьма символичным аккордом для начала серьезной работы по «созданию аналога».
Advertology.Ru
22.03.2010
Комментарии
Написать комментарий