Есть мнение ...

Призрак Силиконовой долины

Призрак Силиконовой долины

В конце недели прошла новостная строка почти по всем телеканалам : «Аналог Силиконовой долины будет создан в Сколково». Больший абсурд и придумать трудно

Формирование т.н. Силиконовой долины в США - чрезвычайно длительный по времени, неоднозначный по многим промежуточным результатам (увы, разорялись, гибли многие по дороге в «светлое будущее»!), чрезвычайно затратный процесс. Затратный настолько, что весь российский стабилизационный фонд или какой еще имеющийся на сегодня фонд никак его не потянет самостоятельно, сотни и сотни миллиардов долларов на протяжении многих и многих лет, но даже не это главное: главное - неистребимая уверенность инноваторов и  бизнесменов, причем и наших, и иностранных, в том, что экономическая применимость их разработок, открытий, инноваций не только окупится в обозримой перспективе, но и даст им сладкое ощущение самореализации, счастливое ощущение, что всё, что делаешь, - нужно, востребовано, оценивается обществом как полезная деятельность. В общем, во многом важна для инноваторов атмосфера, в которой они работают, - свободы, дерзания, сметания барьеров, возможности делать ошибки, возможности обогащаться, отсутствия страха перед будущим. И эта атмосфера (наряду с механизмами чисто экономическими) - и есть своего рода начинка фабрики инноваций, называемой в просторечии Силиконовой долиной. Без начинки, увы, никакая конструкция работать не будет, и тут опять я упрямо использую яркую метафору «телефонной будки Старика Хоттабыча». Старик был, безусловно, всесилен и посредством волоска от бороды легко творил чудеса, в том числе и будку телефонную по образцу и подобию сотворил, «аналог», по-нашему... Как помнят уважаемые зрители фильма, ни фига она не работала - та аналоговая будка из чистого мрамора, ибо не было в ней необходимой начинки, не знал Старик Хоттабыч про то, что там еще начинка нужна, использующая давнее изобретение Попова-Маркони. В нашей же ситуации мы знаем точно: нужна там (в Силиконовой долине) еще какая-то начинка, нужна!!!

Нельзя утверждать, что даже в США за весь более чем 70-летний период зарождения, развития, расцвета Силиконовой долины условия были так уж идеальны, но вектор общественного, экономического развития, не говоря о политическом, оставался вектором свободы и востребованности. Очевидно, что ни один из вышеперечисленных факторов успеха на сегодняшний день в России не работает, даже в полсилы.

Я уверен, что я не один это понимаю, что люди, ответственные в правительстве за инновационное развитие, тоже не столь наивны, чтобы не видеть фундаментальных различий в экономических моделях общества, иначе бы не становились бы предметом многочисленных обсуждений теперь судьбы науки, проблемы модернизации, инновации. И правильно, что темы эти сейчас обсуждаются, открытость дискуссии всех заинтересованных сторон - это возможность избежать очевидных ошибок. Одна из возможных - профанация идеи на самой ранней стадии развития, что, на мой взгляд, происходит именно сейчас усилиями средств массовой информации.

Почему же нельзя, неудобно, неумно говорить об «аналоге Силиконовой долины», который вот-вот будет создан, только землю под него найди, да бизнес-план составь?

Ну, во-первых, Силиконовая долина - не есть некое физическое явление, поэтому создать аналог явлению чисто экономическому вряд ли получится: без фундаментальных трансформаций всей экономики, которая, как известно, является отражением политического устройства общества. Да и воспроизвести физически тоже сложно:  калифорнийские пальмы и теплолюбивые красные сосны, очевидно, на сколковских среднерусских глиноземах, да в нашем континентальном климате не выживут, засохнут, как ни поливай (шутка).

Во-вторых, создание необходимого инвестиционного-привлекательного климата - вопрос не одного десятилетия, ибо доверие к среде формируется годами, поэтому безвременные лозунги типа «будет город цвесть» давно надо оставить революционной романтике, они уже не зажигают, как когда-то, тем более, что наша отечественная практика применения лозунгов дискредитировала себя давно и надолго, уж в памяти нашего поколения - точно.

В-третьих, научить российский бизнес быть восприимчивым к инновациям, к долгосрочному планированию технологического развития - дело нетривиальное: нет у него покуда такой потребности, по большому счету, не является технологическое пионерство таким уж конкурентым преимуществом в нашей сильно заадминистрированной экономической среде, сильно зависимой от углеводородов .

В-четвертых, та Силиконовая прошла несколько этапов своего развития: собственно «компьютерный период» - это реально годов с 60-х века прошлого, а нынче ее НИОКРы уже где-то далеко впереди, в середине 20-30 годов нынешнего века, так что мы собираемся воспроизвести, как аналог? Нынешнюю стадию развития информационных технологий, которая отшлифовывалась там тремя последними десятилетиями, или будущую, перспективную? Стратегия создания «аналога» в Сколкове пока не раскрывает этот вопрос, кроме перечисления пяти понятных направлений (кстати, далеко не все они имеют своей базой именно  Калифорнию, если уж быть точным!), а ведь это две большие разницы, как говорят в Одессе (подобие которой почти удалось создать на Брайтон-Бич, да разве ж это аналог?!).

Необходимо срочно остановить профанацию идеи, маркетинг тут совсем не нужен, а нужна вдумчивая, кропотливая, тихая работа по созданию бизнес-климата, который бы сделал инновации востребованными - тогда за наши отмеренные историей  50-40 лет где-нибудь в России, почему бы и не в Сколково, появится зона инновационной экономики, которая будет определять  технологический прогресс в какой-нибудь следующей наиважнейшей для человечества области, например, биотехнологической, или даже набившей оскомину нанотехнологической. А может, и в области ИТ , чем черт не шутит, они ведь тоже развиваются, и все еще по закону Мура... ( не путать с Московским уголовным розыском).

Кстати, на землях НИИСХ, где «будет город цвесть» (как ожидается), был разработан один из сортов неведомого злака под названием «Пурга», что мне видится весьма символичным аккордом для начала серьезной работы по «созданию аналога».

Борис Щербаков, Slon
Advertology.Ru

22.03.2010

на печать


Комментарии

Лукас
23.03.2010 8:29 | сообщение #1
 

Говорить о том, как должно быть и как есть - самое благодарное занятие. Так как достаточно просто иметьнавык складывать слова в предложения.А вот оценить что на самом деле происходит - несколько сложнее, так как нужно подумать и покопаться в истории.
В этой связи вернемся к всплеску в 1990-х гг. роста “эвристических” тенденций в отечественной науке. Высокий рост числа статей и книг естествоиспытателей и технических специалистов, посвященных социальным проблемам, будучи реакцией на возникшую в те годы свободу самовыражения, отразил и общую тенденцию гуманитаризации мировой науки. Вместе с тем, известно, в полосу тяжелых испытаний вошла тогда не только отечественная наука, но и общество в целом.
На этом наблюдении можно понять, как могут противостоять друг другу индивидуальные научные разработки и коллективные, в зависимости от того в каком типе социальной системы действует общий механизм инициации исследовательских подходов подходов.
Данные собственных исследований отечественного правосудия в контексте эволюционного и компаративного анализа западных и восточных правовых систем выдвигают на первый план существенные недостатки последних. Слабость восточных правовых систем и правосудия оказывается граничным параметром, выраженно ослабляющим развитийные возможности всех институтов общества и государства. Но потому же, – уже на уровне менталитета, тормозится самовыражение творческого интеллекта, лишённого их защиты перед конфликтами.
Наглядный пример – шедевральность научных работ. В России – от паромашинных шедевров крепостных до “космических” шедевров сталинских “шарашек” при нищем хозяйстве страны.
Но это – частный случай известного многотысячелетнего опыта стран Востока, которому страны Запада всегда противопоставляли быструю технологизацию любого шедевра и перевод товара из стадии товара-роскоши, служащего прихотям монархов и чиновных слуг, в стадию серийного производства для всего населения. Эффективность такой динамики любого товара обусловлена именно высокой эффективностью расчетного /процессорного/ – рыночно-правового (а рынок без права – миф), механизма на Западе. И наоборот, в странах Востока эти расчётные механизмы остаются неразвитыми. Не попавший “в серию” товар не оплачивает труд учёного. По общим законам социальной динамики “людей и вещей”, сами разработки и их авторы следуют вектору естественного тяготения к Западу, поскольку там их работа оплачивается, обеспечивается минимально необходимыми условиями, особенными для интеллектуального труда и жизни.
Экономическим следствием низкой правовой культуры общества становится “атомизация” психик и как частная форма, ремесленная замкнутость. Отсюда “обычный” парадокс: автор заведомо инновационной разработки, как правило, еще "сырой" сторонится ее продолжения в коллективе. Правовая незащищенность (а такую защиту может дать только эффективный суд, но никак не “справедливое” законодательство) повсеместно принуждает интеллектуалов к морали “глухой обороны” от плагиата. Партнерство в науке, которое не следует путать с административной связью в “коллективы” через отделы кадров, в таких условиях – дело уникальное; и – именно для новаторских, прорывных работ. Современные глубины научных тем и необходимость анализа огромных объемов эмпирических и экспериментальных данных, в этих условиях делают невозможным доведение индивидуальных научных разработки до прикладных форм, и общество, как правило, теряет их. Как в прошлые века, низкой правовой культурой в обществе в целом подавляется предпринимательство. Поэтому индивидуальные научные разработки не находят ни партнерской, ни инвестиционной поддержки. Это, повторю, старая традиция в странах восточной ветви эволюции, уже начиная с древнего мира.
Закончив констатирующую часть комментария, перейдём к оценке.
Вернёмся выше и рассмотрим явление шедевральности научных разработок в России. Необходимым и достаточным условием возникновения таких разработок выступает прихоть "барина", его хобби, говоря современным языком, в той или иной научной области.
Станы Запада, так же ,в своё время не избежали подобного подхода. При дворах европейских монархов трудились многие и многие выдающиеся учёные. Примером провала такого подхода можно назвать провал ядерных исследований в гитлеровской Германии. Это был последний рецидив "барского" подхода в организации научных исследований.Но в то же самое время ракетные исследования в той же самой Германии находились на передовой научной мысли в мире. И именно благодря им,в том числе, через американские научные разработки, посредством шпионажа, Россия вырвалась вперёд и предложила миру уникальные ракетоносители, используемые до сего времени.
Таким образом мы можем сказать, что создание российской "силиконовой долины" - это явление, возникшее на той же самой почве, что и научные разработки крепостных крестьян,Кулибина,демидовских пушечных и оружейных заводов,сталинских шарашек и пр. В этом же ряду находиться и фильтры для воды "академика" ПЕтрика, как пример провальной работы. Но так же справедливо следует ожидать и появление истинно шедевральной,прорывной идеи способной в очередной раз поразить мир на долгие десятилетия. Другой вопрос - сколько это будет стоить налогоплатильщику? Но нам лучше об этом не думать, политический вектор благоволит "барству".

Лукас
23.03.2010 9:49 | сообщение #2
 

Собственно http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/03/23/228873
,если мои слова кому-то кажуться надуманными.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (761)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Благодарю российских дипломатов, всех коллег и просто ...
  • *
    Цитата: [url=https://img0.joyreactor.cc/pics/post/full/RIP-Джон-Амос-8614430.jpeg] Источник ...
  • Мифы и Правда о Бренд-Менеджерах (20)
    Сегодня снова наткнулся на эту статью, хотя читал лет десять назад! Названия брендов поменялись а смысл тот ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (133)
    «Варвар» и «Еретик»: «тяжесть мелочей». Цитата: Наблюдаю выдающуюся работу и невероятные агентурные ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...

на правах рекламы

02.10.2024 - 16:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация