Репортажи

"Золотая пчела": между ульем и цветком

"Золотая пчела": между ульем и цветком

"Искусство принадлежит народу. Народ должен понимать искусство" - этот афоризм Ильича предназначался, видимо, не для всей культуры, а только для графического дизайна.Со всеми вытекающими вопросами.

С 1 по 8 сентября в ЦДХ и на других площадках проходит седьмая биеннале "Золотая пчела". 
Можно сколько угодно ходить в музеи современного искусства, смотреть на кучу бесполезных и недоступных вещей. Чтобы так жить, нужно иметь деньги, досуг и вообще отключиться от бытовой розетки, и думать только о себе. Поэтому вдохнешь воздуха где-нибудь на Арт-стрелке, и обратно, в душную хрущовку. Графический дизайн не таков. Он не врывается к тебе домой, не заставляет предъявлять близким справку от психиатра или мучительно искать свою половинку среди маргиналов. Он висит на стене и толкает под локоть, бросая  яркую реплику по поводу того, как можно "прочесть" то или иное событие. В этом КАК – вся суть дизайна. Вряд ли кто-нибудь из обывателей, глядя на картину Рембрандта,  станет жалеть о том, что не он ее нарисовал. А вот у остроумной идеологии и блестящего исполнения плаката завистников полно. И чем талантливее реплика, тем завистников больше.


Uwe LOESCH, Germany

У графического дизайна – все недуги "полукровки": в отличие от Московского Фестиваля Рекламы, Золотая пчела не продает, но задает планку (здесь охотно принимают работы, не принятые клиентом или сделанные специально для биеннале).

В отличие от живописи дизайн наоборот, прагматичен, так как нуждается в конкретном и сформулированном заказе. Получается, что и у бизнеса, и у государства, и у музейщиков всегда был повод не заниматься столь странным жанром.

Поэтому уже четыре года попечителями биеннале являются сами дизайн-студии.

Почти вся пресс-конференция была посвящена благодарностям попечителям и бесплатным помощникам, коих армия множится с каждым годом. Седьмая "Пчела" оказалась настоящим коммунистическим субботникам для куратора, фотографов, дизайнеров студентов. Да и попечители постоянно выбивались за рамки своих прямых обязанностей. Но лед тронулся. Теперь у биеннале несколько музейных площадок: помимо традиционного ЦДХ, двери открыли музей Архитектуры, Государственный музей имени А.С.Пушкина, Галерея Зураба Церетели. Внимание столичных музейщиков закономерно: было бы, согласитесь, странно экспонировать работы Звонимира Фейста, привозить  из Германии виртуальный музей русского плаката и доставать из запасников  Музея кино и "Пушки" советскую и французскую афишу, игнорируя при этом то, что делается сегодня и "под боком". В прошлом году Третьяковка приняла в свой фонд часть коллекции "Пчелы". А нынче работы высокого жюри биеннале -  Михаила Аникста,  Петра Банкова, Рене Ваннера, Уве Леша, Давида Тартаковера и Сигео Фукуды  в европейских стеклопакетах можно будет увидеть в Галерее искусств Зураба Церетели современного искусства на Петровке, предоставившей свои залы для выставки жюри. "Что бы мне  сегодня не говорили о Церетели, я знаю, что этому человеку не надо объяснять, что такое графический дизайн", - благодарно заметил на пресс-конференции  президент биеннале С.И.Серов.


Дэвид Карсон

Кое-какие идеи по поддержке графического дизайна вынашивает Минэкономразвития.  По словам начальника отдела экономического развития министерства Артема Шадрина, проект пока -  на бумаге, но если все сложится, появятся долгожданные госзаказы, станут прозрачными конкурсы и тендеры, а там, глядишь, недалеко и до светлого дня, когда графический дизайн будет именоваться "современным искусством".

Наконец, в Москве создается музей графического дизайна по типу Лондонского. Сейчас действует лишь скромный сайт, объединяющий энтузиастов и спонсоров, но посетителям "пчелы" уже раздаются от имени музея красные листовки для народного голосования за лучший выставочный плакат. В ней также  есть графа о любимом предмете, дизайн которого до сих пор волнует душу.

Но пока трогается лед, наши дизайнеры пробавляются театральными афишами и рекламой развлечений, а большие, социальные идеи вынуждены придумывать и реализовывать сами. Один из таких проектов – плакат к двадцатилетию Чернобыльской катастрофы, принадлежит "Линии График". Работа настолько удалась, что удостоилась специально учрежденной для нее премии на Харьковском триеннале экологического плаката, и произвела настоящий фурор за рубежом. "Графический дизайн – не живопись, - говорит куратор последних двух "Пчел" Ирина Рымшина. – Печатный станок, бумага и краска стоят больших денег. Кроме того, плакат должен быть актуален, востребован, злободневен, его нельзя откладывать "в долгий ящик".  Наши дизайнеры порой интереснее и талантливее зарубежных. Но без заказа и материалов они – как без рук. Графический дизайн – это искусство, создаваемое людьми и для людей".


Дэвид Карсон

Теперь об искусстве. В этом году в конкурсе участвует 46 стран. Прислано около 4 000 работ, из которых отборочный комитет выбрал 1000 лучших. В ходе голосования высокого жюри, в финал выйдет полтора-два десятка работ, которые и будут задавать тон в индустрии дизайна. Не приедет судить, в силу рабочих обстоятельств,  блестящий Дэвид Карсон, зато, к величайшей радости дизайнерского сообщества, прибудет вечно занятый Сигео Фукуда.


Сигео Фукуда

Трем конкурсным номинациям – плакату, книге и каллиграфии будут посвящены три полноценных дня, с мастер-классами, симпозиумами и каллиграфическим перформансом.

Биеннале "забирает" уже с первого этажа ЦДХ.

На стенах, утяжеленные для равновесия канцелярскими прищепками (стеклопакетов катастрофически не хватает), висят белые листы с буквами русского алфавита. То есть, идеи этих букв, эмоции, иероглифы, пиктограммы. Эйдосы, в общем. У кого подсмотрели студенты эти каракули – у пещерных жителей, у детей, у сумасшедших? Каллиграфию можно разглядывать часами, игнорируя кактусы в стаканчиках для мороженого, сложенную из розовых пальцев физиономию, похожую на Вуди Алена, собранную из древесных крон кошачью морду и дерущихся жуков с надписью "А.П.Чехов. Павильон №6".

На мой вопрос, чем интересен современный графический дизайн,  Елена Рымшина отвечает просто: "Яркими индивидуальностями. Мы не проигнорировали ни одногоиз заметных в современном дизайне имен. Все они – узнаваемы, каждый – непредсказуем. И ни один из них не задал дурацкого вопроса – с кем рядом будет он "висеть" на выставке. Потому что  главный критерий здесь – качество, пусть даже присланный вами плакат вообще - первый в жизни".


Петр Банков

А вот что рассказал Сергей Иванович Серов:

"У визуальной культуры - свои будни. Но для праздника  она припасает то, к чему хотела бы стремиться сама. "Золотая Пчела" - не только отражает современное состояние визуальной культуры, но и является ее катализатором.  Сейчас, в постиндустриальную эпоху, когда главное орудие – не сила, а информация, графический дизайн двигается в сторону игры, эфирности, эмоциональности, женственности, чуткости. Не внешнее правит миром, а внутреннее. Мир уже поделен и переделен. Мир благоустроен. Работают роботы или гастрабайтеры. В развитом обществе все острее становится проблема свободного времени. Посмотрите, террористы посягают не на стратегические объекты, а на мирную, досужую, жизнь, уничтожают визуально важные, эстетические объекты, давят на эмоции, создают ажиотаж. И опять же – шахидские пояса взрываются легким, осторожным касанием пальцев. Культура обрастает тайнами, которые требуют постижения. Правильно говорили, что если ХХ1 век не будет веком гуманитарным, его не будет вовсе. Что такое компютер? – Модель нашего мозга. Это скачок, равнозначный изобретению Гуттенберга, но его век только начинается, а век книги уходит. У каждого средства есть свои недостатки, но компьютер еще не достаточно изучен, он используется по-мужски, грубо. Но – вы видели? - внизу висит хэнд-мэйд каллиграфия. Она сделана на компьютере. Мы слишком скованы эпохой типографского станка. Компьютер раз и навсегда ломает стандартизацию. Теперь мы можем вернуться к допечатной,  "ручной" эпохе.  - Французская афиша? – Да, во Франции всегда была традиция эмоционального, рукотворного шрифта. Культура ведь акцентирует то одно, то другое. Сегодня графический дизайн как никогда близок к искусству.  Между прочим, именно компьютер и возродил интерес к каллиграфии. По сути каллиграфия – это свобода. – Акакий Акакиевич Норштейна и Ярбусовой?  - Нет, ни ускорять, ни копировать их работу я бы не стал. Такие художники прорывают вселенную. Мы же говорили об общих тенденциях, а если переходить на личности, нужны другие инструменты. Для "Шинели" Норштейна наши рассуждения слишком грубы.


Бен Лалойа, Дидер Паскаль, Нидерланды

А вообще компьютер подобен ножу – можно резать, а можно и зарезать. И Авангард когда-то ругали. Но свобода – это риск. Просто ее надо использовать во благо. Как Бог завещал людям в Эдемском саду.

- Реклама? – Она предполагает реализацию проекта. Мы занимаемся не этим. Мы говорим о языке культуры, об образах, об искусстве. Реализованность – это другой семиотический угол зрения. Угол прагматики. А мы находимся в синтактическом углу."

Юлия Квасок
Advertology.Ru

05.09.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (750)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Источник видео. Цитата: Источник видео. Цитата: ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (132)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». В России, в силу знака преобладания Систем ИСО>ЕСО, проблема адекватности ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...

на правах рекламы

30.09.2024 - 00:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация