"Российский потребитель ориентирован на цену" - Игорь Снытко
– Как Вы оцениваете развитие рынка ноутбуков в России в последние годы?
– Рынок бурно растет. Согласно оценкам компании Gartner, его рост в прошлом году составил 85%. Причем такие показатели с небольшими колебаниями сохраняются последние три года, и они значительно опережают результаты рынков Европы, Ближнего Востока и Африки. В 2002 г. в России было продано порядка 280 тыс. ноутбуков, в 2004 г. – около 560 тыс., а по итогам 2005 г. – более 1 млн шт. Если брать среднюю рыночную цену ноутбука, то на сегодняшний день она составляет около 40 тыс. руб. (1300 долл.).
– Какие сегменты увеличиваются наиболее быстрыми темпами?
– Сейчас наиболее быстро развивается сегмент индивидуальных пользователей, которые заменяют настольные компьютеры на ноутбуки. Это понятный процесс: ценовая разница снизилась до предела, а преимуществ в ноутбуке больше. С точки зрения ценовых сегментов сейчас на рынке выделяются экономичный (до 800-1000 долл.), на который приходится более 50% всего рынка, премиальный (от 2000 долл.) занимает не более 10%, все остальное – среднеценовые модели.
Вполне естественно, что максимальный рост отмечается в сегменте недорогих компьютеров, он растет со значительным опережением рынка в целом. Сначала появились ноутбуки до 1000 долл., и это была своеобразная революция, затем модели до 800 долл. Что касается премиального и среднеценового сегментов, то они также развиваются, но не настолько большими темпами.
– Какие основные тенденции можно выделить в этом сегменте рынка?
– В ноутбуках сейчас сильно возросла роль устройств для беспроводного доступа, которые необходимы для полноценного обеспечения мобильности. Кроме того, достаточно важной тенденцией, в которую долго не верили специалисты, является смещение потребительского спроса в сторону широких экранов. При этом есть и обратная тенденция – в последнее время индивидуальные пользователи по примеру корпоративных клиентов начинают активно интересоваться ноутбуками с небольшим дисплеем (12 дюймов).
– Какие перспективы у российского рынка?
– Понятно, что такой бурный рост не будет вечным. При этом уровень проникновения компьютеров в России сегодня не столь высок, у производителей имеется достаточно серьезный потенциал для продаж как частным пользователям, так и, например, участия в образовательных проектах. Если говорить о ближайшей перспективе, то мы ожидаем увеличения доли продаж ноутбуков среди всех компьютеров, за три года она превысит 50%.
– Вашей компании тяжело работать на российском рынке?
– Конечно, определенные сложности существуют. Рынок быстрорастущий, он привлекает внимание и мировых производителей, и местных компаний, следовательно, конкурентная борьба достаточно острая. Кроме того, в России из-за огромных расстояний требуется больше внимания и средств выделять на построение каналов сбыта продукции и работе с дистрибьюторами и розничными сетями.
– Чем отличаются российские потребители от всех остальных?
– Многих приходится обучать, поскольку покупка ноутбука зачастую происходит не только при замене настольного компьютера на мобильное устройство, но и с чистого листа. Кроме того, российский потребитель во многом ориентирован на цену, что создает определенные сложности при работе. Наш товар не может иметь низкую себестоимость. При этом россияне гораздо меньше, чем те же европейцы и азиаты, ориентируются на дизайн.
– Можете нарисовать портрет потребителей в разных сегментах?
– В экономическом сегменте сильно возросла доля студентов и молодежи. Хотя еще несколько лет назад у нас, к примеру, просто отсутствовало такое понятие, как back-to-school campaign, когда отмечается пик продаж, приходящийся на конец августа – начало сентября. В развитых странах это один из самых успешных периодов для производителей и продавцов ноутбуков.
В среднеценовом сегменте, по нашему опыту, основные потребители – люди, ориентированные на игры и мультимедиа. Ноутбуки здесь часто покупаются в качестве домашней мультимедийной системы. В премиальном сегменте можно выделить два типа потребителей – те, для кого ноутбук является неким статус-символом, то есть продуктом, вписывающимся в определенный стандарт потребления, и те, кому требуется максимальное количество функций в данном продукте.
– Вы заявили о вводе новой стратегии. Чем она обусловлена и в чем заключается?
– Рынок постоянно растет, и в предыдущие годы, честно сказать, мы не успевали за его темпами, поэтому за последние полтора года наши позиции сильно ослабли. 10 лет назад доля рынка Toshiba была более 50%, и еще четыре-пять лет назад ноутбук чаще ассоциировался с Toshiba. Доля рынка Toshiba сейчас составляет 6%, и мы занимаем седьмое место, что естественно не устраивает компанию. Работа будет вестись в трех направлениях. Прежде всего будет пересмотрена линейка продукции, она дополнится моделями с экраном 12 и 14 дюймов. Кроме того, мы собираемся разрабатывать специальные программы для партнеров, усилить взаимодействие с крупными розничными сетями.
– Сколько Вы планируете потратить на маркетинг?
– Мы не разглашаем цифры. Могу только сказать, что сумма маркетингового бюджета будет в три раза больше по сравнению с прошлым годом.
– На какие результаты рассчитываете?
– Для нас индикатором является объем продаж, востребованность товара и его присутствие повсеместно, в том числе и на региональных складах. В целом в 2006 г. планируем увеличить долю рынка до 10%.
– Насколько тяжело будет этого добиться?
– Нужно расти быстрее рынка, чтобы добиться такого роста. Это в условиях растущей конкуренции и изменяющегося потребительского поведения достаточно тяжело сделать, но мы рассчитываем на это.
15.03.2006
Комментарии
Написать комментарий