Статьи

Интервью: вид внутри. Тонкое искусство задавать вопросы

Термин "интервью" еще недавно звучал необыкновенно празднично и профессионально. А сейчас так называют простое собеседование при приеме на работу – налицо деградация. Кроме того, в наше мармеладное время журналистское (или как бы журналистское) интервью стало расхожей формой пиара, за которую интервьюируемые (или другие заинтересованные лица) просто-напросто платят деньги, официально или неофициально. Это, конечно, проституировало жанр, сведя его к набору вопросов-подлиз ("Скажите, как вам удается так хорошо выглядеть?").

Интервью-допросы с вопросами-обвинениями остались в задорном демократическом прошлом. "Скажите, – обращался интервьюирующий к интервьюируемому, – вы вообще отдаете себе отчет, что..." Когда-то это ужасно раздражало (необъективность, дурной тон), а теперь даже ностальгируешь, честное слово.

Мэтры журналистики относятся к интервью довольно высокомерно: вопрос-ответ-вопрос-ответ. Шарик налево – шарик направо, не то что ррррепорртаж, коррррреспонденция или оччерррк. Но так думать – так же глупо, как считать, что пинг-понг в одиннадцать раз беднее настольного футбола (идиотская аналогия, но как-то пришла на ум). Между прочим, всемирные чемпионы по пинг-понгу – китайцы, а ведь у них как ни у кого сильна бытовая мудрость. Хорошее интервью – это, в сущности, не что иное, как пьеса, полноценная драма; а драма, согласно Аристотелю и другим авторитетам, высший среди литературных жанров. Даже если получится что-то абсурдистское. Или в чеховском духе, когда каждый о своем ("А моя собака и орехи ест").

Лучший из журнальных интервьюеров, кого я знаю, делает так. Он звонит звездам итальянского, французского, немецкого кино по телефону и расспрашивает их на своем школьном (какой уж есть) английском, а они ему тоже на английском, какой у кого есть, отвечают. Пленку с записью беседы он прослушивает не больше одного раза. Пьет шампанское, курит, пишет по памяти. "О! Вы первый, кто задает мне этот вопрос…" – частенько поражаются его собеседники. Интервью всегда выходит живое и образное, на превосходном (русском) языке; вообще превосходное. Получи кинозвезды подробный обратный перевод, они, возможно, поразились бы некоторым (своим?) выражениям, но какой тут, в общем, вред? Им это только добавляет славы.

Когда у меня выходят книжки, я тоже на какое-то время перехожу из категории тех, кто берет интервью, в категорию тех, у кого берут интервью, – первый раз было невероятно сладко, теперь привыкла. Вопросы почти всегда одни и те же или даже просто ужасные: "Хотели бы вы поджечь свой дом?" Ну что тут ответишь? На языке вертится что-то вроде: "А вы-то не хотели бы выпить яду?", но это грубо, лучше просто промолчать. Но зато совершенно непревзойденный набор вопросов имеется у одного моего постоянного интервьюера – блондиночки по имени Алена. Алена – звезда подготовительной группы детского сада, девочка с прекрасной дикцией и врожденным чувством ритма, маленькая светская львица. Мы встречаемся с ней почти каждый вечер около шести, и она готова бросить любую игру, чтобы провести блиц-опрос:

– Какие у вас красивые сапоги, где вы их купили?

(Я говорю: "В Москве".)

– Какая у вас большая сумка! Вы хотите куда-то поехать?

(Я говорю: "Нет".)

– А вы ходите на работу или бываете дома, как моя мама?

(Я говорю: "Когда как".)

– Почему вы не хотите, как моя мама, покрасить волосы в белый цвет?

(Я говорю: "Ну, не хочу".)

Это самая слабая часть, и я уже готова свернуть беседу, но тут Алена делает неожиданный рывок:

– Кем вы хотите стать?

Я говорю, подумав: "Вообще мечтала бы – художником или врачом". Иногда еще говорю: "Или гонщицей". (Я, наверное, никогда не научусь водить машину.) Но Алене это все непонятно:

– А почему не актрисой?

Она выговаривает: "аткрисой". Это не столько вопрос, сколько признание: она, конечно, сама мечтает – аткрисой. Приближает свое личико, серые глаза с огромными зрачками: поняла ли я? Я киваю: поняла. И тогда, звенящим шепотом, о самом главном:

– Кого вы хотите – мальчика или девочку?

Первый раз я опозорилась: пробормотала, что у меня, вот, уже есть… вот Федор… и Митя… Что я, вроде, не собираюсь…

Недоверие, почти ужас. Что же я – никого не хочу? Нет, я не могу ее так разочаровать.

Теперь я четко говорю: "Мальчика и девочку". Она одобрительно кивает: ответ правильный, ответ принят! Надо всегда, каждую секунду, хотеть мальчика и девочку или хотя бы кого-то одного: "Вероника из нашей группы хочет только девочку! Такой уж она человек".

– Так вы хотите стать аткрисой? Или будете сидеть в зале с букетом?

– Актрисой – хочу, да. Только если ты больше не будешь спрашивать меня про волосы.

– Не буду! Моя мама покрасила волосы в черный цвет, как у вас. Скажите… А где вы купили свои сапоги?

То ли у нее плохая память, то ли ей не очень интересно, что я отвечаю, важнее плавное течение беседы.

– В Москве, – говорю, – в Москве.

– А почему у вас такая большая сумка – вы собираетесь ехать на море?

Все равно – лучшего собеседника я до сих пор никогда не встречала.

Катя Метелица
"Независимая газета"

28.10.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (750)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Источник видео. Цитата: Источник видео. Цитата: ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (132)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». В России, в силу знака преобладания Систем ИСО>ЕСО, проблема адекватности ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...

на правах рекламы

29.09.2024 - 07:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация