Новости

Промышленный дизайн в СССР и России

Промышленный дизайн в СССР и России

Советский Союз – небольшой, но очень интересный период в истории. Удивительно, но именно СССР дал основу и оказал большое влияние на промышленный дизайн современности. И это с учетом, что в Союзе термин «промышленный дизайн» просто не использовался: вместо него употреблялись формулировки «художественное конструирование» и «техническая эстетика».

В 1962 году Совет министров постановил улучшить качество товаров с помощью того самого «художественного конструирования». И настоящая история современного русского промдизайна началась именно в шестидесятые.

Две революции

Отправимся в самое начало XX века. В 1917 году произошло огромное по своей масштабности событие – Октябрьская революция. Об этом известно всем, но вот о том, что на ее фоне произошла еще одна революция – на этот раз дизайнерская – знают немногие. В стране полностью изменился жизненный уклад, смена эпохи требовала не только новых зданий и интерьеров, но и проектирования новых предметов мебели, одежды, бытовых устройств, посуды и других предметов быта.

«Креативный переворот» свершился на Императорском фарфоровом заводе. Здесь в тяжелые 10-е – 20-е года минувшего века начали производить «революционную по содержанию, совершенную по форме и безупречную по исполнению» посуду. К созданию эскизов впервые были привлечены художники нового времени – авангардисты. Так появился сервиз, в своей основе имеющий творчество Казимира Малевича: лаконичность полусфер с простыми линиями ручек пришла на место множества деталей, а белый цвет – на место пестрых оттенков.

Дизайн СССР

В 1920-х годах в Москве, Петрограде и некоторых других городах начали открываться Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где преподавали прогрессивные архитекторы и художники. В это время укрепилась профессия художника-конструктора и начала формироваться отечественная система дизайна, а следом появился пока не сформулированный, но все же запрос на модернизацию индустриального производства, который требовал от товаров не только функциональности и массовости изготовления, но и красоты, стиля, удобства.

Новый период в истории дизайна начался в шестидесятых: тогда был основан ВНИИТЭ – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. На плечи его сотрудников возложили миссию улучшать производства по всей стране. Проекты опирались на достижения науки и техники, эргономику и конструкторский расчет.

Специалисты ВНИИТЭ не боялись решать нестандартные задачи и предлагать интересные решения. Например, в 1962 году институт успешно справился с задачей создания уникального авто для таксомоторной службы: вместительного, маневренного, компактного, с местами, комфортными как для пассажиров, так и для водителей. Почему дело замерло на двух представленных и одобренных опытных образцах – вопрос юрисдикции явно не дизайнеров.

А далее – по проторенной тропинке: в 70-е Союз наращивает экспорт товаров, узнаваемых во всем мире. «Зенит», «Ракета», «Москвич» — фотоаппараты, часы, автомобили и многие другие позиции до сих пор любимы ценителями в самых разных странах.

70-е также ознаменовались созданием метода дизайн-программ — это подразумевало внедрение дизайн-мышления в комплексные проекты. В 1987 учрежден Союз Дизайнеров, слово «дизайн» наконец было легализовано, а профессия дизайнера обрела настоящую популярность. А затем наступили перестроечные реформы и сложные девяностые. Сложившаяся система дизайна не смогла выжить в стихийных условиях нового рынка.

Дизайн в современной России

Промышленный дизайн в современной России пока находится на стадии становления. До сих пор на некоторых полках можно заметить знакомые товары: идет переосмысление наследия авангарда и советского дизайна в проектах мебели, бытовых приборов, одежды.

Промышленный дизайн – отрасль, которая не просто делает вещи стильными и удобными. Она оказывает влияние на производство и экономику, а значит, на развитие нашей страны в целом.

Дизайнеры исследуют новые материалы и стремительно развивающиеся технологии, все больше занимаются исследованиями, сами выбирают способы взаимодействия с производителями и развивают индустрию. И конкурс «Фабрика дизайна 2.0» – один из основных двигателей. Здесь встречаются дизайнеры и предприниматели, креатив и бизнес, новые идеи и инструменты для их реализации. Принять участие в конкурсе можно, оставив заявку на сайте https://designfactory.moscow/.

28.02.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.12.2024 - 17:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация