Статьи

Промышленный дизайн: кому и зачем?

Промышленный дизайн: кому и зачем?

Дизайнер должен уметь смотреть вперед” — под таким девизом прошел выпуск подкаста “Собрались и разобрались: Промышленный дизайн” с ведущими Владимиром и Татьяной Морозовыми. Артур Рыжов — эксперт, знающий все об изобразительном творчестве. Член союза дизайнеров и творческого союза художников России, президент “Международной академии Дизайна”, вице-президент Ассоциации Промышленных Дизайнеров и декан МГУТУ им К. Г. Разумовского.

Что такое “промышленный дизайн”? 

Истоки дизайна, к которому привыкли все мы, упираются в запросы промышленности. Необходимость в серийном производстве создала отдельную сферу проектной деятельности — промдизайн. Теперь она обеспечивает нас знакомыми вещами, формирует комфортную среду и помогает развиваться другим направлениям изобразительного искусства. 

Именно поэтому все, что производится промышленным путем, можно считать дизайном.

История появления

Путь становления промдизайна как отдельной формы деятельности начинается в Англии в эпоху промышленной революции. Скорый переход от мануфактуры к фабрике создал необходимые условия для формирования новых направлений изобразительного творчества и дизайна вцелом. 

“Привычный всем дизайн возник в 20-е годы. Пресловутая школа Баухаус и российская школа ВХУТЕМАС,из которой идут все истоки авангарда, наложили отпечаток на современное искусство. Теперь на этом построена вся методика образовательной среды”

Сегодня мировые лидеры промдизайна сменились. Хотя Англия и закрепилась в истории как страна-основатель, теперь на арену вступают новые игроки: Америка, Южная Корея, а также Китай, превосходящий всех по объему производства. Роль “законодателя мод” в 21 веке остается за Японией.

О форме. Что важнее: внешний вид или функциональность? 

“Хороший дизайн — это когда мало дизайна”.

Существуют 3 основных составляющих — функция, удобство и эстетика. Преобладание конкретных характеристик зависит от задач, поставленных перед дизайнером: они и определяют всю суть формы. 

Важно, чтобы изделие было законченным. Здесь на помощь приходит эстетика:

“Любой станок, как бы он не был сделан, надо продать. А продавать внутренние механизмы — сложно. Предоставляется целостный корпус — форма, соответственно, всегда нужна некая эстетика”.

Объекты дизайна невозможны без предварительного макета или формы. Даже тестовый вариант должен быть отражен в материале. Промдизайнеру важно “прощупать” изделие, чтобы понять, как его доработать. 

На этом этапе проясняется эргономика. Пока создатель не познакомится с физической формой, он не поймет, насколько объект удобен для человека. Поэтому промышленный образец, выходящий на производство, проходит много стадий моделировки и принимает самые разные воплощения. Так и происходит полная оценка изделия. Промдизайнер должен не только придумать кружку, но и поставить ее на стол, понять: удобно ли ей пользоваться? Правильно ли она “работает”? Как взаимодействует со средой?  

“Нарисовать историю или смоделировать ее в программе — это про визуальную концепцию, но не про сам объект. Сам объект промдизайна существует для человека”.

Где и как ценят дизайн? 

Премии не теряют своей важности и в сфере промдизайна. Местный “Оскар” здесь — символ Red Dot — один из самых престижных лейблов качества. Первая премия состоялась в 1955 году: с тех пор организация, учрежденная в Германии, сохраняет лидирующие позиции и авторитетный статус.

Престижным считается и одобрение со стороны японской организации Нагано, но людям из постсоветского пространства по-прежнему остаются ближе “понятные” европейские премии. 

“Рынок един, а на таких премиях рассматриваются не только продукты, вышедшие на в продажу, но и концепции. В большей степени дизайнеры показывают силу своих возможностей, но при этом сами объекты не всегда выпускаются в производство”. 

Премии — это еще и своеобразные тестовые площадки, которые экономят время и деньги производства.

Как получали признание советские промдизайнеры?

История отечественных премий неоднозначна. В советское время их просто не существовало: признание получали на постоянных смотрах ВДНХ или внутрицеховых выставках от “Союзов художников СССР”. 

Единственной площадкой для советского творческого сообщества оставался ICSID — “Международный совет обществ промышленного дизайна”. Сегодня ICSID приобрел особый статус, ведь именно он создал общие тезисы и определил ключевую политику мирового промдизайна.

Представители изобразительного искусства СССР также повлияли на развитие организации: в свое время отечественный дизайнер Юрий Соловьев был избран на пост президента ICSID. Именно тогда в Советском Союзе активно развивался период международных выставок: показать себя приезжали знаменитые мировые представители индустрии. Например, Раймонд Лоуи. 

Расцвет профильных организаций возник уже в 80-х. 

Как создаются тренды в промдизайне и каким будет новый цвет года?

Больше 20 лет американская компания Pantone называет новый цвет года, который, по мнению исследователей, будет главным во всех сферах деятельности: от кино до дизайна. Должен ли профессионал опираться на эти тренды? 

“Индикаторы, которые ежегодно появляются на рынке, нужны дизайнеру лишь для постановки задачи. Pantone придумал модный цвет — дизайнеры думают, где его можно применить, поэтому сам оттенок и становится актуальным… Эта игра более ощутима в одежде. Если мы видим вокруг себя изделия определенного цвета, то к ним привыкаем. Получается, мы сами создаем стереотипы”.

А следующим цветом года Артур Рыжов назвал серый. 

Где в России учат промышленному дизайну? 

По мнению эксперта, никто не научит этой профессии лучше, чем промдизайнер, которых, к слову, сегодня в России недостает. Однако все больше специалистов ежегодно проходят переквалификацию. 

Желающим освоить это перспективное направление стоит обратить внимание на базовые школы: УрГАХУ, Академия Штиглица, РГХПУ им. С. Г. Строганова и др. московские вузы, в которых работают сами выпускники. 

А вот искать престижного образования за рубежом необязательно: постсоветская и российская школа промдизайна является одной из самых сильных. Несмотря на это, некоторые соотечественники все же выбирают другой путь:

“Много наших российских дизайнеров работает или работали за рубежом. У нас же есть такой тренд: уехал заграницу — вернулся потом гений. А здесь никто не ценил”.

В вопросах обучения выделяется Южная Корея, где учащихся ожидают экспериментальная школа и методика Аgile. Корейцы стремятся догнать китайский промдизайн, поэтому выбирают быстрое внедрение концепции с разбором ошибок уже на самом производстве. Этот подход отличается от отечественного по форме: 

“У нас очень долго доходит до формы. Всё изучают, анализируют, пытаются продумать. Вся система образования и преподавателей стремится к  научному обоснованию”.

Из чего состоит процесс обучения? 

Конечно, для получения первичных знаний об эстетике путь в российских школах промдизайна начинается с основ. После академических дисциплин начинается изучение общепрофильных предметов: истории искусств, истории дизайна, науки и техники. Вся эта база приобретается для освоения главного предмета — проектирования. Параллельно, в дополнение к проекту, выстраивается целостная система из предметов пропедевтики, колористики, макетирования. 

Артур Рыжов уверен: проектирование — вот основа всех основ:

“В некоторых вузах делают упор на академическую школу, но уметь рисовать — не значит уметь проектировать”

Про актуальность профессии

В прошлом году был подписан меморандум о сотрудничестве по развитию направления "Промышленный дизайн", поэтому в образовательной среде оно стало приоритетным.   

Сегодня общество нуждается в профессионалах, так как спрос на рынке услуг растет. В России промдизайн постепенно актуализируется, хотя совсем недавно ситуация складывалась обратным образом: востребованность области зависела от саморекламы:

“Долгое время у дизайнеров забирали хлеб. У промышленных дизайнеров — инженеры, у графических — маркетологи, у дизайнеров интерьеров — архитекторы”. 

Конечно, начало профессионального пути может показаться скучным. Готовьтесь к тому, что вашими первыми проектами станут не яркие обложки альбомов, а, например, тренажеры или медоборудование. Несмотря на это, промдизайн остается одним из самых востребованных направлений: каждый сможет найти работу по душе.

В вопросах оплаты современные промдизайнеры не обделены — средняя зарплатная вилка специалистов с 5-летним стажем начинается от 150 тыс. рублей. Потолок зависит от производственных возможностей и специализации компании.

Кто главный: дизайнер или инженер-конструктор?

Первыми дизайнерами в России были архитекторы, которые предпочитали проектный подход. Создавали объекты культурно-бытового значения и художники, сменившие профиль деятельности. Но переучивали их все-таки именно архитекторы, знакомые с черчением, проектированием и расчетами. 

Промдизайн вмещает в себя самые разные направления деятельности, поэтому здесь важен баланс. В этом и заключается главная особенность профессии: приходится погружаться в смежные сферы и постоянно узнавать новое:

“Быть чуть-чуть и экономистом, и инженером — вот путь дизайнера”. 

Немного об эксперте:

По мнению Артура Рыжова, главные шедевры промдизайна — это: Volkswagen Beetle, мотороллер Vespa, миксер KitchenAid, фен Dyson, ноутбук Apple Macbook, электробритва MaxBraun.

Главный жизненный принцип: “Идти вперед и удивляться, не оглядываясь назад.  Моя профессия связана именно с футурологией: дизайнер должен смотреть вперед. Он может заглянуть назад для того, чтобы сделать какие-то выводы и исследовать, но в любом начинании он должен просчитывать намного вперед. Мы должны предвидеть и предвосхищать будущее”. 

Главные источники вдохновения: музыка и старые французские комедии. 

Главный совет с пользой:  философская литература про дизайн — Виктор Папанек “Дизайн реального мира”. Чтобы понимать, что создаем — Рудольф Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”. Хорошие советы на основе психологии — Адриан Форти “Объекты желания”. А для развития фантазии — Жюль Верн.

Об актуальной профессии в интервью с Артуром Рыжовым: подкаст “Собрались и разобрались”

21.08.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.12.2024 - 03:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация