Статьи

Промышленный дизайн: кому и зачем?

Промышленный дизайн: кому и зачем?

Дизайнер должен уметь смотреть вперед” — под таким девизом прошел выпуск подкаста “Собрались и разобрались: Промышленный дизайн” с ведущими Владимиром и Татьяной Морозовыми. Артур Рыжов — эксперт, знающий все об изобразительном творчестве. Член союза дизайнеров и творческого союза художников России, президент “Международной академии Дизайна”, вице-президент Ассоциации Промышленных Дизайнеров и декан МГУТУ им К. Г. Разумовского.

Что такое “промышленный дизайн”? 

Истоки дизайна, к которому привыкли все мы, упираются в запросы промышленности. Необходимость в серийном производстве создала отдельную сферу проектной деятельности — промдизайн. Теперь она обеспечивает нас знакомыми вещами, формирует комфортную среду и помогает развиваться другим направлениям изобразительного искусства. 

Именно поэтому все, что производится промышленным путем, можно считать дизайном.

История появления

Путь становления промдизайна как отдельной формы деятельности начинается в Англии в эпоху промышленной революции. Скорый переход от мануфактуры к фабрике создал необходимые условия для формирования новых направлений изобразительного творчества и дизайна вцелом. 

“Привычный всем дизайн возник в 20-е годы. Пресловутая школа Баухаус и российская школа ВХУТЕМАС,из которой идут все истоки авангарда, наложили отпечаток на современное искусство. Теперь на этом построена вся методика образовательной среды”

Сегодня мировые лидеры промдизайна сменились. Хотя Англия и закрепилась в истории как страна-основатель, теперь на арену вступают новые игроки: Америка, Южная Корея, а также Китай, превосходящий всех по объему производства. Роль “законодателя мод” в 21 веке остается за Японией.

О форме. Что важнее: внешний вид или функциональность? 

“Хороший дизайн — это когда мало дизайна”.

Существуют 3 основных составляющих — функция, удобство и эстетика. Преобладание конкретных характеристик зависит от задач, поставленных перед дизайнером: они и определяют всю суть формы. 

Важно, чтобы изделие было законченным. Здесь на помощь приходит эстетика:

“Любой станок, как бы он не был сделан, надо продать. А продавать внутренние механизмы — сложно. Предоставляется целостный корпус — форма, соответственно, всегда нужна некая эстетика”.

Объекты дизайна невозможны без предварительного макета или формы. Даже тестовый вариант должен быть отражен в материале. Промдизайнеру важно “прощупать” изделие, чтобы понять, как его доработать. 

На этом этапе проясняется эргономика. Пока создатель не познакомится с физической формой, он не поймет, насколько объект удобен для человека. Поэтому промышленный образец, выходящий на производство, проходит много стадий моделировки и принимает самые разные воплощения. Так и происходит полная оценка изделия. Промдизайнер должен не только придумать кружку, но и поставить ее на стол, понять: удобно ли ей пользоваться? Правильно ли она “работает”? Как взаимодействует со средой?  

“Нарисовать историю или смоделировать ее в программе — это про визуальную концепцию, но не про сам объект. Сам объект промдизайна существует для человека”.

Где и как ценят дизайн? 

Премии не теряют своей важности и в сфере промдизайна. Местный “Оскар” здесь — символ Red Dot — один из самых престижных лейблов качества. Первая премия состоялась в 1955 году: с тех пор организация, учрежденная в Германии, сохраняет лидирующие позиции и авторитетный статус.

Престижным считается и одобрение со стороны японской организации Нагано, но людям из постсоветского пространства по-прежнему остаются ближе “понятные” европейские премии. 

“Рынок един, а на таких премиях рассматриваются не только продукты, вышедшие на в продажу, но и концепции. В большей степени дизайнеры показывают силу своих возможностей, но при этом сами объекты не всегда выпускаются в производство”. 

Премии — это еще и своеобразные тестовые площадки, которые экономят время и деньги производства.

Как получали признание советские промдизайнеры?

История отечественных премий неоднозначна. В советское время их просто не существовало: признание получали на постоянных смотрах ВДНХ или внутрицеховых выставках от “Союзов художников СССР”. 

Единственной площадкой для советского творческого сообщества оставался ICSID — “Международный совет обществ промышленного дизайна”. Сегодня ICSID приобрел особый статус, ведь именно он создал общие тезисы и определил ключевую политику мирового промдизайна.

Представители изобразительного искусства СССР также повлияли на развитие организации: в свое время отечественный дизайнер Юрий Соловьев был избран на пост президента ICSID. Именно тогда в Советском Союзе активно развивался период международных выставок: показать себя приезжали знаменитые мировые представители индустрии. Например, Раймонд Лоуи. 

Расцвет профильных организаций возник уже в 80-х. 

Как создаются тренды в промдизайне и каким будет новый цвет года?

Больше 20 лет американская компания Pantone называет новый цвет года, который, по мнению исследователей, будет главным во всех сферах деятельности: от кино до дизайна. Должен ли профессионал опираться на эти тренды? 

“Индикаторы, которые ежегодно появляются на рынке, нужны дизайнеру лишь для постановки задачи. Pantone придумал модный цвет — дизайнеры думают, где его можно применить, поэтому сам оттенок и становится актуальным… Эта игра более ощутима в одежде. Если мы видим вокруг себя изделия определенного цвета, то к ним привыкаем. Получается, мы сами создаем стереотипы”.

А следующим цветом года Артур Рыжов назвал серый. 

Где в России учат промышленному дизайну? 

По мнению эксперта, никто не научит этой профессии лучше, чем промдизайнер, которых, к слову, сегодня в России недостает. Однако все больше специалистов ежегодно проходят переквалификацию. 

Желающим освоить это перспективное направление стоит обратить внимание на базовые школы: УрГАХУ, Академия Штиглица, РГХПУ им. С. Г. Строганова и др. московские вузы, в которых работают сами выпускники. 

А вот искать престижного образования за рубежом необязательно: постсоветская и российская школа промдизайна является одной из самых сильных. Несмотря на это, некоторые соотечественники все же выбирают другой путь:

“Много наших российских дизайнеров работает или работали за рубежом. У нас же есть такой тренд: уехал заграницу — вернулся потом гений. А здесь никто не ценил”.

В вопросах обучения выделяется Южная Корея, где учащихся ожидают экспериментальная школа и методика Аgile. Корейцы стремятся догнать китайский промдизайн, поэтому выбирают быстрое внедрение концепции с разбором ошибок уже на самом производстве. Этот подход отличается от отечественного по форме: 

“У нас очень долго доходит до формы. Всё изучают, анализируют, пытаются продумать. Вся система образования и преподавателей стремится к  научному обоснованию”.

Из чего состоит процесс обучения? 

Конечно, для получения первичных знаний об эстетике путь в российских школах промдизайна начинается с основ. После академических дисциплин начинается изучение общепрофильных предметов: истории искусств, истории дизайна, науки и техники. Вся эта база приобретается для освоения главного предмета — проектирования. Параллельно, в дополнение к проекту, выстраивается целостная система из предметов пропедевтики, колористики, макетирования. 

Артур Рыжов уверен: проектирование — вот основа всех основ:

“В некоторых вузах делают упор на академическую школу, но уметь рисовать — не значит уметь проектировать”

Про актуальность профессии

В прошлом году был подписан меморандум о сотрудничестве по развитию направления "Промышленный дизайн", поэтому в образовательной среде оно стало приоритетным.   

Сегодня общество нуждается в профессионалах, так как спрос на рынке услуг растет. В России промдизайн постепенно актуализируется, хотя совсем недавно ситуация складывалась обратным образом: востребованность области зависела от саморекламы:

“Долгое время у дизайнеров забирали хлеб. У промышленных дизайнеров — инженеры, у графических — маркетологи, у дизайнеров интерьеров — архитекторы”. 

Конечно, начало профессионального пути может показаться скучным. Готовьтесь к тому, что вашими первыми проектами станут не яркие обложки альбомов, а, например, тренажеры или медоборудование. Несмотря на это, промдизайн остается одним из самых востребованных направлений: каждый сможет найти работу по душе.

В вопросах оплаты современные промдизайнеры не обделены — средняя зарплатная вилка специалистов с 5-летним стажем начинается от 150 тыс. рублей. Потолок зависит от производственных возможностей и специализации компании.

Кто главный: дизайнер или инженер-конструктор?

Первыми дизайнерами в России были архитекторы, которые предпочитали проектный подход. Создавали объекты культурно-бытового значения и художники, сменившие профиль деятельности. Но переучивали их все-таки именно архитекторы, знакомые с черчением, проектированием и расчетами. 

Промдизайн вмещает в себя самые разные направления деятельности, поэтому здесь важен баланс. В этом и заключается главная особенность профессии: приходится погружаться в смежные сферы и постоянно узнавать новое:

“Быть чуть-чуть и экономистом, и инженером — вот путь дизайнера”. 

Немного об эксперте:

По мнению Артура Рыжова, главные шедевры промдизайна — это: Volkswagen Beetle, мотороллер Vespa, миксер KitchenAid, фен Dyson, ноутбук Apple Macbook, электробритва MaxBraun.

Главный жизненный принцип: “Идти вперед и удивляться, не оглядываясь назад.  Моя профессия связана именно с футурологией: дизайнер должен смотреть вперед. Он может заглянуть назад для того, чтобы сделать какие-то выводы и исследовать, но в любом начинании он должен просчитывать намного вперед. Мы должны предвидеть и предвосхищать будущее”. 

Главные источники вдохновения: музыка и старые французские комедии. 

Главный совет с пользой:  философская литература про дизайн — Виктор Папанек “Дизайн реального мира”. Чтобы понимать, что создаем — Рудольф Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”. Хорошие советы на основе психологии — Адриан Форти “Объекты желания”. А для развития фантазии — Жюль Верн.

Об актуальной профессии в интервью с Артуром Рыжовым: подкаст “Собрались и разобрались”

21.08.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.09.2024 - 20:58
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация