Есть мнение ...

Фирменная розница – волшебная пилюля или головная боль

Фирменная розница – волшебная пилюля или головная боль

Преимущества фирменной розницы для производителя, форматы бизнес-моделей, шаги для запуска. Оцените все за и против.

Похоже, наступило правильное время, чтобы запустить фирменную розницу: розничные сети предупреждают о массовых банкротствах или сокращают количество точек, освобождаются площади других розничных игроков, торговые центры и стрит-ритейл ищут новых арендаторов и, очевидно, они будут сильно сговорчивее, чем в марте 2020 года. Почему бы производителям не воспользоваться моментом и не открыть фирменные точки?

Конкуренция в оставшихся розничных магазинах вырастет, это неминуемо, а доходность продаж упадет. Как ни стремились сети уйти от промоакций весь последний год, снижение покупательской активности вынудит их вернуться к этой порочной практике стимулирования продаж, а производителей — компенсировать расходы. В такой ситуации запуск собственной розницы становится вполне адекватным ответом на внешние обстоятельства.

Лучший инструмент брендинга и прямой доступ к потребителям

Розничный бизнес оказывает услугу, что придает дополнительные измерения маркетинговой стратегии: 8Р услуги в 2 раза превышают 4Р продукта. Самый осязаемый дополнительный инструмент — материальная среда или Physical Evidence — само пространство магазина и входная группа. При помощи зонирования, навигации, пространственных, формальных и визуальных решений можно управлять ощущениями, восприятием и поведением покупателей значительно эффективнее, чем упаковкой или рекламным роликом.

Франшиза Caparol Center. Формат Caparol Center Decor, г. Чебоксары

Не менее важными являются процессы продаж и обслуживания, предложение дополнительного сервиса, навыки и умения персонала, которыми производитель может управлять напрямую. Однозначно, фирменный магазин оставляет самое яркое впечатление у покупателя по сравнению с остальными точками контакта с брендом.

Однако, это еще не все плюсы. Прямой контакт с покупателем, сбор клиентской информации и ее грамотный анализ позволяет производителю уточнять сегментацию и повышать эффективность всего комплекса маркетинга.

Тем не менее далеко не все производители рассматривают запуск фирменной розницы. Почему?

(Не) усидеть на двух стульях

Бизнес-модели производителей и розницы сильно отличаются друг от друга, что влечет за собой разные стратегии, ключевые бизнес-процессы, компетенции руководителей и даже корпоративную культуру. Зачастую розничное подразделение — это новый бизнес-юнит, независимый от основного бизнеса производителя. Вроде, высокорисковое предприятие, но если смотреть по матрице Ансоффа, то оно попадает в квадрант «проникновение на рынок», что считается наименее рискованным направлением развития бизнеса.

Матрица Ансоффа показывает четыре стратегии развития бизнеса по осям товар-рынок, из которых «проникновение на рынок» — самая естественная и очевидная стратегия, и, наоборот, «диверсификация» — самая затратная и рискованная.

Запустить фирменную розницу производитель может 3-мя способами (или их комбинацией):

  1. Фирменные дилерские точки. Обычно, это win-win решение, особенно если вы хорошо проработали концепт (см. следующий раздел). Вам все равно понадобится выделить в своей оргструктуре подразделение, которое будет управлять фирменной розницей, но это значительно меньшие ресурсы, чем управление собственными торговыми точками. При таком варианте вам надо заранее продумать, как вы будете получать клиентскую информацию, потому что фактически она вам принадлежать не будет.
  2. Франшиза – один из любимых инструментов производителей. Она требует бóльших затрат, чем дилерская розница, т.к. вам для начала надо будет запустить несколько своих магазинов, чтобы обкатать бизнес-модель и на ее основе подготовить франшизную документацию. Но в итоге вы получите более управляемую сеть и более простой доступ к клиентским данным.

  3. Собственная розница. Самый сложный и затратный путь, но полная управляемость и доступ ко всем клиентским данным гарантирован.

Если посмотреть на вопрос еще глубже, то можно вообще попытаться переосмыслить бизнес-модель производителей. Является ли производство той функцией, которая повышает маржинальность, или все-таки сильный бренд приносит дополнительный доход? Apple, Nike и Coca-Cola – примеры другого подхода к брендингу и производству. Все они выполняют функции стратегического маркетинга для своих брендов, но серийное производство отдают на аутсорс. При этом Nike владеет сетью из 1150 собственных магазинов, что как раз позволяет компании полноценно анализировать клиентские данные и на их основе принимать стратегические решения. Не случайно Nike – самый дорогой спортивный бренд по версии Forbes.

Что делать, если вы решились на запуск фирменной розницы

  • Определить форматы магазинов. В идеале, подробно рассегментировать своих клиентов и описать всю совокупность покупательского опыта, который каждый сегмент получит в каждом формате. В Магазине под ключ мы для этого разработали C-REX Matrix — матрицу розничного покупательского опыта. Это стратегический инструмент моделирования розничного бизнеса, где фокус делается на покупателе, тех потребностях, которые он реализует покупкой, и том опыте, который он получит при контакте с брендом. Для каждого сегмента/формата в ней описывается продуктовый портфель, набор сервисов, атмосфера, каналы продвижения, положение в воронке продаж, ожидаемое ощущения клиента от контакта.

  • Вложиться в разработку профессионального концепта розничных точек. Сюда входят дизайн-концепции всех форматов магазинов: планирование, зонирование, навигация, проектирование торгового оборудования, брендовая коммуникация, которая также может распространяться на поверхности пола, потолка, торговое оборудование, входную группу и витрины магазинов и т.д. Поскольку магазин —это инструмент брендинга, работать над ним должны профессионалы брендинга, так же как над фирменным стилем, упаковкой или рекламой. Затраты на концепт перекрываются экономией при масштабировании: проект магазина по готовому концепту стоит значительно дешевле, массовое производство торгового оборудования и коммуникационных материалов также экономит ресурсы.

Франшиза Caparol Center. Флагманский шоу-рум Caparol Center, г. Москва

  • Подобрать точки для пилота. Для выбора локации нужно оценить соответствие точки параметрам, определенным в концепте, замерить трафик и конкурентную представленность, провести технический и юридический аудит выбранных площадей.
  • Отработать и описать все клиентские процессы. Это минимум, который передается дилерской рознице. Если же ваш выбор — франшиза или собственная розница, то вам нужно на пилотных магазинах отработать и описать все основные розничные процессы, и автоматизировать, как минимум, информационные потоки. Это упростит и удешевит дальнейшее масштабирование.
  • Обучить торговый персонал в соответствии с клиентскими процессами.
  • Запустить пилотные магазины и улучшать все, что можно улучшить, пока бизнес-модель не станет конкурентоспособной и готовой к масштабированию.

Фирменная розница — это не только магазины. Это в том числе сервис: бары для винных производителей, спортзалы для производителей кроссовок и спортивной одежды, сервисные дилерские центры для производителей автомобилей и компьютерной техники, обучающие и консультационные центры для сложных инженерных продуктов и решений и, конечно, ваш собственный интернет-магазин.

Подробнее о кейсах и вопросах фирменной розницы мы поговорили с Наталией Красильниковой и Камилем Калимуллиным в 5-ом выпуске подкаста про онлайн и офлайн торговлю «Авоська опыта».

Что вы больше видите в фирменной рознице: плюсы или минусы? Рассматриваете ли вы фирменную розницу как возможность усилить бренд и клиентскую аналитику?

07.08.2020

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.11.2024 - 15:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация