ФАС подтвердила незаконность использования в рекламе мелкого шрифта

Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) получила разъяснения Федеральной антимонопольной службы, в которых регулятор подтверждает незаконность использования в рекламе мелкого шрифта, когда такие действия преследуют целью скрыть от потребителей важную информацию.
Служба указала, что несмотря на отсутствие в законодательстве понятия «мелкий шрифт» и требований к размеру шрифта, которым должна сообщаться существенная информация, это не означает, что размер текста может быть любым, поскольку реклама должна быть добросовестной, достоверной и не может вводить потребителей в заблуждение.
В случае, когда существенные условия формально присутствовали в рекламе, но представлены в такой форме, что не могут быть восприняты потребителями, следует считать, что данные сведения не были доведены надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
При этом, практика антимонопольных органов показывает, что введение потребителя в заблуждение возможно, как при использовании мелкого шрифта, так и с помощью неконтрастного текста (например, светлый на светлом фоне) или малого времени демонстрации оговорок с существенными условиями в рекламном ролике.
Согласно наблюдениям ОПИ, особенно показательны в этом контексте рекламные кампании недобросовестных операторов, банков, а также автомобильных концернов. Статистика ежегодно рассматриваемых дел, связанных с использованием мелкого шрифта (около 1000 за последние 5 лет), свидетельствует, что у некоторых компаний сложилось восприятие подобных уловок как узаконенного способа обмана потребителей.
Напомним, что ОПИ ведет рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи, в основе которого лежит анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. По состоянию на август 2017 года наибольшее количество нарушений выявлено у «МТС» (41), далее следует «МегаФон» (31) и «Билайн» («ВымпелКом») (24). У «Yota» – 4 нарушения, у «Tele2» – одно нарушение.
При этом, регулярная публикация информации об уловках недобросовестных операторов уже позволила на 30% снизить число нарушений в данной области.
23.08.2017
Еще статьи по теме
- Предупреждения вместо штрафов - 17.10.2023
- ФАС признала Mast-Jägermeister нарушителем закона "О защите конкуренции" - 06.04.2023
- Разъяснения ФАС России: допустимые способы идентификации рекламодателя в Интернете - 11.01.2023
- ФАС попросила продлить срок подготовки поправок к закону о едином операторе цифровой рекламы - 05.08.2022
- ФАС зарегистрировала жалобу Бургер Кинг Россия на неправомерные действия Telegram - 01.11.2021
- ФАС признала ролик Моргенштерна и Альфа-банка нарушающим закон о рекламе - 26.04.2021
- ИТ-бизнес поддержал возбужденное ФАС дело в отношении Яндекса - 14.04.2021
- Рынок или собственность: почему назрела необходимость регулировать работу IT-корпораций вроде Яндекса - 26.03.2021
- 5 вопросов о предупреждении ФАС Яндексу: что это значит для Рунета? - 22.03.2021
- Двадцать российских онлайн-сервисов поддержали протест против "Яндекса" - 18.03.2021
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий