Есть мнение ...

Рынок или собственность: почему назрела необходимость регулировать работу IT-корпораций вроде Яндекса

Рынок или собственность: почему назрела необходимость регулировать работу IT-корпораций вроде Яндекса

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала «Яндекс» прекратить дискриминацию конкурентов «колдунщиками» в своей поисковой выдаче. Регулятор установил, что российский IT-гигант нарушает закон о защите конкуренции, предоставляя преимущество в поисковой выдаче собственным сервисам — «Маркету», «Кинопоиску», «Вертикалям», «Медиасервисам» и другим. «Яндекс» должен отчитаться о прекращении продвижения своих сервисов в поисковой выдаче до 1 апреля, иначе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудит дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Заместитель генерального директора сервиса поездок и путешествий Туту.ру Юрий Титов рассказывает, как злоупотребление Яндексом своим доминирующим положением наносит ущерб другим компаниям и почему работа поисковых сервисов должна регулироваться. С полной версией колонки можно ознакомиться в блоге Туту.ру на Habr.com.

«Яндекс, пусть и будучи частной компанией, злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке интернет-поиска и продвигает свои собственные проекты методами недоступными другим участникам рынка и в ущерб последним. При этом по антимонопольному законодательству если поиск является рынком, то так делать нельзя. Если же поиск является собственностью Яндекса — можно. То есть либо Яндекс может делать всё, что хочет, поскольку это их поиск, или же есть регулируемая область вроде рынка рекламы, и в этом рынке должна соблюдаться какая-то нейтральность, соответствующая антимонопольному положению России», — говорит Юрий Титов.

По мнению Юрия Титова, если рынок поиска в конечном итоге не будет обозначен как регулируемая сущность, это может привести к тому, что у любого проекта Рунета есть только два пути: влиться в экосистему Гугла или влиться в экосистему Яндекса. То есть речь идёт не о проектах для людей, а о выращивании стартапов для перепродажи крупному игроку. Яндекс уже вырос в интернет-гигант с собственной экосистемой, объединяющей сервисы разной направленности.

ФАС рассмотрела ситуацию и установила, что одна из главных проблем сейчас в «колдунщиках», конкретно — что с помощью них Яндекс перекрывает органическую выдачу привилегированными сервисами. Также были замечены манипуляции в ранжировании, опять-таки в пользу собственных сервисов Яндекса (это, хотя и более существенно, но продемонстрировать сложнее).

Исследования трафика, проведенные аналитиками Туту.ру, показывают, что Яндекс уводит пользователей поисковика на собственные сервисы. При этом процент отказов после таких переходов у сервисов Яндекса достаточно высокий по сравнению с конкурентами. Процент отказов — это доля посетителей, просмотревших одну единственную страницу во время визита на веб-сайт. Чем этот показатель меньше, тем лучше. Это значит, что сервис интересен пользователям и отвечает на их запрос. Логично, что сервисы с хорошими показателями, должны и в поисковой выдаче быть выше. «Из тех параметров, что можно найти в относительно открытом доступе, именно процент отказов наилучшим образом характеризует удовлетворенность клиентов при использовании сложного продукта — то есть если вы не новостной сайт (прочитал новость, закрыл страницу), и не страничка с Википедии. В случае со сложными сервисами, где вам, как правило надо заполнить форму чтобы получить персонализированный результат запроса, процент отказов, как передовая метрика, просто идеален», — поясняет Юрий Титов.

Давайте сравним сервисы Яндекса и аналогичные, на примерах тревел-сервисов. С помощью сервиса SimilarWeb мы можем узнать процент отказов для любого более или менее крупного сайта (данные на январь — февраль 2021 года). По графику видно, что процент отказов у сайта travel.yandex.ru существенно выше, чем у проектов Туту.ру, Aviasales и Skyscanner.

«Мы в Туту.ру считаем большим достижением, когда процент отказов снижается с 40 до 35% или с 35% до 32%. Чем меньше абсолютные значения процента отказов, тем «дороже» каждый процентный пункт. Также веб-аналитикам и seo-специалистам известно, что показатель отказа — существенный фактор ранжирования в современных интернет-поисковиках при условии сравнения сайтов из одной отрасли», — комментирует Юрий Титов.

Основная претензия к Яндексу у ряда IT-компаний и ФАС — это использование привлекательно оформленных интерактивных элементов выдачи, которые снижают интерес к другим результатам поиска и обеспечивают хороший трафик именно сервисам Яндекса. Например, если в поисковую строку ввести фразу «авиабилеты Москва Ош», самым привлекательным вариантом в выдаче будет интерактивный виджет от Яндекс Путешествий (скриншот сделан 27 февраля). Еще один пример — выдача сверху других вариантов собственного проекта Яндекс Услуги по запросу «ремонт пластиковых окон» (скриншот сделан 1 марта).

«И подобная ситу­­ация практически со всеми «колдунщиками». Ни один из участников рынка не может попасть в «колдунщики» Яндекса, как бы ни старались. Для сравнения, «колдунщики» Google доступны всем игрокам и продвигают не только его сервисы — и именно такой подход является мировой практикой. При этом их стоимость для стороннего игрока ровно такая же, как и для аффилированного. А Яндекс же за это даже не платит никому», — объясняет Юрий Титов. 

Еще один момент, который показывает, что Яндекс злоупотребляет своим положением, связан с понижением конкурентов в результатах поисковой выдачи. «Поисковые системы хотя и имеют различия в алгоритмах, но не показывать хороший сайт они не смогут, потому что это ухудшит качество самого поиска. Представьте, что Гугл перестал показывать в выдаче Википедию или что-то подобное. Конечно, чтобы полный бан получить, надо еще постараться. Но если просто немножечко понизить неугодный сайт (конкурирующий с собственными сервисами) в выдаче, то заметить это сложно, потому как всегда остается место аргументам вроде «просто ваши разработчики делают сайт, который лучше ранжируется в Гугле, и хуже в Яндексе», «ядро нашего поиска — обученный МатриксНет, мы сами не знаем, как он работает, но работает хорошо» и «аудитории Яндекса больше нравятся сервисы Яндекса» и тому подобные», — говорит Юрий Титов. Поэтому аналитики Туту.ру предлагают смотреть не на конкретный сайт, а на репрезентативную выборку и сравнительный анализ лидеров шести разных отраслей (авто, кино, путешествия, недвижимость и другие) и соответствующих им сервисов Яндекса.

Как доступный источник данных по всем сайтам был использован SimilarWeb. Сравнивалась доля поискового (органического) трафика из поисковой системы Яндекс и поисковой системы Google. Рассматривался только десктопный трафик (так как нет доступных данных по доле поисковиков в мобильном трафике). Были взяты данные за два года по месяцам: это позволяет видеть не только текущее состояние, а динамику изменения исследуемого параметра в течение времени. В частности, на эти данные никто из игроков уже повлиять не сможет: они исторически «зафиксированы».

Сплошные линии на графиках — это доля трафика с Яндекса, пунктирная — доля трафика с Гугла (она грубо равна «100% минус доля с Яндекса»). Красные линии на графиках — это данные для сервисов Яндекса (для других сервисов выбраны другие цвета).

График, рассматривающий трафик для двух тревел-сервисов, показывает, что доля трафика с Яндекса на соответствующий сервис Яндекса порой превышает 90%. При этом доля трафика в Яндексе для всех «неяндексовских» сайтов не просто ниже соответствующих сервисов самого Яндекса, но и прослеживается четкий тренд по снижению этой доли за последние два года.

Также можно посмотреть на «линию тренда», которая получится если усреднить проценты: это «математическая вольность», но она позволяет увидеть общую картину. Можно сказать, что Яндекс на свои сервисы забирает дополнительно 20 процентных пунктов трафика в среднем, то есть где-то больше, где-то меньше. Напомним, что сравнивались данные по компаниям, которые работают в шести различных отраслях.

«Рунет создается усилием большого количества компаний, десятками тысяч специалистов каждый рабочий день. Это общее пространство, и стало оно таким благодаря открытости, честной конкуренции и равным правам участников интернет-индустрии.

Я верю, что Яндекс — хорошая компания, которая сделала прекрасный русский бизнес и уверенно даёт отпор Гуглу (что случается не на каждом национальном рынке). Но сейчас Яндекс чуть преступил антимонопольные правила. Яндекс разрабатывает собственные сервисы (взращивая суб-бренды), давно и методично скупает наиболее удачные проекты и адаптирует их под собственные цели. Это не является мировой практикой среди поисковых систем. При этом Яндекс, имея доминирующее положение в трафикогенерации Рунета, целенаправленно (не случайно) направляет трафик на собственные сервисы, применяя неконкурентные методы, недоступные другим участникам рынка, чем душит конкуренцию в пользу своих сервисов.

Тот эффект, который Яндекс оказывает на Рунет, губителен для интернет-отрасли. И этот эффект уже давно хорошо виден специалистам, и ФАС сделала первый шаг, чтобы исправить ситуацию. Текущие требования ФАС, если Яндекс их выполнит, как мне кажется, положительно повлияют на развитие конкуренции. В конечном итоге рядовые пользователи Рунета получат разные сервисы, а не те, что делает одна-единственная компания, решившая выбирать за пользователя, что для него лучше», — резюмирует Юрий Титов.

26.03.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.03.2025 - 14:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация