Миллион изнутри: можно ли заработать на всероссийской рекламной бирже
Сегодня создатели проекта Visiobox помогают рекламщикам управлять видеоэкранами. Завтра они хотят стать всероссийской виртуальной рекламной биржей. Идея красивая, но вряд ли выполнимая, предупреждают участники рынка.
Все началось с «Наночебурека»
Бизнесмен Михаил Андрияшин несколько лет занимался event-маркетингом, созданием различных видеороликов на базе своего креативного агентства «Наночебурек», пока не обратил внимание на растущий сегмент цифровой рекламы внутри помещений (digital-indoor) – на видеоэкранах. Взявшись за этот сегмент, он столкнулся с технологическими сложностями. «В ресторанах «Ваби-саби», например, висят телевизоры, крутят красивый контент и рекламу. Но чтобы поменять контент, они раз в месяц к каждому экрану отправляют курьера, который меняет флешку», – объясняет бизнесмен. Эту операцию, по его словам, нужно проделывать либо с каждым телевизором, либо с каждым компьютером, к которому подключено несколько экранов. «Я сразу понял, что на рынке есть острая потребность в отдельном решении, позволяющем централизованно и дистанционно управлять сетью экранов», – говорит основатель Visiobox.
Осенью 2013 года Андрияшин с группой разработчиков начал создание облачной платформы для управления экранами, вложив в это около 1 млн рублей (свои сбережения плюс занял у друзей). В итоге были разработаны микрокомпьютер-плеер с возможностью выхода в интернет и ПО для удаленного управления экранами. Устройство подключается к облаку и позволяет управлять экраном через личный кабинет, загружая на него любой контент: видеоролики, фотографии, слайды и т.д. Сейчас каждое такое устройство стоит около $100 (6,5 тыс. руб.), но так как его нужно установить на экран один раз, в итоге оно поможет владельцу существенно сэкономить на управлении, уверяет Андрияшин. Система управления разрозненными экранами может стоить владельцу десятки тысяч долларов, подтвердил гендиректор оператора indoor-рекламы в бизнес-центрах Advance Group Максим Александров. Подписка на облачный сервис Visiobox начинается от 150 рублей в месяц.
В ходе работы над проектом партнерами Андрияшина стали Дмитрий Шмаков, основатель сервиса распознавания и дополненной реальности Goodwin, и глава НПФ «Церих» Сергей Прокофьев. На троих в октябре 2014 года они учредили ООО «Центр перспективных разработок» (ЦПР; у Андрияшина – 50%, у Прокофьева и Шмакова – по 25%). Инвестиции в разработку устройства и софта, проведение пилотных проектов с компаниями – владельцами экранов к 23 сентября составили 25 млн рублей.
Сотрудничество Андрияшина со Шмаковым позволило улучшить Visiobox, добавив в него интерактивность. Главная проблема сегмента digital-indoor заключается в том, что рекламодатель не может узнать, насколько эффективна реклама на экранах в помещениях. Visiobox DNA позволяет считать статистику просмотров indoor-рекламы, определять количество контактов (по направлению взгляда).
Решения Visiobox оказались востребованными: только за 2014 год продажа облачного решения для управления экранами принесла компании около 18 млн руб. В 2015 году компания начала собирать и продавать собственные экраны со встроенной системой управления. Visiobox тестирует сеть аптек («Доктор Столетов»), предприятия HoReCa, транспортные компании и рекламные indoor-сети («Лайса Digital» – экраны на вокзалах). В январе–июне компания заработала 30 млн рублей.
«Мы стараемся помочь всем владельцам видеовитрин, – говорит Андрияшин. – Часть клиентов покупают продукт под ключ – экраны со встроенной технологией управления. Кто-то покупает лишь плеер и подключает к своим экранам». Андрияшин надеется, что к концу года с помощью Visiobox будет управляться 5 тысяч экранов, а к середине 2016 года – вдвое больше.
Все закончится рекламной биржей
Логичным развитием Visiobox станет объединение управления независимыми сетями экранов, считает бизнесмен. «Если существующая технология – это просто управление экранами каждой конкретной сети, то следующим шагом будет уже такое автоматизированное управление продажей рекламы», – рассуждает он. Сервис будет представлять собой платформу для рекламодателей и владельцев сетей экранов. Последние будут регистрироваться в системе и сообщать необходимые параметры: число экранов, их расположение, целевую аудиторию, стоимость эфирного времени и количество этого времени в день, которое они готовы отдать под стороннюю рекламу. На основе этого рекламодатель сможет выбрать подходящие ему параметры и одним нажатием клавиши отправить свой видеоролик на нужные экраны.
«Допустим, вы рекламодатель, заходите в свой личный кабинет и задаете параметры: целевая аудитория – Подмосковье, магазины детских игрушек. Система рассчитывает стоимость, вы нажимаете ОК, модератор одобряет запрос, и после оплаты контент улетает», – объясняет Андрияшин. Чтобы запустить разработку и найти инвесторов под проект, в августе 2015 года Visiobox стала резидентом «Сколково». «Они хорошо написали заявку и прошли отбор на статус участника с первого раза, что удается, наверное, 15% компаний», – отмечает глава направления мультимедийных технологий «Сколково» Григорий Лещенко.
По словам Андрияшина, такая система позволит владельцам экранов выгоднее продавать эфирное время и зарабатывать на рекламе, а рекламодатели получат доступ к большему количеству экранов в разных точках и регионах. «Например, компании Coca-Cola не интересно транслировать рекламу в небольшой сети из десяти экранов. Но на 10 тысяч экранов Coca-Cola готова загружать рекламу, – объясняет совладелец Visiobox Дмитрий Шмаков. – Так, владельцы небольших сетей смогут получать федеральные рекламные бюджеты крупных компаний, если они будут объединены в крупную виртуальную indoor-сеть». Компания планирует продолжать зарабатывать на подписке на онлайн-сервис по управлению экранами, продаже оборудования, а также брать комиссию от рекламных оборотов (5–10%) в предполагаемой виртуальной сети. Планируемая выручка Visiobox на 2016 год – $5 млн.
Алексей Нестеренко, президент Ассоциации рекламы In+Out, сопредседатель комитета по наружной рекламе и прессе АКАР: «Идея прекрасная, но ее реализация крайне сложна и потребует много усилий и инвестиций. Бизнес будет готов работать с такой платформой, если она появится. Но для этого нужно будет заключить огромное количество сделок с операторами экранов и рекламодателями, продать ее огромному количеству игроков рынка, сделать так, чтобы они поверили в этот проект и согласились платить необходимую комиссию. Эта платформа должна свести между собой два рынка, которые сегодня обходятся без нее. Компания Visiobox пока неизвестна – чтобы ускорить процесс, им не мешало бы объединиться либо с институтом брокеров, либо с крупным оператором indoor-рекламы и получить быстрый доступ либо сразу к большой корзине инвентаря, либо к большим бюджетам клиентов. Если это сделать, то, безусловно, это будет яркий проект, который поменяет весь рынок. Кто первый его реализует, тот и будет снимать сливки».
Максим Александров, гендиректор оператора indoor-рекламы в бизнес-центрах Advance Group: «Идея собрать всех операторов в единый пул на одной площадке – как по Москве, так и по регионам – хороша. Но есть проблема: прием «пакетных продаж», как правило, используется в рамках одного холдинга: например, когда издательский дом продвигает несколько печатных проектов или радиохолдинг позволяет размещать рекламу сразу на нескольких радиостанциях. Собрать же операторов, которые работают каждый в своем сегменте, а также принадлежат разным бизнес-структурам, на своей уникальной площадке – это другое. Indoor-рынок хоть и небольшой, но мы все друг другу конкуренты. Каждый заинтересован, чтобы бюджет остался в твоей компании, а не разлетелся по другим. Я не представляю, как можно всех объединить, сказать: ребята, мы теперь все под одной крышей, и клиент пусть сам формирует программу. Думаю, в решении Visiobox заинтересованы маленькие сети экранов: у них нет отдела продаж, и для них это возможность дополнительного заработка. Фактически они отдают свой инвентарь третьему лицу, что позволит приумножить их капитал. Но у региональных и мелких клиентов и бюджеты намного меньше. Если Visiobox не сможет договориться с крупными игроками, то я не представляю, как они будут выживать на рынке. Сегмент Indoor в России не является ключевой площадкой, а это означает, что его зачастую покупают по остаточному принципу. Биржа может сработать, когда основные игроки рынка договорятся между собой, и останется всю процедуру упростить, а насчет этой идеи в сегодняшних реалиях у меня есть определенный скепсис».
Григорий Лещенко, руководитель направления мультимедийных технологий «Сколково»: «На российском и зарубежном рынках есть компании, которые предлагают услуги по доставке видео на экраны в различные магазины и рестораны. Но решения, которое могло бы собрать все экраны в единую сеть, нет. Агрегатор, который предлагает Visiobox, не только будет консолидировать всю видеорекламу, а позволит обмениваться ею. Владельцы автозаправок смогут рекламировать цветочный магазин за углом и более эффективно тратить рекламное время на своих экранах. Такой механизм сегодня полностью отсутствует, а между тем он сделал бы жизнь владельцев этих малых бизнесов гораздо лучше: у них бы увеличились доходы, и они получили бы легкую, эффективную возможность продвигать свой бизнес не только в интернете, но и офлайн. Команда у Visiobox сильная, есть навыки по разработке технологий и продвижению. Думаю, при помощи наших менторов и партнеров «Сколково» они должны быть довольно успешны. Главная сложность – создать для этого технологическую базу. Это уникальный и масштабируемый бизнес, а инвесторы любят бизнесы, которые имеют способность к быстрому росту. Думаю, инвесторам понравится такой проект: проблема на рынке есть, и довольно ощутимая, и компания предлагает эффективно решить эту проблему».
Игорь Лутц, партнер фонда The Untitled: «Visiobox – не единственный проект в России, предлагающий подобные технические решения для сегмента indoor и outdoor-рекламы. Это говорит о том, что в ближайшее время подобные технологии будут внедряться массово. Одна из основных проблем этого рекламного инвентаря в том, что пока не существует инструментов, с помощью которых рекламодатель может адекватно оценить его эффективность. Все платят за проходящий трафик, но инструментов, позволяющих точно измерить этот трафик и его качество, сегодня нет. Visiobox дает возможность это оценить, поскольку их технологические решения позволяют считать, сколько человек прошли мимо экрана, сколько из них посмотрели на него (фиксирует взгляд), а в перспективе производить таргетирование, различая зрителя по полу и возрасту. Сама технология привлекательна для инвестиций, поскольку понятно, как и какие несовершенства сегодняшнего рынка она решает. На мой взгляд, основные сложности и риски лежат не в области технологии, а в бизнес-модели. Вопрос, как совместить преимущества технологий с интересами операторов и клиентов рынка».
Антон Пантелеев, директор департамента рекламы сети аптек «Доктор Столетов»: «В конце 2014 года мы начали обсуждать первые проекты с Visiobox, поскольку одному из наших поставщиков был интересен проект «цифровых полок» для стимулирования продаж. В настоящий момент в наших аптеках в Москве и Санкт-Петербурге установлено более 400 экранов в прикассовой зоне, и мы заинтересованы в том, чтобы с их помощью стимулировать повышение продаж товаров. Visiobox предложила удобную и недорогую систему управления контентом с микрокомпьютерами-плеерами, встроенными прямо в экраны, простой и недорогой облачный сервис для управления ими, а также сотрудничество в поиске рекламодателей. Просто и надежно. Сейчас мы тестируем несколько систем и остановимся на одной, оптимальной для нас».
24.09.2015
Еще статьи по теме
- Игорь Лутц: на замену Google и Meta* выходят маркетплейсы - 16.06.2022
- "Сейчас нет смысла спасать старый бизнес" - 26.05.2022
- Игорь Лутц: "Многие осознали, что большую часть сотрудников можно легко перевести на удаленку" - 14.04.2020
- Покупатели разглядели рост цен и стали меньше интересоваться скидками - 12.10.2016
- "Дикси" будет договариваться с поставщиками без посредников - 05.09.2016
- "Яндекс" хочет монетизировать сервис прогноза погоды (1) - 29.08.2016
- Тушинский и Лутц запустили первый в России венчурный фонд поддержки стартапов в области виртуальной реальности - 15.06.2016
- "Яндекс" нанял бывшего директора российского BBDO - 29.01.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий