Миллион изнутри: можно ли заработать на всероссийской рекламной бирже

Дата публикации: 24.09.2015
Раздел: Статьи

Сегодня создатели проекта Visiobox помогают рекламщикам управлять видеоэкранами. Завтра они хотят стать всероссийской виртуальной рекламной биржей. Идея красивая, но вряд ли выполнимая, предупреждают участники рынка.

Все началось с «Наночебурека»

Бизнесмен Михаил Андрияшин несколько лет занимался event-маркетингом, созданием различных видеороликов на базе своего креативного агентства «Наночебурек», пока не обратил внимание на растущий сегмент цифровой рекламы внутри помещений (digital-indoor) – на видеоэкранах. Взявшись за этот сегмент, он столкнулся с технологическими сложностями. «В ресторанах «Ваби-саби», например, висят телевизоры, крутят красивый контент и рекламу. Но чтобы поменять контент, они раз в месяц к каждому экрану отправляют курьера, который меняет флешку», – объясняет бизнесмен. Эту операцию, по его словам, нужно проделывать либо с каждым телевизором, либо с каждым компьютером, к которому подключено несколько экранов. «Я сразу понял, что на рынке есть острая потребность в отдельном решении, позволяющем централизованно и дистанционно управлять сетью экранов», – говорит основатель Visiobox.

Осенью 2013 года Андрияшин с группой разработчиков начал создание облачной платформы для управления экранами, вложив в это около 1 млн рублей (свои сбережения плюс занял у друзей). В итоге были разработаны микрокомпьютер-плеер с возможностью выхода в интернет и ПО для удаленного управления экранами. Устройство подключается к облаку и позволяет управлять экраном через личный кабинет, загружая на него любой контент: видеоролики, фотографии, слайды и т.д. Сейчас каждое такое устройство стоит около $100 (6,5 тыс. руб.), но так как его нужно установить на экран один раз, в итоге оно поможет владельцу существенно сэкономить на управлении, уверяет Андрияшин. Система управления разрозненными экранами может стоить владельцу десятки тысяч долларов, подтвердил гендиректор оператора indoor-рекламы в бизнес-центрах Advance Group Максим Александров. Подписка на облачный сервис Visiobox начинается от 150 рублей в месяц.

В ходе работы над проектом партнерами Андрияшина стали Дмитрий Шмаков, основатель сервиса распознавания и дополненной реальности Goodwin, и глава НПФ «Церих» Сергей Прокофьев. На троих в октябре 2014 года они учредили ООО «Центр перспективных разработок» (ЦПР; у Андрияшина – 50%, у Прокофьева и Шмакова – по 25%). Инвестиции в разработку устройства и софта, проведение пилотных проектов с компаниями – владельцами экранов к 23 сентября составили 25 млн рублей.

Сотрудничество Андрияшина со Шмаковым позволило улучшить Visiobox, добавив в него интерактивность. Главная проблема сегмента digital-indoor заключается в том, что рекламодатель не может узнать, насколько эффективна реклама на экранах в помещениях. Visiobox DNA позволяет считать статистику просмотров indoor-рекламы, определять количество контактов (по направлению взгляда).

Решения Visiobox оказались востребованными: только за 2014 год продажа облачного решения для управления экранами принесла компании около 18 млн руб. В 2015 году компания начала собирать и продавать собственные экраны со встроенной системой управления. Visiobox тестирует сеть аптек («Доктор Столетов»), предприятия HoReCa, транспортные компании и рекламные indoor-сети («Лайса Digital» – экраны на вокзалах). В январе–июне компания заработала 30 млн рублей.

«Мы стараемся помочь всем владельцам видеовитрин, – говорит Андрияшин. – Часть клиентов покупают продукт под ключ – экраны со встроенной технологией управления. Кто-то покупает лишь плеер и подключает к своим экранам». Андрияшин надеется, что к концу года с помощью Visiobox будет управляться 5 тысяч экранов, а к середине 2016 года – вдвое больше.

Миллион изнутри: можно ли заработать на всероссийской рекламной бирже.

Все закончится рекламной биржей

Логичным развитием Visiobox станет объединение управления независимыми сетями экранов, считает бизнесмен. «Если существующая технология – это просто управление экранами каждой конкретной сети, то следующим шагом будет уже такое автоматизированное управление продажей рекламы», – рассуждает он. Сервис будет представлять собой платформу для рекламодателей и владельцев сетей экранов. Последние будут регистрироваться в системе и сообщать необходимые параметры: число экранов, их расположение, целевую аудиторию, стоимость эфирного времени и количество этого времени в день, которое они готовы отдать под стороннюю рекламу. На основе этого рекламодатель сможет выбрать подходящие ему параметры и одним нажатием клавиши отправить свой видеоролик на нужные экраны.

«Допустим, вы рекламодатель, заходите в свой личный кабинет и задаете параметры: целевая аудитория – Подмосковье, магазины детских игрушек. Система рассчитывает стоимость, вы нажимаете ОК, модератор одобряет запрос, и после оплаты контент улетает», – объясняет Андрияшин. Чтобы запустить разработку и найти инвесторов под проект, в августе 2015 года Visiobox стала резидентом «Сколково». «Они хорошо написали заявку и прошли отбор на статус участника с первого раза, что удается, наверное, 15% компаний», – отмечает глава направления мультимедийных технологий «Сколково» Григорий Лещенко.

По словам Андрияшина, такая система позволит владельцам экранов выгоднее продавать эфирное время и зарабатывать на рекламе, а рекламодатели получат доступ к большему количеству экранов в разных точках и регионах. «Например, компании Coca-Cola не интересно транслировать рекламу в небольшой сети из десяти экранов. Но на 10 тысяч экранов Coca-Cola готова загружать рекламу, – объясняет совладелец Visiobox Дмитрий Шмаков. – Так, владельцы небольших сетей смогут получать федеральные рекламные бюджеты крупных компаний, если они будут объединены в крупную виртуальную indoor-сеть». Компания планирует продолжать зарабатывать на подписке на онлайн-сервис по управлению экранами, продаже оборудования, а также брать комиссию от рекламных оборотов (5–10%) в предполагаемой виртуальной сети. Планируемая выручка Visiobox на 2016 год – $5 млн.

Алексей Нестеренко, президент Ассоциации рекламы In+Out, сопредседатель комитета по наружной рекламе и прессе АКАР: «Идея прекрасная, но ее реализация крайне сложна и потребует много усилий и инвестиций. Бизнес будет готов работать с такой платформой, если она появится. Но для этого нужно будет заключить огромное количество сделок с операторами экранов и рекламодателями, продать ее огромному количеству игроков рынка, сделать так, чтобы они поверили в этот проект и согласились платить необходимую комиссию. Эта платформа должна свести между собой два рынка, которые сегодня обходятся без нее. Компания Visiobox пока неизвестна – чтобы ускорить процесс, им не мешало бы объединиться либо с институтом брокеров, либо с крупным оператором indoor-рекламы и получить быстрый доступ либо сразу к большой корзине инвентаря, либо к большим бюджетам клиентов. Если это сделать, то, безусловно, это будет яркий проект, который поменяет весь рынок. Кто первый его реализует, тот и будет снимать сливки».

Максим Александров, гендиректор оператора indoor-рекламы в бизнес-центрах Advance Group: «Идея собрать всех операторов в единый пул на одной площадке – как по Москве, так и по регионам – хороша. Но есть проблема: прием «пакетных продаж», как правило, используется в рамках одного холдинга: например, когда издательский дом продвигает несколько печатных проектов или радиохолдинг позволяет размещать рекламу сразу на нескольких радиостанциях. Собрать же операторов, которые работают каждый в своем сегменте, а также принадлежат разным бизнес-структурам, на своей уникальной площадке – это другое. Indoor-рынок хоть и небольшой, но мы все друг другу конкуренты. Каждый заинтересован, чтобы бюджет остался в твоей компании, а не разлетелся по другим. Я не представляю, как можно всех объединить, сказать: ребята, мы теперь все под одной крышей, и клиент пусть сам формирует программу. Думаю, в решении Visiobox заинтересованы маленькие сети экранов: у них нет отдела продаж, и для них это возможность дополнительного заработка. Фактически они отдают свой инвентарь третьему лицу, что позволит приумножить их капитал. Но у региональных и мелких клиентов и бюджеты намного меньше. Если Visiobox не сможет договориться с крупными игроками, то я не представляю, как они будут выживать на рынке. Сегмент Indoor в России не является ключевой площадкой, а это означает, что его зачастую покупают по остаточному принципу. Биржа может сработать, когда основные игроки рынка договорятся между собой, и останется всю процедуру упростить, а насчет этой идеи в сегодняшних реалиях у меня есть определенный скепсис».

Григорий Лещенко, руководитель направления мультимедийных технологий «Сколково»: «На российском и зарубежном рынках есть компании, которые предлагают услуги по доставке видео на экраны в различные магазины и рестораны. Но решения, которое могло бы собрать все экраны в единую сеть, нет. Агрегатор, который предлагает Visiobox, не только будет консолидировать всю видеорекламу, а позволит обмениваться ею. Владельцы автозаправок смогут рекламировать цветочный магазин за углом и более эффективно тратить рекламное время на своих экранах. Такой механизм сегодня полностью отсутствует, а между тем он сделал бы жизнь владельцев этих малых бизнесов гораздо лучше: у них бы увеличились доходы, и они получили бы легкую, эффективную возможность продвигать свой бизнес не только в интернете, но и офлайн. Команда у Visiobox сильная, есть навыки по разработке технологий и продвижению. Думаю, при помощи наших менторов и партнеров «Сколково» они должны быть довольно успешны. Главная сложность – создать для этого технологическую базу. Это уникальный и масштабируемый бизнес, а инвесторы любят бизнесы, которые имеют способность к быстрому росту. Думаю, инвесторам понравится такой проект: проблема на рынке есть, и довольно ощутимая, и компания предлагает эффективно решить эту проблему».

Игорь Лутц, партнер фонда The Untitled: «Visiobox – не единственный проект в России, предлагающий подобные технические решения для сегмента indoor и outdoor-рекламы. Это говорит о том, что в ближайшее время подобные технологии будут внедряться массово. Одна из основных проблем этого рекламного инвентаря в том, что пока не существует инструментов, с помощью которых рекламодатель может адекватно оценить его эффективность. Все платят за проходящий трафик, но инструментов, позволяющих точно измерить этот трафик и его качество, сегодня нет. Visiobox дает возможность это оценить, поскольку их технологические решения позволяют считать, сколько человек прошли мимо экрана, сколько из них посмотрели на него (фиксирует взгляд), а в перспективе производить таргетирование, различая зрителя по полу и возрасту. Сама технология привлекательна для инвестиций, поскольку понятно, как и какие несовершенства сегодняшнего рынка она решает. На мой взгляд, основные сложности и риски лежат не в области технологии, а в бизнес-модели. Вопрос, как совместить преимущества технологий с интересами операторов и клиентов рынка».

Антон Пантелеев, директор департамента рекламы сети аптек «Доктор Столетов»: «В конце 2014 года мы начали обсуждать первые проекты с Visiobox, поскольку одному из наших поставщиков был интересен проект «цифровых полок» для стимулирования продаж. В настоящий момент в наших аптеках в Москве и Санкт-Петербурге установлено более 400 экранов в прикассовой зоне, и мы заинтересованы в том, чтобы с их помощью стимулировать повышение продаж товаров. Visiobox предложила удобную и недорогую систему управления контентом с микрокомпьютерами-плеерами, встроенными прямо в экраны, простой и недорогой облачный сервис для управления ими, а также сотрудничество в поиске рекламодателей. Просто и надежно. Сейчас мы тестируем несколько систем и остановимся на одной, оптимальной для нас».

РБК
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article133235.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100