Лидер "Чайфа" Владимир Шахрин занялся квестами
Он купил франшизу у экс-руководителей телеканала «Дождь». Но, как говорят аналитики, рынок «игр в реальность» переполнен и компании ищут новые направления работы.
Лидер рок-группы «Чайф» Владимир Шахрин вошел в ивент-бизнес, вложив около 4,5 млн рублей личный накоплений в организацию квестов — платных сценарных игр. Как рассказал «Известиям» сам музыкант, он купил права на франшизу «Шерлок». Сами владельцы «Шерлока», экс-руководители телеканала «Дождь», планируют партнерство с администрацией городского парка Горького в Москве и запланировали зарубежную экспансию.
Квесты «Шерлока» представляют собой игры формата escape the room — команду из нескольких участников запирают в комнате, они должны выбраться за отведенное время (обычно за час), разыскивая подсказки, применяя найденные вещи, вычисляя коды и добывая ключи.
Собственно покупка франшизы обошлась Шахрину чуть менее чем в 1 млн рублей, ему дали скидку.
— Мы получили хорошие условия на франшизу, получили существенную скидку — совладелец «Шерлока» Александра Гройсман приходится дочкой нашему продюсеру «Чайфа» Дмитрию Гройсману, — сказал «Известиям» Шахрин. — Остальные деньги пошли на аренду помещения, закупку оборудования и оформление комнат. Несмотря на хорошие отношения с Гройсманами, условия франшизы остались строгими: необходимо полностью повторять изначальный дизайн комнат «Шерлока» в Москве. Точка уже открылась 10 июня в центре Екатеринбурга, по соседству университет, рестораны, стоимость часа игры составляет от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.
ООО «Шерлок» принадлежит в равных долях Александре Гройсман и Максиму Лебедеву, телепродюсерам, входившим в руководство телеканала «Дождь». Всего на данный момент под брендом работают четыре точки, первая открылась в ноябре, последняя — в мае, говорит Александра Гройсман. Она подчеркнула, что сам «Шерлок» — управляющая компания, привлекающая инвесторов для открытия новых точек, но именно на правах франшизы открыто только заведение Шахрина.
Сам музыкант слишком занят гастрольной деятельностью группы, управлять бизнесом он не будет, права на проект он записал на ООО «Жан Батист», это юрлицо его дочери Юлии Майбродской, — «Жан Батист» будет платить фиксированные ежемесячные отчисления ООО «Шерлок» в районе 30–40 тыс. рублей. Ранее Майбродская через «Жан Батист» занималась продажами мужского нижнего белья, но магазин закрыли в феврале 2015 года — компании не вышла на самоокупаемость за три года работы. Сам «Чайф», говорит Шахрин, никак юридически не связан с покупкой (у группы есть юрлицо ООО «Оранж»), но готов помогать «Шерлоку» в рекламных проектах.
— Идея о покупке франшизы пришла дочке и зятю [Егор Майбродский], я только поддержал финансово и морально, — говорит Шахрин. — Квест — это очень русское развлечение, ведь мы, русские, сами привыкли искать решения своих проблем.
По словам Егора Майбродского, на развитие проекта потрачено с учетом франшизы 4,5 млн рублей, изначально точку хотели открыть еще в апреле, но на 50–60% выросли затраты на оборудование комнат, и в итоге общие затраты поднялись (изначально планировались на уровне 3 млн рублей). По словам собеседника, сейчас екатеринбургский «Шерлок» открыл один квест в мексиканском стиле «Мышеловка для гринго», через полтора месяца компания планирует открыть вторую комнату «Упавшее небо» на тему племени Майя. Хозяева рассчитывают окупить бизнес за восемь месяцев.
«Шерлок» ищет новые направления в бизнесе — к примеру, готовит с парком Горького детективную игру, а также уже ведет переговоры с инвесторами из других стран, свои точки он рассчитывает открыть в США, Великобритании, Германии и Словакии, говорит Александра Гройсман. Условия сотрудничества с зарубежными партнерами будут формироваться индивидуально. Как уверяет собеседница, квесты сейчас бизнес прибыльный: в среднем через одну точку (на каждой точке по две разные комнаты) проходит 1,2 тыс. человек в месяц, оборот точки — порядка 200–300 тыс. рублей в месяц, окупаемость в районе 21 месяца. Косвенно рост потока сдерживает тот факт, что комнаты открываются пока вне торговых центров, в них поток может быть выше, рассуждает Гройсман.
Она признает, что этой весной рынок упал на 30%, что связано с общим сокращением трат населения. Несмотря на это, другие опрошенные организаторы таких мероприятий и аналитики ожидают восстановления спроса. Квесты популярны и среди компаний как элемент тимбилдинга, но их доля у «Шерлока» невысока — примерно 15%, оценивает Гройсман: к примеру, квесты заказывала у «Шерлока» госкомпания «Россети». По ее словам, в кризис компании стараются экономить на таких развлечениях, отказываясь от проведения квестов для своих сотрудников в пользу клиентов («Шерлок» ведет переговоры с «МегаФоном» о создании квеста).
На привлечение корпоративных клиентов рассчитывают и Шахрин с дочерью и зятем. По мнению Егора Майбродского, компания на первом этапе может пойти на полубартер, предлагая проводить игры, к примеру, за размещение рекламы.
Рынок квестов растет, но «Шерлок» имеет немного шансов на развитие через франчайзинг, признают аналитики. В Москве работает порядка 250 комнат, из которых клиенты стараются выбраться, эти объекты управляются 86 компаниями — столичный рынок переполнен, указывает исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий Владислав Метревели.
Не легче и в других городах-миллионниках — порядка 80% рынка занимают точки компаний «Клаустрофобия» и Questoria, у каждой до 100 точек по России и зарубежью, как в собственности, так и на условиях франшизы, часть открывается в доле с местными инвесторами, говорит руководитель отдела стратегического планирования и аналитики рекламного агентства Main Target Group Елена Коваленко. В среднем месячный оборот у каждой из точек — в районе 350 тыс. рублей, указывает владелец московских квестов «Дом призраков» и «Темница» (проекты «Клаустрофобии») Юрген Дворников. По его данным, всего в России открыто 500 различных комнат-квестов. Также среди крупных проектов собеседники «Известий» выделяют Lost Rooms, «Нору кролика», «Выход» и Exit games.
По словам Коваленко, средняя цены квеста у всех брендов примерно одинаковая — порядка 3 тыс. рублей на команду от двух до четырех человек. А вот цена за франшизу разная — если у некрупных компаний первоначальный единовременный взнос составляет от 1 млн до 3 млн рублей, то, к примеру, у «Клаустрофобии» он доходит до 7 млн рублей. Системы начисления ежемесячных платежей также разнятся, обычно это около 15% от оборота.
Аналитик компании «Маркет Аналитика» Екатерина Бородина отметила, что, несмотря на слабую осведомленность населения о квестах в принципе, по ее мнению, наибольшие перспективы роста сейчас есть у детских квестов, которыми event-бизнес пока почти не занимается. Бородина подчеркнула, что в кризисные периоды расходы на детей обычно сокращаются менее всего.
Advertology.Ru
15.06.2015
Еще статьи по теме
- Развитие рынка ивент-индустрии в 2023 году: тенденции и что ждать - 01.03.2023
- Ильдар Курманаев: "Экспертиза ивентеров может находить применение в разных сферах" - 23.03.2021
- Ивент-агентство Advanza запускает в России новую платформу для виртуальных мероприятий - 12.11.2020
- Motive agency&production запускает онлайн ивенты - 26.05.2020
- Мы вместе: "Чайф" и екатеринбуржцы спели песню "Оранжевое настроение" в поддержку врачей - 11.04.2020
- В десяти городах России пройдут квесты, посвященные детскому телефону доверия - 17.08.2016
- Квесты в реальности. Что будет с бизнесом в 2016 году? - 18.01.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий