Поставщики сети японских ресторанов массово подают в суд
С октября московская сеть ресторанов «Япоша» получила более 40 исков от своих поставщиков. Компании жалуются, что сеть перестала платить по счетам.
Долги на 71 миллион
В базе Высшего арбитражного суда РБК обнаружил информацию о 42 исках, поданных в последние полгода поставщиками товаров и услуг к ООО «Япошка-Сити» (операционная компания сети). Совокупная сумма исковых требований составляет 71,2 млн руб.
Больше всех (14,7 млн руб.) «Япоша» задолжала клининговой компании «Клининг Технология» — в последних числах мая арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск компании. Представитель «Клининг Технологий» заявила, что заказчик перестал оплачивать услуги по уборке еще год назад, и теперь вся надежда на судебных приставов.
Из исков следует, что около года назад компания перестала рассчитываться со многими контрагентами. В сентябре будет год, как «Япоша» прекратила платить по счетам, объясняет подачу иска коммерческий директор компании — поставщика морепродуктов «Крабофф.ру» Дмитрий Ескин. «Система вроде бы работает, рестораны открыты, но договориться об оплате задолженности нам не удается. Представители «Япоши» общаются с нами очень дерзко», — рассказывает Ескин.
Представитель дистрибьютора «Лотос-Столица» (поставка чая, кофе, майонеза, кондитерских изделий) рассказывает, что собирается разорвать отношения с сетью. Компания подала в суд, поняв, что уладить проблему мирным путем не получится. В такой же ситуации оказались булочники ТД «Настюша», поставщики чая и кофе «Бибомания», поставщик оборудования, продуктов и посуды для заведений японской кухни «Суши Хаус».
Лишь представитель ООО «Рисма-Сифуд» (поставщик рыбной продукции) рассказывает, что «Япоша» расплатилась по долгам после подачи иска в суд (производство по делу о взыскании долга на 2,3 млн руб. было прекращено 23 апреля 2015 года). Тем не менее компания прекратила поставки в сеть.
Связаться с представителями сети «Япоша» РБК не удалось — в головном офисе не отвечают на звонки.
«Антисуши» и ребрендинг
Владельцы ресторанного холдинга Ginza Project Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев запустили сеть собственных ресторанов японской кухни под брендом «Япошка» в 2005 году, на пике популярности в крупных городах суши и сашими с соевым соусом и острым соусом васаби. К тому времени рынок японских сетевых ресторанов в России уже был высококонкурентным: наиболее динамично развивающиеся в Москве сети — «Якитория» (ресторанного холдинга «Веста Центр Интернешнл») и «Планета суши» («Росинтера») начали свое развитие шестью годами ранее.
Фишка «Япошки», которая должна была выделить сеть в ряду конкурентов, заключалась в том, что посетителям предлагались два меню — «Суши» (с японскими блюдами) и «Антисуши» (с блюдами русской кухни). Финансирование для развития сети было получено в банке «Траст». По данным «Коммерсанта», к 2008 году долг ООО «Япошка-Сити» перед банком составлял 784 млн руб.: деньги были направлены на открытие новых точек и рекламную кампанию. В частности, широкий резонанс получил ребрендинг сети в 2008 году: компания заявила о том, что заведения будут называться «Япоша». Якобы прежнее название вызвало недовольство в японском посольстве как пренебрежительное по отношению к жителям Страны восходящего солнца.
Кризис 2008–2009 годов сеть пережила довольно тяжело: часть точек была закрыта, а долг компании, по данным СПАРК, вырос до 1,6 млрд руб. Сам «Траст» никогда не признавал владение сетью, а в Ginza называли взаимодействие с банком партнерством, в рамках которого инвестиции в проект прописывались как кредиты.
По данным СПАРК, сейчас единственный владелец «Япошка-Сити» — кипрский офшор NRT Holdings Limited. Кипрской компанией через офшор владеет банк «Траст» — 19%, еще 62% долей в совокупности у Yaposha Investments Limited (у компании номинальный акционер), оставшиеся доли разбиты между офшорами-миноритариями. По словам источника РБК в топ-менеджменте ресторанного холдинга Ginza, с 2011 года «Япоша» действительно принадлежит банку «Траст».
По данным СПАРК, на конец 2013 года долгосрочные долговые обязательства «Япошка-Сити» составляют 1,1 млрд руб.
С декабря 2014 года санацией «Траста» занялась финансовая группа «Открытие». «Траста» и ФК «Открытие» отказались комментировать происходящее в ресторанной сети.
Японский спад
Сейчас японская кухня есть везде, даже в кофейнях и пиццериях, и потребитель от нее устал, говорит исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. «У заведений японской кухни действительно есть проблемы, она стала менее интересной, явно виден спад. На него накладывается еще и падение потребительского спроса, из-за которого, независимо от кухни, закрывается много ресторанов», — уточняет он.
«Время японских ресторанов прошло. Они превратятся в псевдояпонские заведения, где вместе с суши и сашими будут курить кальян. Японские рестораны в чистом виде, я думаю, умерли, останутся в живых немногие», — согласен с мнением о кризисе формата глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Advertology.Ru
02.06.2015
Еще статьи по теме
- Корректирующее замирание: как блокировка Google Ads и Meta меняют рекламный рынок в России (1) - 28.04.2022
- Приучить "новую реальность": продвижение в эпоху кризиса - 27.04.2022
- Эксперты по рекламе в кризис: "Рекламу зарубежных брендов заменят локальные" - 27.04.2022
- Как ребята из PR-агентства выживают в кризис - 18.04.2022
- "Ни за что": 40% предпринимателей не будут сокращать затраты на контекстную рекламу даже в кризис - 29.06.2020
- Год кризиса - 26.12.2016
- Потребители реагируют на нынешний кризис не так, как на предыдущие - 28.01.2016
- Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения - 29.12.2015
- С начала кризиса 56 розничных брендов покинули российский рынок - 24.11.2015
- В кризис россияне чаще делают спонтанные покупки и выбирают социально ответственные компании - 09.10.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий