Потребители реагируют на нынешний кризис не так, как на предыдущие
Жители России жертвуют качеством потребляемых товаров и услуг, а в первую очередь – качеством продуктов питания, на которые в условиях нынешнего кризиса у большинства жителей России приходятся основные расходы. В этом коренное отличие потребительского поведения россиян в нынешний кризис от поведения в кризисы 1998 и 2008-2009 годов. Таков основной вывод исследования, проведенного агентством стратегических коммуникаций ProAct Media.
В прежние кризисы россияне пытались сохранить верность привычному рациону и любимым брендам. Отправляясь за продуктами, потребитель покупал на 100 граммов меньше колбасы или сыра, а также экономил на отказе от «излишеств» в виде разнообразных лакомств, экзотических продуктов, напитков и т.п.
Общим же для прежних и нынешнего кризисов является стремление оптимизировать расходы за счет обращения к услугам более «демократичных» сетей, покупок продуктов по акциям и т.д.
«Один из маркеров кризиса 1998 года стало уменьшение потребления россиянами картофеля в 2 раза, - говорит Глеб Котов, креативный директор ProAct Media. – Причем после кризиса потребление картофеля так и не вернулись на прежний уровень. Россияне открыли для себя новые виды круп, риса и т.п. По сути, тот кризис сделал рацион россиян разнообразнее и способствовал росту культуры потреблений продуктов питания. Кризис 2008-2009 годов особых изменений в структуру и культуру потребления не внес. Нынешний же кризис способствует разрушению культуры потребления, с которой в России и без того было не очень. Помимо обнищания населения тому способствуют «антисанкции». Например, импортный сыр заменил непонятного происхождения отечественный сыроподобный продукт со странным вкусом, под непонятными, порой просто нечитаемыми названиями на иностранный манер. О том, что это преимущественно фальсификат признавать отказывается даже министерство сельского хозяйства. Что и понятно. Это означало бы признание полного провала «импортозамещения». При этом в условиях, когда доверие системе надзора за продуктовым рынком крайне низка, нет доверия и производителям. Основным критерием при выборе продуктов становится цена. В итоге добросовестные производители, в том числе сыров, чьи издержки гораздо выше новоявленных участников рынка, оказываются на грани выживания. Некоторые решают эту проблему просто - начинают «бадяжить».
Согласно соцопросам, в марте 2015 года почти 58% россиян считали цену определяющим фактором выбора мясной гастрономии. Сейчас, по мнению авторов исследования, этот показатель еще выше. В 2009 году при покупке колбасы ценником руководствовались лишь 44 % россиян.
Анализ потребительского поведения проведен агентством ProAct Media через призму потребления мясной гастрономии не случайно. Мясопереработка – в числе крупнейших секторов пищевого рынка России. До кризиса ежегодный объем его доходил до $20 млрд. Колбаса продукт «понятный» всем россиянам и присутствующий в продуктовых корзинах разных социальных групп, несмотря на то, что именно колбасные изделия чаще всего ассоциируются в массовом сознании с понятием «бадяжить», а производители мясной гастрономии чаще прочих обвиняются в недобросовестности.
В исследовании отмечается, что наиболее популярная маркетинговая стратегия производителей продуктов питания – работа на сиюминутную прибыль. Поведение производителей подобно поведению потребителей. Стратегию сиюминутного выживания наиболее востребованной делают отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а главное - отсутствие понимания, когда и чем закончится кризис.
Пока происходящее не вызывает серьезных социальных протестов и массового возмущения бизнеса. Нынешний кризис – это расплата за амбиции России во внешней политике. На фоне доминирующих патриотических настроений, россияне готовы поддерживать политику государства и готовы (во всяком случае, пока) жертвовать ради реализации этих амбиций своим благополучием.
Это еще одно отличие нынешнего кризиса от предыдущих. Неготовность россиян отказываться от привычных продуктов в кризис 2008-2009 годов отчасти была связана с тем, что он был спровоцирован ситуацией в США. Россиянам казалось несправедливой необходимость расплачиваться за ошибки американских заемщиков и их кредиторов.
28.01.2016
Еще статьи по теме
- Корректирующее замирание: как блокировка Google Ads и Meta меняют рекламный рынок в России (1) - 28.04.2022
- Приучить "новую реальность": продвижение в эпоху кризиса - 27.04.2022
- Эксперты по рекламе в кризис: "Рекламу зарубежных брендов заменят локальные" - 27.04.2022
- Как ребята из PR-агентства выживают в кризис - 18.04.2022
- "Ни за что": 40% предпринимателей не будут сокращать затраты на контекстную рекламу даже в кризис - 29.06.2020
- Четыре ключевых тенденции, формирующие современное потребительское поведение - 02.09.2019
- Внезапная потребность в роскоши - 07.03.2019
- Аналитики RTB House: наступает пик предновогодней покупательской активности - 13.12.2018
- Год кризиса - 26.12.2016
- Потребительское поведение россиян в ноябре - 26.12.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий