"Мы категорически отказались удалять ссылки на советские фильмы"
Представитель Rutracker.org — о сотрудничестве крупнейшего русскоязычного торрент-сайта с правообладателями и практических подходах к свежему и старому контенту.
19 мая Мосгорсуд по заявлению российских структур Warner Music обязал Роскомнадзор заблокировать торренты, с помощью которых распространяется десяток музыкальных композиций на сайте Rutracker.org. Фактически это первое практическое использование нового, расширенного антипиратского закона, вступившего в силу 1 мая 2015 года. С этого числа действие данного закона стало распространяться не только на фильмы, но и на любой контент, кроме фотоизображений. Представитель Rutracker.org, пожелавший остаться анонимным, рассказал «Известиям», как крупнейший русскоязычный торрент-сайт решает с правообладателями проблему контрафакта и как следует модернизировать законодательство об авторских правах.
— Скажите, будет ли Rutracker удалять спорные торрент-раздачи?
— Скорее всего, спорные раздачи уже удалены, время реакции [«Рутрекера»] на претензии правообладателей обычно составляет менее суток. Ранее компании [группы Warner] к нам не обращались. Скорее всего, это некая PR-акция с целью проверить действие нового закона. [Вечером 21 мая спорные треки из решения суда, goo.gl/EpUQxe, все же можно было найти на Rutracker.org; объявленный Роскомнадзором для Pleer.com и Rutracker.org дедлайн по удалению — 26 мая.]
— Есть какой-то риск того, что Rutracker попытаются закрыть для российских пользователей? Вы использовали технологические ухищрения, как, например, недавно заблокированный торрент-трекер Rutor.org?
— Мы не позиционируем себя как пиратов, а скорее ищем компромисс между интересами пользователей и правообладателей. Поэтому никаких специальных мер не предпринимали и не собираемся предпринимать. В то же время наличие большого количества торрент-трекеров типа «Рутора», где можно легко, обойдя блокировку, скачать закрытые у нас раздачи, наглядно показывает, что существующая система неэффективна.
— А какая эффективна?
— Концепция авторского права давно устарела и требует пересмотра. На наш
взгляд, логичным был бы вариант сокращения срока действия права на
копирование — не авторского права, это разные вещи! — сроком коммерческой
эксплуатации контента. Для фильмов это 2–3 года, для игр — до 5 лет, для операционных систем — до 10. После этого их копирование не надо преследовать по закону.
Это будет разумным компромиссом между интересами правообладателей и пользователей. Кроме того, это значительно сократит весь объем контента, подлежащий охране от нелицензионного копирования, выведет значительную часть старых произведений, которые уже давно не приносят правообладателям прибыли, в легальное использование.
Естественно, мы не можем игнорировать запросы на удаление старых материалов и удаляем ссылки, если такие запросы поступают. Но, с другой стороны, 99%
запросов — это запросы на удаление именно ссылок на свежий контент,
младше 10 лет. То, что старше, интересует правообладателей очень мало.
Хотя бывают и исключения. Не так давно мы категорически отказались удалять ссылки на советские фильмы по запросу Госфильмофонда. А там было около 10 тыс. наименований. Впоследствии они сами выложили их на YouTube для бесплатного просмотра.
— С фильмами правообладатели работают на «Рутрекере» давно. Какова практика блокировки музыки?
— Мы уже 7 лет как удаляем раздачи по требованиям правообладателей. Это не только фильмы, но музыка и, как я говорил, программы, другой контент. К слову, мы были первым трекером, который пошел на такой шаг.
С Роскомнадзором мы до сих пор плотно не работали, потому что правообладателям нет смысла обращаться туда, гораздо эффективнее и проще обратиться к нам напрямую, что они с успехом и делают. Собственно, и судебных разбирательств по этой же причине не было.
При этом нам даже проще работать с Роскомнадзором, чем напрямую с правообладателями, потому что уровень юридической грамотности у последних крайне низок. [В Роскомнадзоре, однако, сообщили «Известиям», что юридическая оценка запросов, которые поступают к интернет-площадкам от правообладателей в процессе досудебного регулирования, не входит в полномочия ведомства.]
— Планирует ли Rutracker как-то автоматизировать блокировку защищенных копирайтом файлов, как «ВКонтакте» или тот же YouTube используют «цифровые отпечатки»?
— Практически у всех крупных вендоров есть собственные аккаунты [на Rutracker.org], с помощью которых они блокируют раздачи, нарушающие их права, в том числе и автоматически. Ежедневно это несколько десятков закрытых раздач, притом что создаются более тысячи новых.
— Администрация сайта как-то контролирует этот процесс? Или с правообладателями есть какие-то четкие договоренности на этот счет?
— Безусловно, такой контроль есть. Если раздача закрыта неправомерно — а такое бывает довольно часто: роботы, которые закрывают раздачи по ключевым словам, ошибаются, —
то пользователь может сообщить нам об этом. И мы откроем эту раздачу, одновременно попросив правообладателя объяснить свое действие. Часто раздача так и остается открытой, и правообладатель признает, что ссылка была удалена по ошибке. Если все-таки правообладатель прав, то раздача закрывается уже обоснованно.
Конечно, мы оставляем за собой право перейти с правообладателем на «ручной» режим работы, если его автоматическая система контроля за контентом часто ошибается и закрывает «не те» раздачи.
И еще небольшая ремарка. Некоторые правообладатели намеренно «не замечают» тот или иной контент, который раздается с помощью трекера. Особенно это касается музыки. Их легко понять — распространение произведений через интернет подогревает интерес к живым выступлениям исполнителя, служит бесплатной рекламой. Если же исполнитель
вычищается из Сети — то про него постепенно забывают, так как конкуренция между исполнителями существует в любом жанре. Достаточно много известных российских коллективов отказались от практики удаления своих раздач на трекере, хотя поначалу боролись с распространением своих записей пользователями.
— Сколько сейчас у вас пользователей, какая доля нероссийских?
— Количество активных пользователей «Рутрекера» — почти 14 млн. Количество пользователей вне РФ — порядка 30%.
Advertology.Ru
22.05.2015
Еще статьи по теме
- АРИР и Роскомнадзор: как снизить риски штрафов за отсутствие маркировки? - 03.08.2023
- АРИР: пятая волна вопросов Роскомнадзору о маркировке рекламы в интернете - 28.02.2023
- Рекомендации от АРИР и Роскомнадзора: как маркировать нестандартные форматы рекламы - 22.11.2022
- АРИР и Роскомнадзор: новые детали о системе учета рекламы в интернете - 10.11.2022
- Роскомнадзор выбрал компании, которые будут учитывать рекламу в интернете - 16.10.2022
- АРИР и Роскомнадзор дополнили информацию о порядке учета интернет-рекламы - 11.10.2022
- Роскомнадзор выбрал Mediascope единым измерителем интернет-аудитории - 03.02.2022
- СМИ попросили Роскомнадзор объяснить штрафы за гиперссылки с матом - 24.07.2020
- Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа" - 30.08.2018
- Позиция Яндекса об удалении контента - 29.08.2018
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий