В кризис россияне не стали экономить на еде
Как и в прошлом году, сегодня только четверть населения (26%) тратит на продукты питания больше половины дохода.
По данным недавнего соцопроса «Левада-центра», 29% населения тратит на продукты меньше половины дохода, 36% — примерно половину, а 19% — две трети. Только 7% опрошенных признались, что на эту статью расходов приходится почти весь семейный бюджет. Цифры показали, что недавние экономические потрясения практически не отразились на структуре расходов на питание.
В исследовании приняли участие 1,6 тыс. россиян из 134 населенных пунктов 46 регионов страны.
За последний год особых изменений в субъективной оценке доли затрат на питание практически не произошло. В прошлом году та же треть населения (31%) тратила на еду меньше половины семейного дохода, 38% — больше половины, 19% — две трети, и еще 7% утверждали, что на продукты уходили все их средства. Однако почти вдвое выросла доля тех, кто затруднился ответить: 9% (в 2014 году — 5%).
Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова связывает это с наблюдавшейся динамикой роста цен и ускорившейся инфляцией, когда структура расходов в головах еще не устоялась.
— Это субъективные оценки, они достаточно инерционны. Сама структура потребления под влиянием последнего экономического шока пока существенно не поменялась. Сегодня всё ограничивается экономией на культурных мероприятиях, туристических поездках и т.п. Эти статьи расходов, конечно, сильно сократились, но их роль в семейном бюджете среднестатистического россиянина в среднем невелика — это считаные проценты. Разумеется, мы не можем говорить о падении материального достатка массовых слоев населения, но при этом чувствуются необходимость экономить и опасения дальнейшего снижения денежных доходов, — сказала Марина Красильникова.
Данные 17 аналогичных опросов (с 1992 по 2015 год), напротив, фиксируют существенные изменения в структуре потребления российских семей — в первую очередь говорят об улучшении благосостояния населения. Если в 1992 году всего 3% россиян тратили на еду меньше половины дохода, то сегодня это почти треть (29%). Большинство граждан (63%) в 1992 году признавались, что на еду уходили практически все заработанные деньги, сегодня доля таких людей составляет лишь 7%.
— Чем меньше доля расходов на необходимые товары и услуги, особенно на питание, тем свободнее потребитель в выборе, тем полнее он может удовлетворять свои потребности. Причем не просто физического выживания, речь идет о культурном развитии и повышении качества человеческого капитала. Сегодня очень многие говорят о его дефиците, поэтому развитие человеческого капитала — необходимое условие повышения производительности труда. Это национальные задачи, которые сегодня в экономической политике ставятся во главу угла, — сказала социолог «Левады».
Эксперт добавила, что улучшение структуры потребления происходит неравномерно — на протяжении всего периода наблюдения сохраняется очень высокий уровень дифференциации денежных доходов населения, то есть разрыв между бедными и богатыми. Она также назвала цифры, приведенные в исследовании, «немного лукавыми», поскольку они отражают только субъективные оценки россиян — большинство семей не ведут строгий учет доходов и расходов.
Еще один немаловажный момент, который отметила социолог, — это значительные изменения в структуре цен на товары и услуги, которые привели к тому, что все эти годы опережающими темпами росли цены на жилищно-коммунальные услуги.
— За эти 20 лет затраты на жилье существенно повысились, поэтому если 55% дохода низкообеспеченные тратят на продукты питания, это еще не означает, что оставшимися деньгами они распоряжаются свободно. Говорить о свободе потребления мы можем только относительно категории более обеспеченных — тех, которые могут приобретать товары длительного пользования, не экономя при этом на повседневных расходах, а их примерно треть, — сказала социолог «Левады».
Advertology.Ru
06.05.2015
Еще статьи по теме
- Корректирующее замирание: как блокировка Google Ads и Meta меняют рекламный рынок в России (1) - 28.04.2022
- Приучить "новую реальность": продвижение в эпоху кризиса - 27.04.2022
- Эксперты по рекламе в кризис: "Рекламу зарубежных брендов заменят локальные" - 27.04.2022
- Как ребята из PR-агентства выживают в кризис - 18.04.2022
- "Ни за что": 40% предпринимателей не будут сокращать затраты на контекстную рекламу даже в кризис - 29.06.2020
- Год кризиса - 26.12.2016
- Потребители реагируют на нынешний кризис не так, как на предыдущие - 28.01.2016
- Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения - 29.12.2015
- С начала кризиса 56 розничных брендов покинули российский рынок - 24.11.2015
- Россия запретила импорт украинских продуктов - 18.11.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий