Статьи

Чиновников научат отказываться от взяток при помощи комиксов

Чиновников научат отказываться от взяток при помощи комиксов

По мнению экспертов, большинство чиновников идут на коррупционные сделки, прекрасная зная о том, к каким последствиям это может привести.

Курс «Противодействие коррупции» с историями из жизни взяточников в стиле комиксов прошли 30 тыс. московских госслужащих. Как рассказали «Известиям» в Московском городском университете управления (МГУУ правительства Москвы), среди обучающихся были заместители мэра Москвы, начальники управлений аппарата мэра, префекты округов, главы управ. В том числе чиновников учат, как лучше разговаривать с теми, кто провоцирует их на получение взятки, как часто можно принимать недорогие подарки, какие поздравительные открытки могут повредить карьере. По словам экспертов, комиксы помогут госслужащим лучше разобраться, как устроено законодательство, но исправить людей, которые считают воровство нормой, они не смогут. 

Как рассказала «Известиям» начальник управления технологического обучения МГУУ Ольга Владимирова, занятия по курсу начались в июне 2014 года. Курс дистанционный, ссылка на материалы госслужащим высылается по электронной почте, и перед разработчиком — МГУУ — стояла задача сделать так, чтобы чиновник, открыв его, увлекся процессом и не терял интереса до самого конца.

— Мы решили применить нестандартный подход в разработке курса, — сказала Ольга Владимирова. — Перед нами стояла задача уйти от сложного для восприятия языка законов и нормативных актов, который чаще всего используется в подобных курсах. Мы на языке Гоголя и Салтыкова-Щедрина объяснили чиновникам, каких ситуаций следует избегать. Пригласили профессиональных иллюстратора и копирайтера. Все истории, которые там рассказаны, могут встречаться в реальной жизни. Но переданы они в иносказательной форме, поэтому и имена там «сказочные», а примеры описаны в стиле притч.

Она добавила, что курс «посвящен проблеме, которая была актуальна во все времена». Однако поскольку отношение общества к коррупции меняется, меняются, по ее словам, и способы борьбы.

— Специально для чиновников разработана программа, которая учит отличать подарки от взяток, не поддаваться на провокации, дает полную информацию о видах коррупции и мерах наказаниях, — сказала она.

Курс включает теорию — выдержки из законов, дополненные рекомендациями, как вести себя в той или иной ситуации. К примеру, разбирается вопрос: «Что делать чиновнику если его провоцируют на принятие или дачу взятки?». «Чиновника могут провоцировать на принятие или дачу взятки с целью компрометации, — предостерегают составители курса. — Будьте крайне осторожны в высказываниях, устных и письменных заявлениях. Чиновнику следует быть вежливым, не заискивать, не допускать спорных высказываний, которые можно будет расценить как согласие на взятку («договоримся», «нужны весомые аргументы», «ну, что делать будем?»). Лучше всего попытаться внимательно выслушать собеседника и попытаться уйти от ответа. После окончания встречи следует написать заявление в правоохранительные органы, в котором подробно изложить суть дела».

Составители антикоррупционных «комиксов» напоминают, что по закону чиновник имеет право принимать подарки не дороже 3 тыс. рублей. Уточняется, что «регулярное получение обычных подарков стоимостью менее 3 тыс. рублей, связанных с памятными датами, юбилеями, может восприниматься как согласие принять взятку». Открытки, приложенные к подаркам, также не всегда приносят с собой праздничное настроение. Обучающиеся должны проанализировать такую ситуацию. «Орешкин Павел Сергеевич получил от благодарного клиента подарочный набор письменных принадлежностей. Чтобы избежать неприятностей, по просьбе Павла Сергеевича клиент приложил к подарку чек на 2890 рублей». Предлагается выбрать, какая из двух записок должна быть приложена к подарку, чтобы Павла Сергеевича не обвинили во взяточничестве. Правильный ответ — «С днем Конституции!». Неправильный — «За неоценимую помощь в совместной работе».

Учиться госслужащим предлагается на ошибках своих предшественников. К примеру, в курсе приводится такая история с измененные именами. «Член государственной комиссии по закупкам Хапов Константин Иванович заключил незаконную сделку с владельцем ресторана Петушковым Петром Петровичем. Хапов пообещал Петушкову, что ресторан получит крупный государственный заказ, благодаря которому Петушков не будет знать горя лет 10, а может и больше. За услугу Петушков пообещал Хапову 30 млн рублей и тут же выдал ему задаток — 20 тыс. рублей. Совершенно случайно эту сделку записал на видео сотрудник ресторана. Сотрудник ресторана знал, где работает г-н Хапов, и передал запись в его кадровую службу». В результате «Хапов оказался без работы и под следствием». Ему инкриминируют получение взятки в особо крупном размере, несмотря на то, что он успел получить только 20 тыс. Обучающиеся должны усвоить, что «дача взятки считается оконченной с момента принятия хотя бы части оговоренной суммы». 

Доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин отметил, что большинство чиновников идут на коррупционные сделки, прекрасная зная о том, что это плохо.

— Но польза от курса есть: многие ситуации, которые с точки зрения и мирового, и российского законодательства однозначно являются коррупцией, нашими чиновниками так не воспринимаются, — пояснил он. — Например, это касается случаев, когда подписывают контракт, не совсем обоснованный и не самый выгодный для государства, с фирмой, принадлежащей родственнику госслужащего или другу. Чиновники говорят: но ведь я же с этого ничего не получаю.

По его словам, оценить масштабы коррупции сложно. Но, как можно судить по косвенным признакам, таким как опросы представителей бизнес-сообщества, масштабы коррупционного рынка вполне сопоставимы с доходной частью бюджета страны.

Как пояснил Кудюкин, для населения наиболее чувствительна низовая коррупция — это в большей степени муниципальные чиновники, которым люди непосредственно предлагают или вынуждены давать взятки. Он считает, что во многом от главы региона зависит, ведется ли реальная борьба с коррупцией.

— Он должен серьезно относиться к любому вскрытому случаю, независимо от того, в каких он с этим чиновником отношениях, и не спускать ситуацию на тормозах, — пояснил Кудюкин.

Председатель Национального антикоррупционного комитета и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов обратил внимание на то, что в курсе, который подробно рассказывает о последствиях, которые грозят самим коррупционерам, мало внимания уделяется тому, какой вред они могут причинить городу, стране, людям. Также он считает, что шутить на тему коррупции не стоит.

— Как относиться к раку? Коррупция — это рак. Она представляет угрозу национальной безопасности. Коррупция формирует протестные настроения в обществе, приводит к крушению государства в прямом и переносном смысле, она влияет на продолжительность жизни людей, потому что социальные гарантии не обеспечиваются, — говорит он. — Коррупция уравнивает все слои общества: сотрудник правоохранительных органов за 1,5 тыс. рублей пропускает на борт самолета смертницу, и жизнь всех 400 человек оценивается в эту сумму. Про это нельзя делать комиксы. Представьте, что и про Донбасс сейчас будут делать комиксы! Я считаю, что такой подход вреден.

По мнению Кирилла Кабанова, подход на антикоррупционных курсах должен быть не юмористическим, а жестким.

— Несколько лет назад была жесткая социальная реклама против наркотиков — показывали кадры умирающих подростков, которые кололись, — сказал он. — Эти вещи действуют. А когда показывают коррупцию в варианте «лайт», снижается порог восприятия — это же принцип психологии.

 

В последнее время столичные чиновники не раз оказывались в центре коррупционных скандалов. 

Так, в декабре 2014 года оперативники задержали заведующего сектором ЖКХ в управе района Богородское (Восточный округ Москвы) Сергея Подосенова. Его подозревают в мошенничестве в отношении владельца местного автосервиса. Представитель управы требовал, чтобы тот за общее покровительство и «нечинение препятствий в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности» платил ему 1,2 млн рублей ежеквартально.

До этого был уволен зампрефекта ЮАО Москвы Олег Малинин, которого подозревают в получении взятки в размере 2 млн рублей. По версии следствия, чиновник, его сын и два посредника требовали деньги за нерасторжение госконтракта и обеспечение победы в тендерах, которые проводила администрация округа.

В марте были уволены два заместителя префекта ЮАО — Владимира Гилев и Наталья Баташова — «в связи с утратой доверия за непринятие ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются». Чиновников подозревают в коррупции, по данным полиции, они требовали незаконное денежное вознаграждение в 5 млн рублей у директора одной из коммерческих организаций, которая заключила контракт на обустройство детских спортивных площадок.

Также в получении взятки недавно обвинили главу управы района Северное Медведково Михаила Михайлова. Незаконное вознаграждение в размере 3,5 млн рублей, по версии следствия, чиновник получил за то, что помогал предпринимателям победить в конкурсе на заключение контракта в сфере ЖКХ.

Что касается высокопоставленных столичных чиновников, то обвинения в коррупции в их адрес звучат не так часто. Последняя громкая история связана с главой департамента транспорта Максимом Ликсутовым. Оппозиционер Алексей Навальный в своем блоге обвинил его в том, что, занимая свой пост, он продолжает получать дивиденды от акций Intellectico Holdings Limited. Данная компания, по словам оппозиционера, ранее входила в число акционеров ЗАО «Трансмашхолдинг», который является крупнейшим игроком на рынке транспортного машиностроения. В августе 2014 года Ликсутов выиграл иск к Навальному о защите чести, достоинства и деловой репутации. В начале 2014 года Навальный заявил, что Ликсутов переписал свои активы на супругу Татьяну, имеющую эстонское гражданство. Сам Ликсутов это заявление опроверг и объявил о том, что еще летом 2013 года развелся с женой.

В 2009 году в отношении главы упраздненного столичного комитета по рекламе Владимира Макарова было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий. Макарова обвинили в том, что в 2004 году он предоставил двум фирмам 50-процентную скидку на размещение наружной рекламы, хотя это не входило в его компетенцию. В результате бюджет Москвы потерял более 252 млн рублей.

Светлана Башарова, Татьяна Бородина (Известия)

Advertology.Ru

17.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.07.2024 - 21:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация