Банки хотят возвращать украденные с карт деньги за 7 дней
Банкиры получат больше инструментов для активного расследования дел о мошенничестве.
Дела о мошеннических списаниях с банковских карт клиентов должны рассматриваться в срок, не превышающий 7 дней с момента подачи искового заявления. При этом банк получает больше возможностей взыскать уведенные деньги со счетов другого банка, куда деньги были перечислены, — в частности, эти деньги будут блокироваться на срок рассмотрения дела, что увеличивает интерес клиентского банка в процессе. Такие предложения банковской отрасли были заслушаны Центробанком на совещании по киберпреступности 18 декабря. Об этом «Известиям» рассказал председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин, участвовавший в совещании.
Решение регулятора не окончательное: в ЦБ подтвердили, что такое предложение было представлено и регулятор продолжит его обсуждение с отраслью. По мнению экспертов, из-за активного привлечения к процессу третьих банков сроки безусловного возврата средств клиентам (предусмотрен законом «О национальной платежной системе») могут растянуться с текущих 1–3 месяцев на кварталы и годы. Ведь судебные процессы потребуют экспертиз, перевода дела в обычный режим, привлечения по цепочке всех банков-получателей — словом, банкирам станет выгодно не возвращать деньги и судиться, главным образом по крупным мошенническим списаниям.
Бытует мнение, что по закону «О национальной платежной системе» (вступил в силу с 1 января 2014 года) банк должен незамедлительно возвращать средства клиенту, который заявил о несанкционированном списании с карты средств, а уже потом разбираться, по чьей вине произошел инцидент. Но закон не содержит прямого требования о сроках возврата денег гражданам: как отмечает зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, слова «незамедлительно» в законе нет. По закону гражданин, однако, обязан уведомить банк «незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции». По закону банк должен после транзакции уведомить клиента о совершенной операции «не позднее дня, следующего за днем исполнения». После этого банк «обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица» (п. 15 ст. 9 закона). На рассмотрение заявления клиента о мошенническом списании банку дается 30 дней, но о сроках выплаты опять же не сказано. Кстати, если банк не прислал уведомление клиенту о мошеннической операции, то обязан возместить всю списанную сумму без разбирательств.
Если банк в ходе собственного расследования установит, что клиент сам виноват, то средства ему не возвращаются. Например, банк должен доказать, что клиент допустил неосторожность при использовании карты (передал PIN-код третьим лицам, потерял карту, на обратной стороне которой написан PIN-код) либо что клиент заведомо решил обмануть банк (к примеру, клиент поменялся картой с другом, они поехали в разные страны, снимали средства в банкоматах или расплачивались в магазинах, а затем предъявили своим банкам претензии по поводу несанкционированных списаний). Если же банк установил, что клиент не виноват в краже денег, начинается поиск банка — получателя денег пострадавшего. Если банк не находит получателя, то возмещает средства клиенту. По словам Емелина, как правило, на весь этот процесс уходит около двух месяцев, все зависит от скорости расследования в каждом конкретном банке и степени его лояльности клиенту.
— Конечно, не исключено, что недовольный клиент может сразу подать иск к своему банку, — говорит адвокат Данил Левченко. — Но всё равно исход процесса будет увязан с необходимостью проведения расследования и более оперативно вернуть средства гражданину вряд ли удастся. Во-первых, клиенту нужно всё равно будет ждать до 60 дней, пока банк разберется в ситуации, во-вторых, практика показывает, что судебные процессы могут растягиваться на месяцы. В среднем суд идет 3 месяца. Если же суд назначает в ходе процесса экспертизу, время процесса увеличивается на срок проведения экспертизы. Как правило, это еще месяц.
На совещании в Банке России НСФР предложил до 7 дней ограничить срок рассмотрения дел по несанкционированным списаниям, ответчиком по которым выступает банк-получатель. Этот ускоренный арбитражный процесс, как предполагается, будет еще более письменным, чем обычно: на основании документов, представленных сторонами. Причем на срок рассмотрения дела спорная сумма на счетах получателей будет блокироваться. Емелин в то же время отмечает, что, согласно предложению НСФР, если суду при рассмотрении дела будет недостаточно документов или у него возникнут какие-либо сомнения, процесс будет переведен в обычный режим. По словам собеседника, соответствующие поправки должны быть внесены в Арбитражно-процессуальный кодекс. Нужно отметить, что сейчас настолько сжатых сроков АПК не предусматривает ни по одной категории дел.
В пресс-службе Центробанка «Известиям» подтвердили, что совещание действительно состоялось.
— Участники совещания по проблемам киберпреступности в рамках работы Межведомственной рабочей группы по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке обсудили предложение НСФР, — сообщили в пресс-службе Банка России. — Принято решение продолжить обсуждение данного вопроса с профессиональным сообществом.
По мнению опрошенных экспертов, в результате банки будут активнее судиться с банками-получателями, пытаясь вернуть украденные средства и добиваясь блокировки их счетов, а сроки будут в любом случае превышать не только семидневные, но даже текущие пару месяцев. Более того, в процессе может потребоваться замена ответчика — если деньги шли по цепочке банковских счетов.
— C учетом наличия возможности перейти в обычный режим рассмотрения 90% дел будут рассматриваться не в ускоренном, а всё же в общем порядке, поскольку вряд ли судьи возьмут на себя ответственность выносить решение без веских доказательств и имея на всё 7 дней. Особенно если со стороны ответчика будут возражения по существу, — рассуждает адвокат из бюро DS Law Елена Ильина. — Суду будет важно при рассмотрении дела наличие самой карты, выписки по счету (причем целесообразно будет проанализировать характер списаний и размеры сумм, которые гражданин тратил ранее, и сопоставить эту информацию с суммами, периодичностью и местами несанкционированных списаний). Истец может представить доказательства того, что владелец карты физически отсутствовал в том месте, где территориально происходило списание средств или откуда шла команда оплаты по карте. Что касается экспертиз по делу, если списание было не через банкоматы, а путем оплат каких-то товаров, работ, услуг, может потребоваться помощь IT-специалистов.
Начальник управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова, хотя и поддерживает предложение НСФР, признает, что срок внутреннего расследования банкам сократить не получится — срок в 45–60 дней регламентирован международными платежными системами Visa и MasterCard. Повикалова полагает, что сверхкороткие сроки споров будут уместны по отношению к картам локальных платежных систем, в том числе постоянно обсуждаемой в последнее время Национальной системы платежных карт (НСПК).
Один из доводов НСФР — то, что явка всех сторон на семидневный процесс не обязательна, ведь банком-получателем может оказаться нерезидент. Но таких случаев меньшинство: по словам Ильи Сачкова, гендиректора исследовательско-консалтинговой компании Group-IB, примерно 90% списанных денег с карт клиентов остаются в России.
— Как правило, мошенники стараются их обналичить или перевести в виртуальные валюты — например, биткоин, — говорит Сачков. — Путем различных схем деньги могут попадать в банки стран постсоветсткого пространства, например на Украину. Там они, по сути, «очищаются» и впоследствии могут попадать в банки других стран. Отследить, куда они потом в итоге приходят, практически невозможно.
В аналитической компании FICO отмечают, что потери от карточного мошенничества достигают 0,01% от объема всех операций по картам. По данным ЦБ, во II квартале 2014 года объем операций по картам российских банков достиг 7 трлн рублей. Таким образом, сумма потерь банков и их клиентов от мошенничества могла составить около 700 млн рублей.
Advertology.Ru
24.12.2014
Еще статьи по теме
- Банки начинают конкурировать с традиционными игроками на рекламном рынке - 21.10.2024
- ЦБ рассказал о новой схеме мошенничества через рекламу - 13.07.2020
- Рекламные бюджеты банков падают второй год подряд - 01.02.2016
- Партнеры Yahoo обвиняют компанию в рекламном мошенничестве - расследование CNBC - 14.01.2016
- ТВ-реклама банков и автомобилей в Москве в ноябре - 18.12.2015
- Протестная акция валютных ипотечников: гробы с названием банков спустили по Москва-реке - 13.11.2015
- Банковские программы лояльности: ключевые тренды - 21.08.2015
- В России может появиться единая база мобильных номеров - 27.07.2015
- "ЮТэйр" уговорила банки - 30.06.2015
- Карточные мошенники за год украли у граждан 1,58 млрд рублей - 26.06.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий