Философия Alibaba: как преподаватель английского создал крупнейшую в мире компанию в сфере интернет-торговли
В 1999 году скромный 35‑летний преподаватель английского языка из китайского города Ханчжоу Джек Ма вместе с партнерами запустил сайт B2B-продаж Alibaba.com.
Спустя 15 лет председатель совета директоров Alibaba Group миллиардер Джек Ма собирается провести первичное размещение акций своего детища в США — во вторник Alibaba подала предварительную заявку. В ходе IPO компания может быть оценена в 200 млрд долл., а само размещение — стать рекордным в мировой истории по объему привлеченных средств.
Больше чем Amazon и eBay
Сайтом Alibaba.com Джек Ма поначалу управлял из своей квартиры в китайском Ханчжоу. Его проект быстро заинтересовал иностранных инвесторов, включая японский SoftBank. На фоне стремительно растущей экономики Китая и увеличения доходов населения бизнес Джека Ма стал прибыльным уже в 2002 году. После этого Alibaba открыла розничную онлайн-площадку Taobao, работавшую уже по модели C2C, как американский eBay. Наконец, в 2010 году Alibaba выделила платформу Tmall, которая позволила китайским и международным поставщикам продавать брендовые товары потребителям в Китае, Гонконге и на Тайване.
Сейчас Alibaba является крупнейшим в мире игроком сектора электронной торговли. Масштабы ее бизнеса становятся понятны в сравнении с такими известными американскими аналогами, как Amazon и eBay. Совокупный объем транзакций, совершенных через торговые площадки Alibaba в прошлом году, составил почти 250 млрд долл. — больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых. У Alibaba 231 млн активных покупателей — это около 40% китайских пользователей Интернета.
«По техническому оснащению, менеджменту, идеям, операционной и кадровой системам мы, как нам кажется, не отличаемся от Amazon, eBay, Google и Facebook», — считает Джек Ма. Однако бизнес-модель его компании отнюдь не копирует заокеанских конкурентов: феномен Alibaba не исчерпывается электронной коммерцией, захватывая такие области, как кредитование малого бизнеса, логистика, торговля онлайн-рекламой и даже облачные технологии (подразделение Alibaba Cloud Computing). Среди стратегических инвестиций Alibaba в проспекте IPO, представленном на этой неделе в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), значатся доли в китайском разработчике мобильных браузеров UCWeb, социальной сети Weibo, американском мессенджере Tango, провайдере цифровых карт и навигационных решений AutoNavi, видеопортале Youku.
В отличие от того же Amazon Alibaba сама не продает никаких товаров, а основную часть выручки получает за счет комиссий от сделок и поступлений от размещения рекламы. В этом смысле Alibaba, скорее, стоит в одном ряду с интернет-гигантом Google: ее онлайн-платформы позволяют торговцам генерировать трафик, необходимый для продвижения их бизнеса.
Секретное оружие
Джек Ма вовремя сделал ставку на растущую потребительскую активность китайцев, успешно сочетая мировой опыт интернет-торговли с китайскими традициями. Так, Alibaba первой из ведущих китайских онлайн-ритейлеров в 2009 году ввела в практику день масштабных распродаж и скидок, аналог американского кибер-понедельника. В Китае распродажи были приурочены к неофициальному празднику — Дню холостяков (отмечается 11 ноября). Это единственный день в году, в котором сразу четыре единицы, и китайцы, обожающие магию цифр, полагают, что этот день особенно подходит молодым людям для знакомств. По мере роста популярности праздника в 1990-х годах традиционные ритейлеры стали приурочивать к нему распродажи, но раскручивать китайский киберпонедельник в Интернете начала именно Alibaba.
Бизнес Джека Ма получил благословение нового руководства Китая, пришедшего к власти в 2012 году. Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян начали проводить масштабные реформы, стремясь снизить зависимость страны от инвестиций. Новая концепция китайского руководства подразумевает рост внутреннего потребления, и бизнес Alibaba отлично в нее вписывается. Неслучайно Ли Кэцян в ходе встречи с Джеком Ма осенью 2013 года подчеркнул, что повышение потребительской активности жителей страны — первостепенная задача правительства.
В результате финансовые показатели Alibaba неуклонно растут. Выручка компании по GAAP за финансовый год, завершившийся 31 марта 2013 года, составила 5,6 млрд долл., а за девять месяцев по 31 декабря 2013 года — уже 6,5 млрд долл. Чистая прибыль за эти периоды составила 1,39 млрд и 2,85 млрд долл. соответственно, согласно представленному в SEC проспекту.
Философия Ма
Джек Ма сейчас владеет 8,9% Alibaba, а его состояние, по данным Bloomberg, оценивается в 12,5 млрд долл. Однако, похоже, сам Ма в большей степени гордится не своим богатством, а тем, что построенная им система открывает новые возможности для китайского общества.
«Я не считаю Alibaba империей. Я никогда не думал, что мы должны строить империю, напротив, мы должны создавать экосистему. Каждая империя когда-нибудь падет, в то время как экосистема устойчива, — заявил Джек Ма в интервью The South China Morning Post в июле 2013 года. — Кошельки китайцев сейчас полны, но в умах пустота. Если мы не будем уделять внимание культурным составляющим, Китай останется неустойчивой страной на ранней стадии развития. Сфера развлечений и культура лучше всего подходят для того, чтобы заставить людей понять, как им следует жить».
Несмотря на то что свой бизнес Alibaba строит на самых передовых технологиях, сам Джек Ма с техникой не дружит. Он не просиживает часами в Интернете, а любимые им американские телешоу в iPad ему помогают загрузить подчиненные, писал Forbes. Вместо этого Ма увлекается игрой в покер, традиционной китайской медициной и гимнастикой: во время путешествий его часто сопровождает учитель тайцзицюань. «Бизнес не первая его любовь», — пояснил журналу близкий друг основателя Alibaba Орвилл Шелл.
Advertology.Ru
08.05.2014
Еще статьи по теме
- "Почта России" создает инфраструктуру для интернет-торговли - 05.04.2021
- О новых товарах стали реже узнавать в интернет-магазинах - 22.04.2020
- Есть ложь, наглая ложь и статистика - 06.02.2019
- Покупатели перемещаются в онлайн: рост интернет-торговли в России в цифрах - 27.11.2018
- Агентство UM представило анализ российского и глобального рынка Интернет-торговли - 17.01.2018
- В России может появиться "китайский Netflix" - 05.04.2016
- Интернет-торговля зависла - 10.03.2016
- Семь ошибок российских интернет-магазинов - 04.03.2016
- Даниил Спиваковский в новой кампании "МегаФона" - 26.01.2016
- Как украинские интернет-магазины рекламировались в 2015 году - 24.12.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий