Статьи

Клиенту выносят мозг

Клиенту выносят мозг

Хитроумная машина заманивает в магазин и заставляет раскошелиться, даже если мы не хотели ничего покупать 

Среди самых популярных профессий ближайшего будущего значится нейромаркетолог. Впрочем, такая реклама вряд ли обрадует людей этой профессии. Они предпочитают себя не афишировать, а находиться в тени. Пример тому недавний скандал во Франции с одной знаменитой фирмой, которая пыталась через суд запретить журналистам писать об использовании нейромаркетинга для продвижения товаров. 


Уже давно гигантская хитроумная машина заточена на одну цель: как заманить в торговые сети клиента и заставить его раскошелиться. Технологии по выпуску «фантиков» становятся все изощренней. Помимо прямой рекламы на потребителя обрушиваются самые разные «заманки» — запахи, музыка, цвета и т.д. Причем время дилетантов уже прошло, новые средства воздействия основаны на солидной науке. Крупные лаборатории изучают, с помощью каких цветов, композиторов, ароматов отправить клиента к кассе. 
И, наконец, произошло то, что давно предсказывали в своих романах фантасты. Продавец добрался до мозга потребителя. Отправной точкой стала, казалось бы, сугубо фундаментальная работа, удостоенная Нобелевской премии по экономике. Но выяснилось, что авторы этих исследований Д. Канеман и А. Тверски взорвали настоящую «бомбу», доказав, что действия человека в экономике вовсе не рациональны. Он принимает решения, руководствуясь чем угодно, только не логикой и разумом. Например, пройдя в супермаркете мимо целого ряда практически идентичных товаров, он останавливает свой выбор на одном. Но почему именно на этом? Почему за этот конкретный товар он готов выложить свои кровные? Что им движет, если не разум? Вот вопросы, на которые мечтает получить ответ вся индустрия потребления. 
Ответ пытается найти новая наука нейромаркетинг. Она не пристает к клиентам с многочисленными анкетами об их пристрастиях. За дело взялась самая современная наука, она заглянула прямо в мозг. На экране томографа ярко вспыхивают определенные зоны, когда мозг в восторге от какого-то товара или рекламы. И он никак не реагирует, если его не сумели заинтересовать. Наконец самое поразительное: к этому выбору, по словам ученых, сам человек разумный, homo sapience, никакого отношения не имеет. 
— Многочисленные эксперименты показали, что, скажем, в гастрономе в 82 процентах случаев мы покупаем то, на что был брошен взгляд в первые шесть секунд, — пояснил корреспонденту «РГ» один из самых известных российских нейромаркетологов Николас Коро. — Человек может стоять у прилавка и пять, и десять, и пятнадцать минут, но ни одна анкета не позволит рассказать, что у него произошло в голове, и на чем сконцентрировался взгляд к исходу шестой секунды. Человек не может этого осознать и пересказать. А томограф ловит этот момент выбора решения. 
Впервые этот феномен мозга был обнаружен в немецком Институте им. Макса Планка. Оказалось, что еще за шесть секунд до того, как испытуемый сделает окончательный выбор, в зоне, отвечающей за планирование действий, появлялась активность. Анализируя эти процессы, исследователи научились с высокой точностью предсказывать, что сделает человек еще до того, как тот осознал выбор. Эти эксперименты стали мировой сенсацией. 
Вывод? Нашими действиями во многих случаях управляет не разум, а подсознание, эмоции. Причем «штаб» управления находится ниже разумной коры головного мозга, в его подкорке. И только изредка мы «советуемся» и консультируемся со своей высокоинтеллектуальной корой. Говоря образно, вот эту жизнь в подкорке и пытаются расшифровать нейромаркетологи. Понять, как она делает свой выбор товара. Кстати, как выясняется, этот выбор зависит от типа эмоциональной системы каждого конкретного человека. К одному и тому же товару кто-то проявляется явный интерес, кто-то его вообще не замечает, а у кого-то он вызывает отвращение. Эту эмоциональную связь с товаром томограф выявляет за несколько секунд. И выдает поистине бесценную информацию для любого производителя. 
Но разве нейромаркетинг — это не очевидная попытка проникнуть в скрытые предпочтения человека, даже не осознанные им самим? И получив эти «секретные» данные, манипулировать им? Навязывая товар не «человеку разумному», не homo sapience, а подсознанию, возникшему у наших очень далеких предков на заре цивилизации? 
— Ничего подобного, — возражает Николас Коро. — Нейромаркетинг всего лишь тестирование неосознанных реакций человека на любой раздражитель, который он видит, слышит, обоняет. Он позволяет вскрывать ожидания, которые бывают и осознанными, и неосознанными. Вот и все. 
Для бизнеса куда важнее знать не просто сиюминутное предпочтение человека, а еще не осознанное ожидание. Многие специалисты нейромаркетинга считают, что именно в этом главная цель этой науки. Не элементарное тестирование на предпочтение тех или иных товаров, а выработка креативных идей и создание новых товаров. Наши еще неосознанные предпочтения должны породить принципиально новую, может быть, совершенно неожиданную индустрию потребления. 


Впрочем, у нейромаркетинга немало скептиков, которые считают его чистым шаманством. Очередным «25-м» кадром, в свое время вызвавшим в мире настоящий переполох. Потом оказалось, что результаты сенсационного эксперимента были просто-напросто подтасованы. На самом деле, никакой томограф не поможет узнать, что же на самом деле думает человек, почему ему что-то нравится, а что-то отвергается. И вообще первична потребность, продиктованная разумом, а эмоция всего лишь следствие, ответ на мысли и желания человека. Но это нападки вовсе не смущают нейромаркетологов. Получив от науки мощный инструмент изучения мозга, они от своего не отступят. Слишком велик спрос на эти результаты. А вот как они будут использованы, пойдут ли действительно на пользу или по вред, зависит от тех, кто применяет этот инструмент. И конечно, от нас, простых потребителей. Словом, ситуация примерная такая же, как с любым новым научным открытием, новой технологией.

Юрий Медведев, "Российская газета"
Advertology.Ru

26.02.2014

на печать


Комментарии

Виталий
27.02.2014 17:05 | сообщение #1
 

Промывание мозгов, теперь и в магазинах)

28.02.2014 10:37 | сообщение #2
 

Ну это не новость :) То, что все и везде настроено на то, чтоб мы как больше покупали, это давно понятный факт. Да даже если правильно расставить продукты в магазине, можно заставить купить гораздо больше. Но если приходить в магазин со списком и не на голодный желудок, то можно избежать больших растрат. Особенно если ты - мужчина. http://www.merchandising.ru/news/muzhchiny-vs-zhenshchiny-ili-o-pokupatelskom-povedenii

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.12.2024 - 21:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация