Есть мнение ...

"ВКонтакте" вырос. Нужен ли ему Дуров?

"ВКонтакте" вырос. Нужен ли ему Дуров?

Павел Дуров, по-видимому, покидает «ВКонтакте». И это лучшая вещь, которая могла произойти с «ВК» за последние годы

«ВКонтакте» – самая перспективная интернет-компания России. Она смогла сформировать аудиторию с самой интересной демографической характеристикой – молодостью. «ВК» за последние годы стал основной платформой общения учащейся молодежи от 12 до 25 лет. Целое поколение выросло с «ВК», это их основная платформа общения и шеринга, причем приток новых школьников в «ВК» не прекращается. Эта аудитория сейчас вступает в возраст 24–35 лет; люди уже при деньгах, но еще бездетные, ценней всего для рекламодателей. У «ВК» есть все шансы иметь многолетнюю лояльную платежеспособную аудиторию, лучшую среди всех интернет-компаний России – если это поколение, вырастая, не покинет соцсеть. 
 
Именно поэтому хорошо, что время Дурова приходит к концу. Аудитория «ВКонтакте» растет, а CEO, к сожалению, нет. Сейчас Дуров во главе «ВК» уже не соответствует той роли, которая нужна компании на новом этапе ее роста. Как минимум он не понимает новых правил игры и по-прежнему ведет себя как мелкий хозяйчик лавочки, а не как глава большого общего хозяйства. Публичная компания с миллиардной капитализацией не может себе позволить руководителя, чьи эмоциональные эскапады и публичные скандалы месяцами составляют основной поток новостей о компании, а демонстративное использование топ-менеджером для личных проектов активов компании (сотрудников, кодовой базы и данных) в нормальных технологических компаниях обычно быстро кончается отставкой. 
 
С этим можно было и смириться, если бы у Дурова была большая гибкая стратегия, видение дальних возможностей и вызовов и понимание инструментов, доступных крупной корпорации. Но Дуров по-прежнему намного более яркая личность, чем дальновидный руководитель. Пути «ВК» на новый уровень в основном лежат уже не в новых программных модулях, а в стратегии роста. Что мы знаем о стратегии Дурова? Ничего достоверного. Как он видит себе «ВК» через пять лет? Куда он хочет двигать «ВК»? Эти вопросы не получили ответа, и, вероятно, руководитель их и не ставит. 
 
Нет недостатка в сторонниках Дурова, считающих, что между «ВКонтакте» и ним можно ставить знак равенства. Но давайте посмотрим на ситуацию трезво. Причины успеха «ВК» не только и не столько в коде. «ВК» начался как копия Facebook пятилетней давности, клонирование – далеко не самая сложная инженерная задача. Аудитория «ВК» ценит не только чат «ВК», но и то, что многие годы «ВК» был и остается богатейшим бесплатным репозиторием музыки и фильмов. Типичный сценарий работы подростка во «ВК» – в окошке чат, а в ушах наушники, где играет плеер «ВК». Музыка и видео – очень дорогое удовольствие, и уже в первые годы работы только трафик и хостинг «ВК» обходились в миллионы долларов ежемесячно, а первая выручка у «ВК» появилась только на пятом году существования. Деньги «ВК» обеспечивал не Дуров, а инвесторы, все это время владевшие львиной долей акций «ВК». 
 
Это нормальная бизнес-модель: сначала купить аудиторию, затем ее монетизировать. Мы все помним, что Facebook потратил около миллиарда долларов, прежде чем вышел на окупаемость. Только насколько велика здесь роль начинающего менеджера, получившего свое место в проекте благодаря дружеским отношениям с семьей первых инвесторов? Ненулевая, конечно, но далеко не критическая. Совпадение еще не означает причинности. 
 
Один уважаемый деятель Рунета в разговоре со мной сравнил «ВКонтакте» с Apple, а Дурова – со с Стивом Джобсом. Возможно, когда-нибудь Дуров и получит право на такое сравнение, но для этого необходимо сравниться по достижениям с Джобсом – хотя бы создать после ухода новые компании не хуже, чем NeXT или Pixar. Мессенджер, сидящий поверх «ВК», на уровень таких достижений не тянет. Да и судьба его в том будущем, где у создателя не будет служебного положения для доступа к базе пользователей «ВК», пока неочевидна. 
 
Как могла бы выглядеть та стратегия, которую мы не слышали от Дурова и которая сделала бы «ВКонтакте» многолетним лидером Рунета, а возможно, и превратила бы его в глобальную компанию? Внутри России «ВК» должен создать для своих пользователей возможности эффективно пользоваться собой после окончания учебы, в профессиональной жизни и для организации досуга. Искать работу во «ВК» сейчас бессмысленно, сидеть во «ВК» «по работе» желающих пока мало. Потратить при участии «ВК» деньги на шопинг или развлечения можно, но на других сайтах это можно делать во много раз лучше. Все это задачи, которые «ВК» придется решить, чтоб его подросшая аудитория и дальше охотно оставалась на старом, насиженном месте. Собственными силами все эти компетенции не нарастить – «ВК» придется перейти к стратегии активного приобретения других компаний и проектов, причем не только интернетовских. 
 
За пределами России и русскоязычного мира у «ВКонтакте» тоже есть хорошие шансы нарастить аудиторию. Тут простых рецептов нет, и рекомендовать заманивать юзеров на бесплатную музыку и кино, конечно, не стоит (хотя и может сработать). Но сейчас у «ВК» достаточно денежных ресурсов и инженерной инфраструктуры, чтобы ставить эксперименты и в конце концов найти свои рынки и пользователей в большом мире. Сейчас «ВК» стоит $2–3 млрд (оценка экспертов «Коммерсанта»), но через несколько лет капитализация «ВК» может составить $10–12 млрд, а через десятилетие – $25–30 млрд. Если, конечно, компания преодолеет свою подростковость и местечковость, при этом не потеряв постоянной привлекательности для школьников и студентов.   
 
Если акционеры хотят увеличить капитализацию «ВКонтакте», они должны сделать для этого несколько следующих шагов. Во-первых, сформировать совет директоров международного класса и калибра, состоящий из экспертов, профессионалов и лидеров, способных оценить перспективы компании и направить ее рост. Во-вторых, совет директоров должен найти нового лидера, который быстро нарастит возможности «ВК» и через собственные ресурсы, и через приобретения, выстроит новые отношения в коллективе, основанные не на личной преданности вождю, а на сочетании материальных стимулов и общей культуры, создаст систему открытия новых направлений и перспектив, разработает продукты для пользователей и продукты для рекламодателей. Словом, новый лидер должен создать машину роста не хуже чем у лидеров мирового интернет-рынка. 
 
Уютного, домашнего, хиппового «ВКонтакте» уже не будет. Он вырос. Он больше не школота и не студент – он молодой профессионал. С кодексом поведения, с правилами жизни, с большими доходами – и да, в галстуке. Когда-нибудь «ВК» получит право сорвать галстук, расстегнуть верхнюю пуговку и даже надеть на работу джинсы (не с рынка, а дизайнерские) – но до этого права прогнуть мир под себя ему еще надо подрасти. Пока что пора прогнуться под изменчивый мир. 
 
Неизвестно, смогут ли достичь такого качества роста акционеры без Дурова. И гарантии никто не даст. Можно и остаться на прежних позициях, и загубить то, что имеется. Но вот с Дуровым «ВК», пожалуй, вырастет слишком поздно, а скорее вовсе никогда. Поэтому то, что происходит сейчас, – еще не хорошо, но уже к лучшему. 
Юрий Аммосов, slon.ru
Advertology.Ru

27.01.2014

на печать


Комментарии

Alina
04.02.2014 12:02 | сообщение #1
 

Уважаемый Юрий Аммосов, Вы бы взяли да сделали правильный сайт. И хозяйничали бы там по-умному. Советы раздавать каждый горазд, а взять и сделать что-то - единицы. Неясно, почему так автора статьи волнует судьба контакта. Умрет контакт, так появится другой сайт, автору-то какая в этом печаль?

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 03:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация