Новости

Больше половины российских компаний намерены увеличить инвестиции в маркетинг в ближайшие два года

Больше половины российских компаний намерены увеличить инвестиции в маркетинг в ближайшие два года

В 2024 году маркетинговый бюджет производственных и промышленных предприятий России составлял в среднем 11% от оборота компании, выяснили в рамках совместного исследования[1] Бюро стратегического маркетинга и брендинга “Dинамика”, Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) и коммуникационного агентства FAVES Communications. При этом в перспективе до 2027 года больше половины — 56% — компаний намерены увеличивать свои вложения в маркетинг и продвижение на рынке.

 

Наиболее значимыми инвестициями в маркетинг отличается малый бизнес (с выручкой до 800 млн руб. в год) — 15% от оборота компании. В среднем бизнесе (от 800 млн до 2 млрд руб. в год) — 12%, в крупном (более 2 млрд руб. в год) — 6%. Категории трат маркетингового бюджета также отличаются в зависимости от размеров бизнеса. Так, самая большая статья расходов на маркетинг в малых компаниях — это повышение узнаваемости бренда (29%), а в средних и крупных — формирование спроса (32% и 30% соответственно). Меньше всего крупный бизнес тратит на персонализированный подход к целевым компаниям (18% маркетингового бюджета), а средний и малый — на лидогенерацию (20% и 19% соответственно).

Отметим, что в 2024 году по сравнению с 2023 годом маркетинговый бюджет малых предприятий реального сектора экономики сократился с 20% до 15% от оборота. В крупных компаниях объем маркетингового бюджета упал с 9% до 6%. А вот средние компании показали рост — с 11% до 12%.

“Очевидно, ключевым вызовом для директоров по маркетингу в 2025 году станет поддержание и повышение эффективности маркетинговых усилий при ограниченном бюджете и сложной рыночной ситуации. Этому способствует и нестабильная экономика, и высокая ставка Банка России. Кроме того, нужно учитывать, что оценка эффективности маркетинга в среднем снизилась с 71% в 2023 году до 68% в 2024 году — что говорит о необходимости оптимизации маркетинговых усилий и внедрения новых подходов и инструментов”, — считает Ольга Шестель, основатель бюро стратегического маркетинга и брендинга “Dинамика”.

Это особенно заметно среди крупного бизнеса: если в 2023 году такие компании были удовлетворены маркетингом на 79%, то в 2024 году — уже на 66%. В малых компаниях падение составило один процентный пункт, до 65%. Средний бизнес вновь выделился на общем фоне: здесь оценка эффективности маркетинга выросла с 74% до 80%. Не случайно именно средние компании единственные нарастили маркетинговый бюджет.

“Сопоставление тех, кто урезал затраты на маркетинг, и тех, кто наименее доволен его результатами, прямо дает понять, что даже небольшое снижение инвестиций в это направление — ошибка. В условиях нестабильной экономики их как минимум стоит поддерживать на стабильном уровне, особенно в крупных компаниях. Средние и малые предприятия — более гибкие и могут пересматривать и тестировать различные маркетинговые инструменты гораздо быстрее. В результате чего эффективность их маркетинга не снижается”, — уверена Юлия Царева, основатель коммуникационного агентства FAVES Communications.

По мнению эксперта, в 2025 году бизнесу стоит сделать акцент на те инструменты маркетинга, которые уже в 2024 году продемонстрировали рост эффективности. Так, малые предприятия выделяют контент-маркетинг, который показал рост эффективности с 72% до 78%, а также комплексный интернет-маркетинг (с 75% до 78%) и SMM (с 69% до 71%). Крупный бизнес стал чаще замечать рост эффективности контент-маркетинга (с 71% до 75% компаний) и емейл-рассылки (с 64% до 66%).

Средние компании, которые в целом удовлетворены результатами маркетинга, особенно отметили рост эффективности influence-маркетинга (с 69% до 82%), комплексного интернет-маркетинга (с 74% до 86%), SEO-продвижения (с 67% до 79%) и PR в средствах массовой информации (с 71% до 80%).

“PR-продвижение в СМИ — важнейший инструмент для работы над имиджем компании. В отличие от прямой рекламы, PR позволяет воздействовать на клиента более мягко, с его помощью формируется осознанная потребность в продукте компании и укрепляется репутация экспертов отрасли,  —  отмечает Юлия Царева.  — Важно понимать, что PR — это игра вдолгую, эффект растягивается на годы вперед, стабильно поддерживая позитивное отношение аудитории к бренду”.

Однако далеко не все компании осознают ценность инвестиций в маркетинг. Так, по данным опроса, в 2024 году только 21% представителей крупного бизнеса назвали недостаточный маркетинговый бюджет ключевым внутренним барьером для развития (в 2023 году такого мнения придерживались 43%). В средних компаниях так считают 26% (ранее — 21%), в малых — 25% (ранее — 16%). Снижение значимости инвестиций в маркетинг зачастую ведет за собой и снижение рыночной ориентированности промышленных предприятий, что является ключевым фактором развития бизнеса на сегодняшний день.

Между тем, именно инструменты маркетинга способны подстегнуть рост бизнеса и его финансовых показателей независимо от размеров предприятия. Это следует из ключевых сложностей, замедляющих развитие компаний. Так, 37% респондентов отметили, что главная преграда — это сложность поиска клиентов. Этот фактор опередил даже общую боль российской экономики — кадровый голод, его назвали только 34%. Кроме того, 26% посетовали на неэффективность используемых каналов продвижения, 21% — на сложность донесения преимуществ продукции клиенту, 17% — на отсутствие маркетинговой стратегии. Наконец, 8% опрошенных в числе главных преград для развития бизнеса обозначили непонимание целевого клиента.

“На самом деле именно глубокое знание своего целевого клиента облегчает и его поиск, и донесение преимуществ продукции, и продажи. Таким образом, качественная маркетинговая стратегия активизирует динамику развития предприятия и позитивно влияет на рост прибыли. Например, активное использование цифровых технологий в обычной жизни и информационная перенасыщенность влияют на поведение клиента и в работе. И чтобы облегчить выбор в свою пользу, бизнесу важно направлять свой фокус внимания на целевую аудиторию и ее меняющиеся потребности”, — добавляет Ольга Шестель.

Среди ключевых вызовов наступившего 2025 года производственные и промышленные предприятия называют усиление конкуренции (43%), изменение потребностей клиента (37%) и неэффективность используемых каналов (26%). Интересно, что в отличие от результатов прошлого года в 2025 году респондентов меньше всего волнует отток кадров — эта проблема оказалась на последнем месте (в 2024 году входила в ТОП-3).

Новые вызовы и адаптация к цифровой экономике в сложных рыночных условиях требуют новых решений, в частности — пересмотра маркетинговой стратегии и инструментов продвижения. Согласно опросу, 55% компаний в текущем году намерены изменить или внедрить новые способы привлечения клиентов, 51% находятся в поисках новых каналов сбыта, 43% активизировали работу по повышению узнаваемости бренда.

В 2025 году крупные предприятия планируют сократить расходы на маркетинг, а малые склонны увеличить размер инвестиций для активного роста и захвата доли рынка. Средние предприятия не планируют изменять объем инвестиций в маркетинг в краткосрочной перспективе. 

При этом в долгосрочной перспективе до 2027 года большинство (56%) компаний намерены наращивать инвестиции в маркетинг. Чаще всего о таких планах сообщали представители среднего бизнеса (74%). О вероятном снижении затрат на маркетинг чаще других заявляют в крупном бизнесе (21%).

Для устойчивого роста и развития бизнесу любого размера необходимо усиливать свой маркетинг в его классическом понимании. В приоритете в ближайшие годы будут безбюджетные способы продвижения, контент-маркетинг и глубокое изучение клиента. 


[1]II Ежегодное всероссийское исследование адаптации производственных предприятий к цифровой экономике. В исследовании приняли участие руководители предприятий, коммерческих отделов и маркетинговых служб 148 производственных и промышленных предприятий малого, среднего и крупного бизнеса на территории России. Опрос проводился в январе 2025 года.

19.03.2025

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика

БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика
БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика. Разнообразный, пестрый и таинственный мир бытовых образов, впервые ставших в XV–XVII веках предметом столь пристального художественного интереса, раскрывается здесь и в его живописной стилистике, ренессансной или барочной, и в его смысловых подтекстах, светских и религиозных. Книга адресована как специалистам искусствоведам, так и всем, кому интересен мир старинных картин и старинного быта. Книга доктора искусствоведения М. Н. Соколова, посвященная западноевропейской жанровой живописи XV—XVII веков, предлагает радикально новый взгляд на содержание светского искусства этого периода. Автор использует многочисленные современные работы на эту тему, но в то же время критикует их за чрезмерную односторонность. Согласно его мнению, понимание ранних жанров не должно сводиться к мотивам «критики нравов», «обличению человеческих грехов» либо просто к «смеховой разрядке». Ни сатирические или негативно-дидактические, ни чисто смеховые черты жанровой живописи не дают ключа к постижению ее принципиальной образной новизны. М. Н. Соколов выдвигает гипотезу, которая, с его точки зрения, может пролить свет на сущность этой новизны. Почти все раннежанровые образы были проникнуты культом Природы как универсального начала, регулирующего жизнь и противостоящего традиционному средневековому теоцентризму. Достигшее особого расцвета на рубеже нового времени, почитание Природы-Матери сочетало в себе гуманистическое философское умозрение с утопической поэзией. Поэтому оно находило активный отклик именно в художественном сознании, порождая стиль, который можно условно назвать натурфилософским реализмом. Наряду с Природой важнейшее значение для сложения этой эстетической модели имели понятия Любви, Фортуны, Смерти и Времени как космических энергий, предопределяющих течение и природного, и историко-социального бытия. Бытовые жанры непосредственно отразили эти новые взгляды на человека и природу. Автор последовательно рассматривает как процессы обмирщения, жанризации религиозного искусства, так и возникновение самостоятельных светских бытовых изображений в нидерландской (а затем голландской и фламандской), немецкой, французской, итальянской и испанской школах. При этом особое внимание уделяется свадебно-семейным образам, иконографии человеческих возрастов, детства и старости, мотивам бедности и богатства, кухонным сценам, иконографии игр, народных празднеств, трудовых процессов. Специальные главы посвящены символике Пути Жизни, объединяющей сразу несколько важных иконологических линий, крестьянским образам, а также Садам Любви, в наиболее наглядной форме выражающим утопические чаяния ренессансного гуманизма. Шедевры Яна Ван Эйка, Босха, Дюрера, Джорджоне, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рубенса, Веласкеса, Халса, Вермера, Рембрандта и братьев Леяен рассматриваются в книге наряду со многими менее известными, но по-своему значительными произведениями. Самобытность аргументации в сочетании с богатством иллюстративного материала делает книгу увлекательной и для специалистов, и для широких кругов читателей

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.03.2025 - 23:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация