Статьи

Контроль склада по остаткам OOS

Контроль склада по остаткам OOS

Конкретный товар представлен в ассортименте, но физически отсутствует на полке и на складе. Явление, называемое out-of-stock (OOS), разочаровывает покупателей, когда они не находят желаемое, и приводит к недополучению прибыли торговой точкой. По данным исследований, в России показатель OOS в два раза выше, чем в Европе. Это повод для беспокойства всех участников процесса торговли – потребителей, поставщиков и ретейлеров. О причинах возникновения OOS (out-of-stock) на полке и способах решения проблемы, рассказывают эксперты агентства мерчандайзинга Планограмма.

Что считается out-of-stock (OOS)

Понятие out-of-stock – это случаи, когда в торговой точке, на складе ретейлера или поставщика нет в наличии  конкретного SKU (единица складского хранения). При этом часто по документам он проходит, как имеющийся, но потребитель его не видит.

OOS – это еще и тот случай, когда покупатель не находит нужный товар, или, если есть похожий, но с другими качествами. Он может быть другой формы, вкуса или, вообще, другого бренда. Третий вариант – если товар есть в наличии, но он испорчен, и его нельзя употреблять. Есть случаи, когда продукт выложен в непривычном для покупателей месте, и это снижает количество потребителей, которые могли бы его купить.

Если продукт поступил на склад недавно и информация о нем еще не внесена в систему, то это не считается OOS.

Почему возникает OOS

Ошибочное прогнозирование спроса – самая распространенная проблема в работе торговых точек. Какие-то позиции были проданы быстрей, чем планировалось, а запасы не успели восполнить. Как пример, продажи цитрусовых в предновогодние дни.

Причиной OOS может стать отсутствие четкой координации действий работников склада и зала торговой точки. Например, товар поступил на склад, но персонал не торопится выкладывать его полки.

Неточности при учете, когда товары в систему занесены, но на полке отсутствуют, также могут стать причиной OOS. Иногда продукт просто похищен или повреждена часть ассортимента, это тоже приводит к появлению OOS. Оut-of-stock может стать следствием фантомной инвентаризации, когда система показывает конкретную учетную единицу, но фактически ее нет.

Причиной появления OOS могут быть ошибки в логистике поставщика. Ретейлер при заказе оговаривает график доставки и рассчитывает, что в назначенный срок продукция прибудет и будет выложена на полки. Если поставщик опоздал, то полки некоторое время будут пустовать, что повлияет на ожидаемую прибыль и поставщика и ретейлера.

Очень часто при раскрутке новой марки не учитываются производственные мощности. Продукт так активно продается, что производитель не успевает его изготовить. И как следствие – появление OOS в торговой точке. При этом обмануты ожидания уже покупателя и ретейлера.

Как решать проблемы отсутствия товара

Прежде всего, необходимо определить SKU, по которым есть out-of-stoc, время его возникновения и периодичность. Понять, имеет ли влияние на отсутствие товара промо или OOS по какому-то другому SKU.

Анализируя эти данные, можно исправить ситуацию, увеличив, к примеру, объем и частоту заказа и создав «страховой» запас наиболее востребованных SKU. Если есть необходимость, то скорректировать прогноз продаж. Следует обратить внимание на «человеческий фактор» и проверить отчеты и итоги ревизий – ошибка может найтись там. Проверка выкладки на соответствие планограмме и корректность ценников также может выявить недостатки, влияющие на возникновение OOS.

Если проблемы не решать, то со временем они проявятся в потере лояльности покупателей к магазину или к конкретному бренду. Исследования показали, что даже при трех случаях возникновения OOS риск потерять покупателя достигает 20%. При трехкратном повторении он увеличивается до ощутимых для торговой точки 70%.

Покупатель, сталкиваясь с OOS, может предпочесть другой бренд, а это потеря у производителя. Если он покупает этот же товар в другой сети, то здесь теряет ретейлер.

Логику покупателя предугадать сложно. Она может зависеть от приверженности к бренду, от желания купить именно здесь и сейчас, или от невозможности купить в другом магазине по причине его отсутствия поблизости.

Данные исследований показывают, что для поставщиков самые большие потери из-за OOS в тех категориях товаров, к которым лояльность покупателей очень высока, то есть в зоне риска – лидеры продаж, востребованные товары.

Повысить эффект «последней мили»

Чаще всего OOS появляется, когда активность покупателей возрастает, и персонал не успевает выкладывать товар. Как правило, это происходит в пятницу, субботу, воскресенье.

Уровень OOS зависит и от формата магазина. Если взять универсамы и супермаркеты, то качество обслуживания в них выше чем, в гипермаркетах. Объясняется это меньшим ассортиментом и большим числом сотрудников в торговом зале. Интересен тот факт, что огромный ассортимент и большой запас не решают проблему OOS. Напротив, из-за затоваривания склада и замедления операций по выкладке, ведущей к низкой доступности товаров, OOS увеличивается.

Товар идет по цепочке «производитель – склад магазина – полка». Но по мере продвижения продукта к покупателю, качество обслуживания ухудшается. Особенно это чувствуется в торговом зале. И оказывается, что даже полная и своевременная доставка товара совсем не гарантирует его доступность для покупателя. Именно эффект «последней мили», то есть уровень сервиса в зале, является основным показателем эффективности (KPI) работы производителя и ретейлера.

Как сократить OOS

Главное в этом вопросе все-таки – это осознание проблемы руководителями торговой точки. Только они могут мотивировать персонал на сокращение OOS. Принято считать, что достичь успеха можно, применяя простые решения. Оптимизировать, к примеру, график поставок, усовершенствовать процесс пополнения полок, установить необходимые бизнес-процессы и т.д. Иногда даже повышение дисциплины персонала может помочь сократить OOS.

И все-таки методы по сокращению OOS – это систематические измерения. Мировая практика предлагает два способа измерений OOS – физический аудит и электронные отчеты о продажах. Данные предоставляются аудиторам, которые анализируют всю цепочку от момента загрузки до корзины покупателя: заказы, поставки, продажи, потери, и находят слабые места.

Применение этой, так называемой, методологии ECR (Эффективная реакция на запасы потребителей), опирающейся на данные системного аудита, становится основой успешного сотрудничества поставщика и ретейлера.

OOS – достаточно распространенная проблема, характерная для всех форматов магазинов. Она становится причиной потери части прибыли ретейлом и ухудшения отношения к бренду покупателей. Избежать ее непросто, но можно уменьшить риски возникновения out-of-stock, если размещать товар на полке вовремя и успевать заказывать новые поставки.

27.07.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.12.2024 - 12:11
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация