Статьи

Приложение "Город", карта "Тройка" и "Магнит" запустили пилотный совместный проект – выиграет ли от него ритейл?

Приложение "Город", карта "Тройка" и "Магнит" запустили пилотный совместный проект – выиграет ли от него ритейл?

Как приложение «Город» в разгар пандемии совместно с Московским метрополитеном и розничной сетью «Магнит» запустило программу с беспрецедентно большим кэшбэком, и чем это обернется для ритейла.

Мила Кретова, руководитель проектов агентства Trendfox.

Последовавший за пандемией коронавируса финансовый кризис сказался даже на относительно благополучном продуктовом рынке: покупатели стараются меньше тратить, а производители думают, какие косты порезать без потери качества продуктов. 

Московский метрополитен, приложение «Город» и розничная сеть «Магнит» запустили пилотный проект, призванный помочь экономить и тем, кто производит, и тем, кто покупает.

Но выиграет ли от этого ритейл?

Как это работает

Чтобы получить кэшбэк в «Магните» (на некоторые позиции он составляет до 50% цены), держатель карты «Тройка» должен скачать приложение «Город» и зарегистрировать в нем свою карту. Но это еще не все: в магазине покупатель сканирует товары на полке, получает информацию о самом товаре, кэшбэке на него и отзывы других покупателей. 

После совершения покупки он сканирует чек и в его личный кабинет поступают начисления, которые можно потратить на пополнение карты «Тройка», оплату мобильной связи или товары и услуги партнеров программы. 

По данным оператора приложения «Город», за неполных два месяца работы общая сумма кэшбэка, полученного пользователями, составила более миллиона рублей. 35% клиентов потратили кэшбэк на пополнение мобильного телефона, 20% – на пополнение карты «Тройка», 45% приобретали товары у партнеров приложения «Город».

«Задача, которую решает этот проект Московского метрополитена и «Магнита», глубже, чем просто помочь людям сэкономить в этот непростой период, – говорит основатель программы лояльности «Город» Владимир Горбунов. – Мы формируем новую модель поведения, учим людей более осознанно подходить к покупкам. Например, сканируя продукты, можно увидеть их КБЖУ и сделать выбор в пользу более здорового питания».

За чужой счет

Идея программы лояльности, привязанной к городской транспортной карте, не нова. Так, например, в Гонконге транспортную карту можно использовать как банковскую, для оплаты любых товаров и услуг, а в Токио карта метро предлагает пользователям целую экосистему различных услуг.

Москва, претендующая на звание одной из самых высокотехнологичных столиц мира, предложила еще более многофункциональную программу лояльности с возможностью продуктового кэшбэка. Однако не за свой счет. 

Продуктовый кэшбэк предполагает, что производитель сам обеспечивает возврат средств покупателю. Для него это возможность вести коммуникацию напрямую по акционной модели, минуя ритейлера.

Пока пользователям приложения «Город» кэшбэк возвращает не производитель, а ритейлер. По словам представителей сети, участие в программе позволило привлечь более молодую аудиторию и увеличить возвратность покупателей: «По итогам первого месяца работы мы видим, что возвратность покупателей, хотя бы раз сканировавших товары, составила 12% в течение 7 дней после первого сканирования», – заявил директор по инновационному развитию и партнерству сети «Магнит» Павел Орлов.

Утекающие бюджеты

Программы продуктовых кэшбэков, возможно, выгодны для производителей.

Так, например, «Макфа» активно использует инструменты продвижения, связанные с выплатами кэшбэка. «Это позволяет давать скидку покупателю напрямую от производителя продукции, а не от торговой точки, где происходит покупка, – поясняет руководитель отдела маркетинга ОАО «Макфа» Максим Удодов. – А скидка – это всегда положительные эмоции для покупателя. И в данном случае они будут ассоциироваться с торговыми марками нашей компании MAKFA и Grand di Pasta».

Кроме того, технология позволяет сразу видеть своего покупателя. «Приложение “Город” мобильно, мы постоянно получаем обратную связь от участников и делаем обновления, – говорит Владимир Горбунов. – Уже сейчас производители могут получить максимально подробный портрет тех людей, которые сканируют их продукты. Это в разы информативнее тех отчетов, которые им обычно предоставляют ритейлеры. В ближайшем будущем продавцы смогут сами предлагать размер кэшбэка с учетом предложений конкурентов».

По сути, это означает, что производители смогут сэкономить на маркетинговых бюджетах, которые сейчас уходят ритейлерам. 

«Не стоит на этот счет обольщаться, – сомневается основатель компании «Лесная диковинка» Артем Бобцов. – При подписании договора о заходе на полку ритейлер все равно учтет свои интересы: будут и бонусы, и ретробонусы, и обязательные акции. Коммуникация с потребителем напрямую станет для производителя дополнительной  тратой. Пожалуй, этот инструмент мог бы быть полезен производителям товаров премиального класса, где очень подробный портрет целевой аудитории действительно нужен».

Реальные перспективы

За технологиями будущее, уверен партнер рекламного агентства «Точно» Кирилл Фомичев. «Продуктовый кэшбэк может быть интересен производителям и как программа лояльности, которая будет ассоциироваться с ними, а не с ритейлером, и как инструмент для более четкого таргетирования, — говорит Кирилл Фомичев. — Ритейлеры же, в свою очередь, становятся более технологичными: кассы без продавцов и товарный кэшбэк без магазинных маркетологов — это будущее, которое обязательно настанет».

Но это не означает, что магазины в том виде, в котором мы привыкли их видеть, скоро исчезнут. По мнению эксперта, все равно останутся люди, которым важно именно обслуживание (это более премиальный сегмент). И, кроме того, для полной автоматизации пока не хватает решений. 

«Собрав огромную тележку продуктов, покупатель идет на кассу с продавцом, потому что ему легче выложить покупки на ленту и потом сложить их в сумки, чем самостоятельно выкладывать, сканировать и упаковывать на автоматической кассе. А сканеры, которые считываю сразу все товары в корзине, еще не стали повседневностью», – добавляет Кирилл Фомичев.

Ритейлеры тоже сомневаются, но скорее в том, что продуктовый кэшбэк как-то существенно изменит распределение рекламных и маркетинговых бюджетов.

«Магазин получает прибыль с квадратного метра, – рассуждает владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка» Константин Пинигин. — Ритейлер представляет свой товарооборот на каждой точке и контролирует маркетинговую активность, чтобы он оставался на нужном уровне. Мы предлагаем нашим поставщикам участвовать в акциях, но это не обязательно. Если поставщик предпочтет сам вести коммуникацию с покупателем, давая ему кэшбэк на свою продукцию, это его право. Сети важно, чтобы при этом сохранялся уровень товарооборота.

Другой вопрос, что производителю тогда придется самому следить за тем, чтобы его товар на полке не закончился, при том, что сеть сама определяет размер закупки. Значит, сети и продавцу нужно будет договариваться, как продавец будет реализовать свой товарный кэшбэк с учетом интересов ритейлера. К любому новому маркетинговому инструменту нужно адаптироваться, и это обоюдный процесс. Не думаю, что товарный кэшбэк заставит производителей полностью отказаться от классических, проверенных инструментов продаж».

Технологические компании регулярно предлагают ритейлу революционные решения. Уже давно обсуждается создание магазинов без кассиров. Крупные ритейлеры в Китае даже сделали попытку перейти на полную автоматизацию покупок в зале, однако потерпели неудачу. Ритейл меняется, но не так быстро и, как правило, эволюционно, а не революционно.

03.12.2020

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.12.2024 - 21:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация