Про дизайн

Навигация в доме-музее Марины Цветаевой

Навигация в доме-музее Марины Цветаевой

По адресу Борисоглебский переулок, 6 расположен доходный дом конца XIX века. В одной из его четырех квартир с 1913 по 1923 год, вплоть до эмиграции, жила Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, прозаик и переводчица. К 125-летию со дня рождения Цветаевой в доме проводится ремонт, в рамках которого в студии создана система навигации по особняку.

Гости в доме

Движение в доме сложно организовано вокруг лестниц. Гостям сначала нужно спуститься вниз за билетами, а затем подняться на 1-й или 2-й этаж, где расположены выставочные залы и квартира поэтессы. Несмотря на сложность маршрута, навигационных знаков немного, поэтому они не загромождают пространство. Содержание указателей тоже предельно простое: в квартиру — наверх, за билетами — вниз.

Стрелки повторяют траекторию движения гостей в доме. Сначала вниз. Затем наверх.

Выставочные залы пронумерованы так же, как бывшие квартиры. Небольшая историческая справка о каждой из них создает у гостей представление о характере дома и его жильцах.

Истории подсказывают, что Цветаева занимала не весь особняк

Большинство знаков изготовлены из камня. Они имеют приятный объем и едва заметную текстуру, которые созвучны общему облику дома.

Мемориальная квартира

В квартире № 3, где жила поэтесса, располагается основная экспозиция музея. Внутри все приближено к реальной обстановке 1910-х годов, поэтому навигации закономерно нет, а у входа гостей встречают аннотация и объемный план.

Вход в квартиру. Аннотация с планом расположены сразу напротив лестницы. Гости изучают план, не мешая входящим и выходящим людям

Цветаева справедливо называла квартиру нагромождением комнат. Чтобы помочь посетителям разобраться в хитросплетении пространств, на плане для каждого помещения выбран яркий и запоминающийся объект из обстановки.

Приятные мелочи

Кружа по дому, рано или поздно гости попадают на черную лестницу — здесь продолжается рассказ про историю здания.

Служебные помещения заперты, но обозначены ненавязчиво — на ручках дверей висят небольшие ярлыки, которые не привлекают к себе внимания и не портят ощущение от экспозиции.

Табличка заметна только у самой двери

Создание навигации в доме-музее Марины Цветаевой

Знакомимся на экскурсии с домом. Отметаем идеи про почерк, стихи, цитаты, книжные листы и тому подобное. В музее все про Цветаеву — навигации в этом хоре не место. Зато есть дом. Дом, в котором жила не только поэтесса, дом, который тоже имеет свою маленькую историю. Например, вот так.

Проходит пара месяцев.

Подготовка

Отправляемся на вторую экскурсию. Музей формулирует задачи: — Провести гостя от входа к кассам, от касс — к экспозиции. Гости могут обходить залы в любом порядке, но не попасть к кассам не могут.  — В мемориальной квартире навигации не будет, поэтому нужна схема квартиры для стенда с аннотацией и буклетов. — Нужно придумать, как назвать или пронумеровать залы. — Нужно закрыть многочисленные служебные двери так, чтобы не выжечь все вокруг надписями «Прохода нет!».

Записываем экскурсию на диктофон, делаем пометки на чертежах, фотографируем важные места для последующего анализа в студии и презентационных картинок, снимаем видеопроходы по основным маршрутам, чтобы точно знать, что видит гость, а что нет. Словом, готовим материал для того, чтобы в музей дальше требовалось ходить по минимуму.

Старт

Широкими мазками прикидываем логику: здание сложное, жесткого маршрута внутри нет, и в любой точке должно быть понятно, где квартира Цветаевой, билеты и выход. Планировка внутри залов тоже сложная: некоторые комнаты идут анфиладой, другие тупиковые. Все очень сложно переплетено, и это не тот дом, где стоит на каждом углу стрелочки ставить.

Если взглянуть широко, то сказать нужно немного: — квартира Цветаевой где-то наверху; — билеты и гардероб внизу, в подвале; — а посередине — выставочные залы.

Чем раньше поселим это знание в голове гостей, тем меньше придется развешивать знаков повсюду.

Поместим сразу на встречающей стойке: квартира — наверх, билеты — вниз. Вот и решение.

Следом разбираемся с нумерацией залов. На первом этаже их пять, на втором, помимо квартиры Цветаевой, один. Не называть же их по порядку. На помощь приходит идея с историей дома. Залы располагаются в бывших квартирах, у квартир были номера, ими и воспользуемся для ориентирования. Не беда, что залов больше, чем квартир, — достаточно завести гостя в нужную дверь с лестницы, а дальше он сам разберется, как двигаться, экспозиция подскажет.

Докручиваем тему с историей дома в номерах и текстах на стенах. Примерно очерчиваем остальные детали.

Вишенкой на торте становится идея, которая погрузит гостей в атмосферу времени еще до начала экспозиции. (Пока ждет реализации.) Собираем первую презу для заказчика.

Пока есть время перед презентацией, думаем еще. Почему бы не сделать номера квартир пропитанными духом дореволюционной типографики. Отправляемся на «Коллекционерус» и собираем второе направление с номерами квартир.

Презентуем. Заказчик колеблется и выбирает первое направление.

Проработка

Окей, идеи приняты — пора найти стиль верстки, определиться с местом для каждой таблички, выбрать материалы и способы производства.

Создаем черновик расположения знаков на плане, в зависимости от вектора взгляда разных потоков.

Берем несколько указателей в текущей верстке, чистую бумагу, маркер и снова отправляемся в музей. На месте принимаем решение, где и что уместно написать, а где нет. Несколько раз проходимся с заказчиком по маршрутам, правим и получаем точное наполнение каждого знака.

Параллельно развиваем верстку.

Независимо от принятых решений продолжаем примерять макеты в музее, оттачиваем формулировки, носим варианты арт-диру.

Верстка скучная. Заход в титулы не встречает понимания у арт-директора.

Крутим еще.

Появилась интересная игра в наборе, финал где-то уже близко.

Примеряем и снова уточняем формулировки.

Неплохо, но, кажется, теперь нужно слегка успокоить.

В итоге собираем три подхода к верстке и показываем арт-директору.

Арт-директор выбирает второй вариант.

Разверстываем и отдаем на просчет в производство, держим в голове, что режимка пока ни к черту и еще пару знаков точно придется переверстать.

Параллельно прикидываем носитель со схемой квартиры. Отдаем иллюстратору эскиз плана, предварительно рассказав, как все устроено, и снабдив фотками.

Иллюстратор возвращается с красотой. Примеряем и оцениваем масштаб.

Верстаем формат с аннотацией, который тоже проходит путь от «скучно» до «норм».

Ставим подписи.

Выбираем материалы и отдаем в производство.

Монтаж

Размечаем места для каждого знака и в день X отправляемся помогать рабочим принимать верные решения.

Готово.

Состав творческой группы:

арт-директор: Артемий Лебедев
дизайнер: Марк Родионов
иллюстратор: Алена Софьина
редактор: Анна Ватриковская
переводчик: Татьяна Козлова
менеджеры: Ольга Каллаур, Светлана Кост

22.05.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.03.2025 - 23:57
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация