"Яндекс" начал снова терять долю поискового рынка
Компания считает, что в этом виноват Google, не исполняющий предписание ФАС.
Этим летом «Яндекс» активно теряет долю в поисковых запросах россиян, следует из данных Liveinternet. Еще в мае на «Яндекс» приходилось 57% запросов на поиск информации, в июне его доля снизилась до 56,4%, в июле – до 56,1%, в августе – до 55,9%, в сентябре – до 55,7%. И сейчас она продолжает снижаться: по данным на середину октября, она составляет 55,3%. Получается, за лето «Яндекс» потерял 1,1 п. п. поискового рынка рунета, с сентября прошлого года – 1,7 п. п.
Зато Google, основной конкурент «Яндекса» в рунете, свою долю стремительно наращивает: с начала года она увеличилась сразу на 4 п. п., за лето – на 1,7 п. п. С мая по сентябрь этого года доля американской компании выросла с 36,6 до 38,3%, а в середине октября она достигла 39%. В сентябре и октябре 2015 г. доля Google составляла 34,9%. Два года назад, в сентябре 2014 г., доля «Яндекса» составляла 60,1%, Google – 30,9%. Данных за прежние годы Liveinternet не публикует.
И Google, и «Яндекс» зарабатывают прежде всего за счет размещения контекстной рекламы в результатах поиска.
В своих последних презентациях для инвесторов «Яндекс» приводит статистику по поиску с 2008 г. Из этих данных следует, что последний раз доля «Яндекса» была ниже как раз летом 2008 г. – 54,9%. У Google тогда было 21,5% поиска. Самая высокая доля у «Яндекса» была в 2011 г., следует из презентации компании, с тех пор она постепенно снижалась. Компании удалось зафиксировать цифры в начале года и держать долю вплоть до лета. Проблемы с долей в поиске «Яндекс» объяснял прежде всего растущей популярностью смартфонов и доминированием на этом рынка Android, операционной системы Google.
На настольных компьютерах доля «Яндекса», по собственным данным, стабильно держится на уровне 65%, уверяет представитель компании Ася Мелкумова, но на общую ситуацию продолжает влиять растущий мобильный трафик и препятствия продвижению «Яндекса» на платформе Android. Конкретные причины снижения доли именно за последние месяцы она не объясняет.
«Яндекс» пожаловался на Google в ФАС зимой прошлого года, после того как три производителя Android-фонов – Fly, Explay и Prestigio – отказались предустанавливать на свои устройства сервисы «Яндекса», сославшись на условия договоров с американской компанией. Прошлой осенью ФАС признала Google нарушителем закона о защите конкуренции: компания, по мнению ведомства, препятствовала предустановке на Android приложений конкурентов. ФАС предписала Google устранить нарушения.
Но Google продолжает нарушать антимонопольное законодательство, игнорирует предписания ФАС и навязывает производителям телефонов на Android предустановку своего поиска, это прямо влияет на доли других игроков, сетует Мелкумова. Предустановка поиска на смартфоны и другие мобильные устройства увеличивает аудиторию этого сервиса. В среднем доля «Яндекса» на устройствах Android не превышает 40%, но если его поиск по договоренности с производителем становится сервисом по умолчанию, эта цифра резко увеличивается до 70%, указывала российская компания в жалобе ФАС.
Правда, в июле этого года гендиректор российского офиса «Яндекса» Александр Шульгин сообщил, что решение ФАС уже помогло компании и доля поисковика на Android с конца июня растет (на сколько, не сказал). Компании, по его словам, уже удалось заключить несколько договоров с производителями о предустановке сервисов.
Летом люди больше отдыхают и чаще пользуются смартфонами и планшетами, где в поиске доминирует Google, говорит близкий к «Яндексу» человек. В прошлом доля «Яндекса» заметно снижалась в течение нескольких месяцев, например, из-за новых механизмов дистрибуции Google. Так, в 2011 г. Google отключил для российских пользователей своего браузера Chrome возможность выбора поисковика при первом запуске, фактически вынудив их пользоваться собственным. В результате за год с января 2011 г. по январь 2012 г. доля «Яндекса» сократилась на 4,8 п. п. до 59,6% (данные счетчика Liveinternet.ru).
Представитель Google отказался от комментариев.
Аналитик «Уралсиба» Константин Белов связывает снижение доли «Яндекса» с долгосрочным трендом роста мобильного трафика, где позиции российского поисковика изначально слабее, чем у Google. Но на рекламные доходы «Яндекса» это пока не влияет, указывает он. Он не ждет быстрых изменений, если даже Google выполнит предписание ФАС: пройдет время, пока «Яндекс» договорится с производителями и пользователи купят новые телефоны. Аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович, напротив, полагает, что эффект может быть довольно быстрым, но только если «Яндекс» договорится о предустановке с крупным производителем – к примеру, Samsung или Lenovo. Аналитик уверен, что единственная причина снижения доли «Яндекса» – давление Google. Что происходит именно в последние месяцы, он и Белов не знают. Эти проблемы с мобильным трафиком в краткосрочной перспективе не скажутся на доходах «Яндекса», согласен Венгранович, настольные компьютеры доминируют в рунете, а мобильная реклама приносит компании не больше четверти доходов. Доля мобильной рекламы в выручке «Яндекса» даже немного сократилась: во II квартале этого года она принесла 22% выручки, год назад – 23%. Доля мобильного трафика в поиске выросла за тот же период с 24 до 27%, указывает Венгранович.
Advertology.Ru
12.10.2016
Еще статьи по теме
- Яндекс планирует закрыть сделку с eLama летом 2024 года - 07.02.2024
- Игорь Лутц: на замену Google и Meta* выходят маркетплейсы - 16.06.2022
- В Рунете отказываются показывать рекламу от Google - 10.03.2022
- Google открывает набор на новый поток акселератора Google Growth Lab - 09.02.2022
- "Русская Медиагруппа" первой протестирует новый формат аудио-объявлений Google - 28.01.2022
- Инклюзивность в бизнесе: Google запустил рекламную кампанию Поиска, героями которой стали люди с инвалидностью по слуху - 04.12.2021
- Исследование IAB Russia: влияние ограничений Google и Apple на измерения медийной рекламы - 30.11.2021
- Apple тайно закупает рекламу в Google для роста дохода с комиссий App Store - Forbes - 17.11.2021
- YouTube: секреты креатива в рекламе FMCG - 11.11.2021
- Жизненно важные приложения - 19.10.2021
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий