Статьи

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей

Зрители все чаще смотрят тематические каналы, а не федеральное ТВ, но на доходы телекомпаний это пока не влияет.

Аудитория пяти крупнейших в России телеканалов в прошлом году снизилась или в лучшем случае не выросла – как у ТНТ, следует из данных аналитической компании TNS. Это произошло впервые за много лет. В список крупнейших каналов страны входят «Первый канал», «Россия 1» (управляется госхолдингом ВГТРК), НТВ, ТНТ (ими управляет «Газпром-медиа») и СТС (холдинг CTC Media).

Доля зрителей, смотревших каждый из этих каналов хотя бы раз в сутки, в общем числе людей, включивших телевизор, была в прошлом году ниже, чем в 2014 году. Уменьшились их доли не только в общем количестве телезрителей, но и в той аудитории, которую каждый из каналов считает для себя целевой и контакты с которой продает рекламодателям. От последнего показателя напрямую зависят доходы телекомпаний.

ТВ – крупнейшее медиа в России с точки зрения как аудитории (хотя бы раз в месяц его смотрит 99% населения страны), так и рекламных бюджетов (на эфирные каналы приходится около половины национального рынка рекламы). Хотя бы раз в месяц пять крупнейших федеральных каналов смотрит подавляющее большинство жителей страны. Рекламодатели тратят на продвижение в эфире этих каналов около 65% всех телевизионных бюджетов (расчеты «Ведомостей» на основе отчетности телекомпаний и данных Ассоциации коммуникационных агентств России, АКАР).

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей.

Самым популярным каналом страны остается «Первый», но доля этого канала в его целевой аудитории (зрители 14–59 лет), по данным TNS, уменьшилась в 2015 г. на 1 п. п. до 12,6%. Больше всего зрителей из всех каналов топ-5 потерял СТС: его доля в целевой аудитории (зрители 10–45 лет) снизилась на 1,9 п. п. до 8%. По доле среди всех зрителей СТС теперь только шестой – его место в пятерке занял «Пятый канал» (аудитория которого, впрочем, тоже уменьшилась). Самые скромные потери по доле у ТНТ – минус 0,4 п. п. до 12,8% (среди зрителей 14–44 лет). Фактически аудитория ТНТ не снизилась, а просто не выросла, уточняет директор по ТВ-исследованиям TNS Ксения Ачкасова. Это подтверждается и данными по рейтингу ТНТ (доля людей, включающих этот канал хотя бы раз в сутки, в населении страны). Если у других каналов, входящих в топ-5, снизился и этот показатель тоже, т. е. зрителей стало меньше, то у ТНТ он остался прежним (1,6% в целевой аудитории). В отличие от других крупнейших каналов, у ТНТ аудитория вплоть до 2015 г. стабильно росла.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст заявил «Ведомостям», что «данные TNS устарели и не отражают практику просмотра каналов российскими зрителями»: по данным собственной службы измерений этой телекомпании, аудитория «Первого» и «России 1» в последние годы только растет.

«А если ссылаться на TNS, дай им бог здоровья, то среди 100 самых популярных программ российского ТВ в 2015 г. большинство – проекты «Первого», – добавил Эрнст.

Зрителей начали терять крупнейшие каналы – это показывает, насколько далеко зашла фрагментация телевизионной аудитории в России. Зрители все чаще находят интересные для себя программы на небольших эфирных и на платных каналах, транслируемых кабельными и спутниковыми операторами. В прошлом году выросла аудитория многих эфирных каналов, не входящих в топ-5 («Домашний», ТВ3, «Пятница», РЕН ТВ, «ТВ центр», Disney, «Карусель» и т. д.), следует из данных TNS. Заметно прибавилось зрителей и у так называемого тематического ТВ (в основном неэфирного). Если совокупная доля трех крупнейших каналов («Первого», «России 1» и НТВ) снизилась в последние три года с 41 до 36,5%, то доля тематического телевидения (TNS измеряет аудиторию примерно сотни таких каналов) выросла с 10,2 до 15,8% (см. график).

«Ничего удивительного: мы идем по тому же пути, что и европейские страны, где на тематические каналы приходится около 20% аудитории, – указывает руководитель подразделения развлекательных телеканалов «Газпром-медиа» Артур Джанибекян. – В России через несколько лет на тематические каналы тоже будет приходиться 20%, что, конечно, означает дальнейшую потерю аудитории крупнейшими каналами». «Газпром-медиа» владеет как эфирными каналами, так и тематическими, напоминает он. О том же говорит гендиректор CTC Media Юлиана Слащева: «Фрагментация аудитории нарастает, зрители, особенно молодые, распределяются по все большему числу каналов». Первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский, наоборот, не склонен придавать большого значения падению аудитории крупнейших каналов: «Мы говорим о нескольких процентах за несколько лет. А время просмотра крупнейших каналов практически не снизилось».

Крупнейшие каналы из-за фрагментации теряют зрителей, но не деньги, уверяют собеседники «Ведомостей». Хотя аудитория тематического ТВ растет, рекламодатели не перемещают туда бюджеты – во всяком случае, не такими темпами, указывает гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев: «Рекламодателям нужен охват аудитории, а собирать зрителей по десяткам тематических каналов, которые вправе размещать рекламу, сложно и неэффективно. И в кризис, когда рекламные бюджеты сокращаются, этот вопрос не слишком актуален». По данным АКАР, за первые девять месяцев прошлого года рынок ТВ-рекламы в России упал на 19% до 90,3–90,8 млрд руб. (данных за весь 2015 год нет). Уменьшение суммарной доли крупнейших каналов, естественно, снижает объем инвентаря, говорит представитель Vi Антон Чаркин, но сих пор это компенсировалось ростом цен на размещение рекламы в эфире этих каналов: «Большой федеральный канал – это всегда большой федеральный канал. Ведь бриллиант в 100 каратов дороже, чем 10 бриллиантов по 10 каратов. Соответственно, рынок деньги не теряет».

Слащева добавляет, что из-за кризиса практически ни один из каналов не распродает рекламный инвентарь полностью, так что снижение аудитории не сказывается на их финансовых результатах: «Но если и когда рекламный рынок выровняется и когда доля тематического ТВ превысит 20%, это может стать серьезным риском для крупнейших телекомпаний». Златопольский же указывает, что крупнейшие каналы остаются основными производителями телеконтента в стране, поэтому задача телекомпаний – распространять этот контент на максимальном числе платформ: эфирном и кабельном ТВ, в интернете, на Smart TV и мобильных устройствах: «Так мы обеспечиваем доступ к максимальному числу зрителей и защищаем доходы».

Ксения Болецкая, "Ведомости"
Advertology.Ru

26.01.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 10:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация