Статьи

Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства

Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства

В Москве в Центральном павильоне ВДНХ завершилась 6-я Московская биеннале современного искусства. На ее месте до 11 октября открыта выставка документации всего того, что сделано художниками и мыслителями за десять дней работы мероприятия. 

 

Пожалуй, ни одна биеннале за всю историю не вызывала так мало интереса у внешнего мира и столь горячие споры в профессиональном сообществе. Мероприятие, прошедшее под заголовком "Как жить вместе?", собрало около полусотни участников под куполом Центрального павильона ВДНХ, породило примерно столько же видеороликов на официальном канале в YouTube и закончилось на высокой ноте — выступлением бывшего министра финансов Греции Яниса Варуфакиса.

Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства.

Господин Варуфакис предсказуемо громил глобальный капитализм и выглядел не государственным мужем, а американским левым университетского толка (кем собственно он и является на самом деле). Его выступление на закрытии биеннале вызвало наибольший приток публики. Посещаемость лекции Яниса Варуфакиса сравнима только с давкой в ВИП-зоне прощальной вечеринки биеннале, превратившейся в квест, в ходе которого люди блуждали по павильону в поисках бумажных браслетиков, обеспечивающих доступ к шампанскому. Все это происходило под гром лопающихся шариков: художник Андрей Кузькин надувал их и отдавал гостям вместе с острым гвоздем. У каждого был выбор — резать или нет, и люди, спасшие шарики, чувствовали себя как новоиспеченные хозяева милых щенков и котят, взятых из приюта. Андрей Кузькин умеет превратить исключительно простые вещи в вопросы (и метафоры) жизни и смерти.

Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства.

К сожалению, почти во всем остальном биеннале выглядела бледно. Кураторы Барт де Баре, Дефне Айяс и Николаус Шафхаузен настаивали на том, что у мероприятия революционный формат. Процесс создания искусства не менее важен, чем результат, говорили они, и поэтому зрителям предоставляется уникальный шанс наблюдать за тем, как рождается искусство, а заодно и вникать в перформансы, происходящие каждый день. Все бы хорошо, да только идея насчет процесса крайне банальна, а отладить синергию на площадке, страдающей от громогласной сталинской акустики, так и не удалось.
 
Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства.
 
Например, перформанс Габриэля Лестера предполагал исполнение струнным квартетом музыки, сочиненной около 1915 года, то есть ровно 100 лет назад, но через 20 минут после начала зал сотрясался от усиленного микрофонами голоса комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, и не подозревавшего о том, что он портит чужую вещь. Накладки подобного рода случались постоянно. На открытии нам обещали, что господин Варуфакис будет выступать не один, а в диалоге с крупнейшим специалистом по мегаполисам и глобализму Саскией Сассен. В результате они приехали по отдельности, и их выступления, основанные на давно осмысленных и доступных в том же YouTube лекциях и спичах, впечатления не производили.
 
Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства.
 
Еще кураторы обещали, что биеннале торжественно закроет министр культуры РФ Владимир Мединский. И следа его в последний день не было. Наконец, нам разрекламировали эту биеннале как самую короткую — всего десять дней, но после планировался целый месяц выставки документации. У оргкомитета, однако, нечем платить аренду на ВДНХ, и поэтому выставка закроется 11 октября, а не 1 ноября.
 
Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства.

Все это выглядит грандиозным мыльным пузырем, но внутри профессионального сообщества мнения разделились. Для художников-участников проекта работа бок о бок с коллегами была незабываемым опытом с элементами спонтанности и непредсказуемости, которым на обычных биеннале не место. Другие вспоминали далекий 2005 год и разборки между господином Бакштейном и куратором Виктором Мизиано, который хотел сделать именно такую биеннале, как эта,— с лекциями, перформансами, в общем, процессуальную, а не визуальную. Господин Бакштейн и сочувствовавшие ему художники тогда написали донос в Минкульт, обвиняя господина Мизиано в том, что он хочет замотать имиджевый для русской культуры проект в бесконечных обсуждениях. Теперь вот, с опозданием на десять лет, биеннале выглядит так, как могла бы в то время, когда эти идеи были еще актуальны.

Закончилась 6-я Московская биеннале современного искусства.

Третьи, наконец, рассмотрели биеннале с точки зрения теории множеств итальянского философа Паоло Вирно и увидели в мероприятии реализацию идеи мирного и продуктивного сосуществования ярких индивидуальностей. Но на деле биеннале скорее напомнила о сделанном Паоло Вирно вскользь замечании о городах и инфантильности: житель мегаполиса, согласно философу, живет, как ребенок, жаждой успокаивающего повторения — новостей в газетах, сериалов в телевизоре, поездок на работу и обратно. В этом смысле 6-я Московская — с ее регулярной программой перформансов, в которой были и качели, и вышеупомянутые шарики, с графоманским рисованием нефтью от Фабриса Юбера — стала идеальным детским садом нашей неустойчивой коллективности. Правда, в песочнице людям других возрастов быстро становится и скучно, и тесно.

 

 

Валентин Дьяконов (kommersant.ru)
Advertology.Ru

06.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.11.2024 - 01:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация