Итоги Шестой Московской Биеннале
В Москве завершилась Шестая Московская Биеннале современного искусства, генеральным партнером которой стал ведущий частный банк Латвии Rietumu. После окончания основного проекта Биеннале на протяжении целого месяца действовала выставка-документация, на которой были представлены работы, созданные во время Биеннале.
Основной проект, который проходил на протяжении 10 дней под заголовком «Как жить вместе?», собрал около сотни художников и участников из разных уголков мира. Свой проект представила и латвийская художница Иева Эпнере, участие которой также поддержал банк Rietumu. Официальное окончание основного проекта завершилось на высокой ноте – выступлением бывшего министра финансов Греции Яниса Варуфакиса.
Шестая Московская Биеннале проходила на 70 площадках, где были открыты 105 специальных и параллельных проектов: художники из разных регионов и стран не только делились со зрителями личными историями и переживаниями, но и обсуждали широкий спектр общемировых и локальных проблем.
Кураторы Барт де Баре, ДефнеАйяс и Николаус Шафхаузенс самого начала говорили о «революционном» формате мероприятия. Они стремились посмотреть на пространство искусства как на преимущественно публичное пространство, место для открытого диалога. Эта радикальная форма Биеннале позволила наблюдать за процессом создания искусства, увидеть все этапы рождения творческого продукта. Лекции, мастер-классы с ведущими мировыми лидерами в области социологии, экономики, а также перформансы, которые происходили каждый день, были направлены на то, чтобы понять современное искусство и найти ответ на главный вопрос.
На финальном этапе Биеннале, 21 октября,был проведен круглый стол с художниками, арт-критиками и социологами. Целью было подвести некий итог, понять окончательный ответ на ключевой вопрос: «Как жить вместе?».
Член Совета банка Rietumu Александр Гафин считает, что девиз Биеннале полностью согласуется с новыми вызовами в политической и экономической жизни Европы. «К нашему сожалению, на континенте наступило время конфронтации, санкций и противостояния; стали разрушаться, как оказалось, очень хрупкие экономические связи. Rietumu ясно ощущает новые реалии и возникающие из-за них проблемы. Руководители банка понимают, что именно искусство, для которого не существует преград и ограничений, способно привлечь внимание самой широкой аудитории к проблемам коммуникаций между странами и людьми».
Художники-участники рассказали про свои проекты и прокомментировали, как они решали задачу культурного обмена и поиска ответа на главный вопрос Биеннале.
«Одна из задач художника – фиксировать собственное время, и, с другой стороны, никак не реагировать на это. Каждый художник определяет для себя позицию: реагировать или не реагировать на события. Но при этом художник должен быть чувствительным к событиям. А вот «Как жить вместе?»–думаю, тут должны быть формы, которые организованы в виде параллельного процесса творческих инициатив», – прокомментировал Владимир Потапов, художник и участник проектов «Паноптикум»и «Расширение пространства».
Антон Николаев, художник, один из кураторов проекта «Горизонталь», отметил: «У меня появляется желание перевернуть все с ног на голову. Ведь сам факт возникновения вопроса – это «лакмус» и наличие реальной коммуникации и интереса к искусству. Все это объединяет людей и делает возможным диалог, представленный разными позициями, которые в «диком» обществе были бы маловероятны».
Московская Биеннале выступила одним из немногих международно признанных культурных символов сложной современной ситуации. Она стала еще большим событием, чем была до этого – эффективной платформой для непосредственного обмена мнениями в Евразиив контексте глобального развития.
28.10.2015
Комментарии
Написать комментарий