ФАС выдала более 1 тыс. предупреждений из-за повышения цен
Претензии ведомства коснулись как компаний, так и 26 экспертов, спрогнозировавших подорожание продуктов и товаров.
Федеральная антимонопольная служба в рамках мониторинга розничных цен с начала 2015 года выдала более 1 тыс. предупреждений компаниям, злоупотребляющим доминирующим положением, и 26 предостережений — отдельным участникам рынка — за прогнозы о повышении цен. Об этом «Известиям» рассказала начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко.
— Предупреждение выдается участнику рынка до возбуждения дела в случае злоупотребления доминирующим положением — при отказе от заключения договоров с определенными продавцами, покупателями или навязывании контрагенту невыгодных условий договора. Всего за первое полугодие ФАС России выдала более 1 тыс. таких предупреждений, в эту цифру входят и нарушения на продовольственных рынках. Предостережение же выдается при публичном заявлении участника рынка о повышении цен. Такие прогнозы подстегивают инфляционные ожидания, а могут послужить и призывом для других участников рынка также повысить цены, то есть привести к своеобразному «молчаливому» сговору, когда компании, действующие на конкурентном рынке, ничего между собой не подписывают, ни о чем не договариваются, но цены поднимают до уровня, который был публично озвучен, — пояснила Мирочиненко.
По ее словам, за первую половину 2015 года ФАС выдала 26 предостережений персонально руководителям предприятий и представителям отраслевых союзов.
— Центральный аппарат ФАС, например, за время работы «горячей линии» выдал предостережение гендиректору «Русагро» за публичное заявление о повышении цен на сахар, гендиректору ОАО «Экстра М» — за прогноз о возможном повышении цен производителями макаронных изделий и председателю совета директоров АО «Владимирский хлебокомбинат», члену правления Российского союза предприятий хлебопекарной промышленности — за заявление о росте цен на хлеб. За появление на страницах газеты «Известия» публичного заявления о повышении оптовых цен на чай и кофе получил предостережение генеральный директор некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей чая и кофе «Росчайкофе», — сказала Мирочиненко.
Она считает, что «в этом, конечно, есть и доля вины СМИ — с появлением информации о повышении цен они охотно подхватывают ее и с громкими заголовками распространяют, подогревая ажиотаж среди покупателей, что в итоге приводит к дисбалансу спроса и предложения и как, следствие, повышению цены». Однако ни одного предостережения печатным изданиям и информационным агентствам за сообщения о ценовых изменениях на продовольственных рынках не было.
Выдачу предупреждений регулирует ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», а предостережений — ст. 25.7. Как пояснили в ФАС, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, когда есть явные признаки нарушения антимонопольного законодательства, но дело еще не заведено. Нарушителю дают 10 дней на исправление ситуации, в обратном случае возбуждается антимонопольное дело, и санкции по его итогам зависят от характера нарушения. Предостережение не имеет такой силы. Оно выдается, чтобы проинформировать о возможном создании неконкурентного положения на рынке для ряда участников. Если получатель не обращает внимания на предостережение ФАС, то для службы это является сигналом к проверке деятельности его компании или ряда компаний, которые он представляет.
В конце августа глава территориального управления ФАС в Тюмени Игорь Веретенников заявил, что производителям и торговым сетям нельзя публично в СМИ заявлять о планируемом поведении, в том числе о повышении цен, чем вызвал волну критики со стороны бизнеса.
Как рассказали «Известиям» в одной из федеральных торговых сетей, пристальное внимание антимонопольной службы действительно повлияло на публичные заявления от имени компании относительно ценовой ситуации. Так, даже сообщая об уведомлениях о росте цен от поставщиков, ритейлеры не называют, какие именно компании повышают цену, не называют торговую марку продукта, разницу в рублях между старой и новой ценой и дату, с которой поставщик изменяет прайс.
— Отсутствие на рынке необоснованных заявлений о ценах — это хорошо. Но то, что делает ФАС, — это благое дело, превращенное в фарс. По такому принципу можно запретить новости об экономике во всех СМИ или сообщать публично только о вчерашних событиях, — говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.
По его мнению, предостережения стали косвенным инструментом цензуры и ограничивают участников рынка и прессу в предоставлении объективной информации.
— Прогноз — это не конечная истина, это один из вариантов развития ситуации, подкрепленный аналитическими данными. Если прогноз сделан голословно, только тогда могут быть претензии, — считает Небольсин.
Гендиректор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, получивший предостережение, вовсе не считает, что своими действиями антимонопольные инспекторы ограничивают его или его коллег в публичных заявлениях.
— Если не сказал один — скажет другой. Никакой тренд или же изменение на рынке не удастся замолчать, — говорит Чантурия. — Напротив, те, кто по тем или иным причинам делал громкие заявления о дефиците, снижении или повышении цен, теперь более ответственно подходят к своим публичным словам. Для меня предостережение было неожиданностью, так как неоднократно сотрудничал с ФАС. Но я изучил вопрос и сделал выводы. Для санкций со стороны ведомства достаточно получить предостережение дважды.
Его позицию разделяет исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
— Мы консультировались с ФАС и нам разъяснили, что внимание ведомства прежде всего обращено к отраслевым союзам, так как они представляют интересы ряда игроков, а также компаниям, которые занимают от 35% рынка. Все остальные эксперты и участники могут делать любые заявления, — говорит Гудков.
Мирочиненко заверила «Известия», что ФАС продолжает мониторить ситуацию. Напомним, ФАС объявила о контроле за теми, кто прогнозирует рост цен на продовольствие, в ноябре прошлого года. На фоне объявлений о повышении цен на гречку, рис, макароны и хлеб депутат от ЛДПР Александр Старовойтов обратил внимание ведомства на то, что массовые прогнозы от участников рынка могут быть следствием сговора производителей и поставщиков и, кроме того, приводят к ажиотажному спросу на дорожающую продукцию.
Advertology.Ru
08.09.2015
Еще статьи по теме
- ФАС признала Mast-Jägermeister нарушителем закона "О защите конкуренции" - 06.04.2023
- ФАС попросила продлить срок подготовки поправок к закону о едином операторе цифровой рекламы - 05.08.2022
- ФАС зарегистрировала жалобу Бургер Кинг Россия на неправомерные действия Telegram - 01.11.2021
- ФАС завела дела на Sunlight за спам и бесконечные ликвидации - 28.08.2020
- ФАС завела дело за недостаточно "европейский" шоколад Lindt - 25.08.2020
- Глава управления ФАС: закон о рекламе опаздывает за действительностью (1) - 28.06.2019
- ФАС одобрила антимонопольную комплаенс систему ГК "Дикси" - 06.07.2018
- Ритейлеры и регуляторы выступили против "обезличенных" пачек сигарет - 08.06.2018
- ФАС предписала Apple открыть в России сервисный центр - 21.02.2017
- ФАС рассказала о громкости - 31.01.2017
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий