Новости

Падение рынка заставило бизнес-центры массово снижать ставки

Падение рынка заставило бизнес-центры массово снижать ставки

За год цены на офисы в Москве упали на четверть, а доля пустующих помещений класса А выросла до 30%. Арендаторы пользуются моментом, чтобы перезаключить договор на выгодных условиях или сменить офис на более престижный.

Рублевым курсом

По данным Colliers, весной прошлого года средняя ставка составляла $760 за кв. м в год, а сейчас $560. При этом доля пустующих площадей в Москве выросла до 29% в классе А и 16,7% в классе B. Это позволяет арендаторам ставить арендодателям свои условия. По словам директора отдела корпоративных клиентов департамента офисной недвижимости Knight Frank Марии Зиминой, не менее 75% арендаторов офисов класса А, чей договор был привязан к курсу доллара, в начале 2015 года обратились за пересогласованием его условий и большинству это удалось. По данным компании Blackwood, продления или пересмотра действующих договоров аренды касалось 76% всех сделок по аренде качественных офисов в Москве в первом квартале 2015 года, по данным Knight Frank — 86%.

Самая крупная компания, решившая сэкономить на аренде офисов, — ОАО «Сбербанк России». В конце апреля крупнейший российский банк объявил, что намерен пересмотреть договоры аренды своих отделений, снизив затраты на аренду на 20%. С несговорчивыми арендодателями Сбербанк вести долгие переговоры не намерен — он уже расторгает 177 договоров аренды, по которым договориться о более выгодных условиях не удалось.

Еще одна госкомпания, которой удалось улучшить условия аренды, — «Ростелеком». В конце марта чешская PPF, владелец БЦ Comcity, объявила, что ее российская «дочка» ООО «Антемона Лимитед» заключила новый договор аренды с оператором. Как писал «Коммерсантъ», по новым условиям «Ростелекому» удалось зафиксировать арендную ставку в рублях на уровне 14,9 тыс. руб. за кв. м в год плюс НДС (на 8% ниже первоначальной цены). Оператор занимает в бизнес-центре 48,13 тыс. кв. м.

Удалось изменить условия договора аренды и Mail.ru Group, которая арендует около 30 тыс. кв. м в одной из башен БЦ Sky Light. В первом квартале компании удалось зафиксировать курс в договоре на уровне 50 руб./долл. (ранее ставка рассчитывалась по курсу ЦБ, который на тот момент был существенно выше), рассказал РБК источник, близкий к компании. При этом срок договора остался прежним — до 2020 года.

Сумели перезаключить или продлили договоры аренды на более выгодных условиях и другие крупные, в том числе международные, компании. Только в этом году банк «Русфинанс» перезаключил договор аренды 6,6 тыс. кв. м в БЦ «Ситидел» на Земляном Валу с «оптимизацией текущих коммерческих условий», а международная рекламная группа GroupM переподписала на более выгодных условиях (они не раскрываются) договор на 10,8 тыс. кв. м в БЦ «Леганда» на Цветном бульваре. ING Bank продлил договор аренды 6 тыс. кв. м в «Амбер Плазе» на Краснопролетарской улице., Volkswagen — 8,8 тыс. кв.м в «Кругозоре» на улице Обручева, Boeing — 5,8 тыс. кв. м в бизнес-центре в Газетном переулке, Nokia Networks — 5,4 тыс. кв. м в БЦ «Фабрика Станиславского».

В основном при пересмотре договоров скидка составляла 3–10%, но в редких случаях удавалось добиться снижения общей стоимости на десятки процентов, от 23% до 51%, говорит Мария Зимина из Knight Frank.

«Собственник с большей охотой идет навстречу статусному арендатору, который является при этом якорным для его делового комплекса», — объясняет управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. И приводит еще один пример оптимизации затрат на аренду: по его словам, розничная сеть Enter (аффилирована с сетью сотовых салонов «Связной») сумела сократить затраты на аренду на 48% за счет снижения арендных ставок по текущим договорам.

«После резкого падения курса рубля в конце прошлого года собственники были вынуждены идти на уступки арендаторам офисов, чтобы избежать их переезда и негативного эффекта, который возникнет из-за простоя площадей», — соглашается управляющий партнер российского офиса Colliers International Николай Казанский.

Всего за последний год объем сделок продления и пересмотра коммерческих условий составил 223 тыс. кв. м. Из них 86,7 тыс. кв. м пришлось на первый квартал 2015 года, еще 80 тыс. кв.м на октябрь—декабрь 2015-го, говорит директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE Ирина Хорошилова.

Переезд в кризис

Пока большинство арендаторов ведут переговоры о снижении ставок, некоторые решили воспользоваться падением рынка, чтобы сменить свой офис на более статусный. Например, японская Mitsubishi договорилась о переезде в БЦ «Белые сады» у станции метро «Белорусская», принадлежащем Millhouse Романа Абрамовича. Сейчас штаб-квартира компании находится на юго-западе Москвы — в БЦ «Кругозор» компании O1 Properties Бориса Минца. В «Белых садах» Mitsubishi займет больше 1,4 тыс. кв. м на верхних, более престижных этажах здания, рассказали РБК в компании CBRE (консультант сделки).

Еще одна похожая сделка может произойти вскоре. Как рассказали РБК источник, близкий к O1 Group, и представитель консалтинговой компании, участвовавшей в сделке, в принадлежащий O1 бизнес-центр iCube на Нахимовском проспекте переедет штаб-квартира «крупной международной компании из реального сектора». По словам собеседников РБК, арендуемая площадь составит 12,5 тыс. кв. м. Представители трех консалтинговых компаний по недвижимости рассказали, что арендой офиса в БЦ iCube интересовалась Mars, штаб-квартира которой находится в подмосковном Ступино, рядом с заводом компании. Получить официальные комментарии Mars и O1 РБК не удалось.

В целом в 2014 году переездов с ухудшением качества офиса практически не было, утверждает директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci Александр Аверкин. Так, по его словам, более 70% арендаторов, покинувших офисы класса В и В+, переехали в офисы класса А. К примеру, группа компаний «Систематика» переехала из БЦ «Лефорт» в БЦ Comcity, а «ТНТ-Телесеть» подписала договор аренды в БЦ класса А Diamond Hall (сейчас на сайте компании указан офис в бизнес-центре класса B «Византий» на Трифоновской улице).

Всего, по подсчетам S.A. Ricci, из всех компаний, которые поменяли офисы, почти половина переехала в бизнес-центры классом выше, треть осталась в своем классе и только 13,4% понизили класс офиса, говорит Аверкин. Ирина Хорошилова из CBRE отмечает, что во втором полугодии 2014 года компания стала фиксировать рост объема сделок внутри Третьего транспортного кольца (ТТК), в то время как в предыдущие годы спрос за его пределами был выше, чем внутри. «Аналогичный рост интереса к помещениям в центре был характерен, например, для периода 2009–2010 года, во время предыдущего финансового кризиса», — отмечает она. Это подтверждают и в Knight Frank: по данным компании, в перовм квартале 2015 года 67% сделок пришлось на район внутри ТТК.

Алексей Пастушин (РБК)

Advertology.Ru

07.05.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 08:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация