Новости

ФАС просят ограничить рекламу игры на бирже

ФАС просят ограничить рекламу игры на бирже

Защитников прав потребителей волнует многообещающая реклама нового потребительского финансового инструмента — индивидуальных инвестиционных счетов.

Защитники прав потребителей обратились пожаловались в ФАС на рекламу индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). По мнению Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз), она вводит россиян в заблуждение и провоцирует необдуманные и бесперспективные вложения средств. Некоторые банкиры, на которых Финпотребсоюз пока не жаловался, предлагают на такой рекламе размещать крупные предупреждающие надписи, как на пачках сигарет — а в Госдуме намерены учесть тенденцию перед вторым чтением законопроекта, ужесточающего наказания за некорректную рекламу финуслуг.

С 1 января 2015 года граждане могут открыть ИИС в банке, инвестиционной или управляющей компании на основании договора на брокерское обслуживание или доверительное управление ценными бумагами. Владельцам таких счетов предусмотрены две льготы (можно воспользоваться только одной из них): вычет по НДФЛ (13%) на сумму внесенных на счет средств (но с суммы не более 400 тыс. рублей в год, то есть уже в 2016 году можно вернуть до 52 тыс. рублей) либо освобождение от НДФЛ всей суммы инвестдохода, но не ранее чем через три года с момента открытия счета. Ответственность в случае, если купленные ценные бумаги потеряют в цене, несет владелец ИИС, эти вложения не застрахованы государством, в отличие от вкладов.

В обращении к главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву председатель Финпотребсоюза Игорь Костиков признает, что «в условиях значительного роста инфляционных рисков возможность вложений в ИИС может стать эффективным методом диверсификации инвестиционных портфелей граждан» (сейчас банковские вклады с доходностью не выше 18,25% годовых тоже освобождены от НДФЛ). Но защитников прав потребителей настораживает, что профучастники рынка ценных бумаг в рекламе ИИС приводят конкретные показатели доходности (значительно выше, чем по вкладам), при этом зачастую нет предупреждения о рисках. Среди компаний, использующих «процентные ориентиры» в рекламе, есть как малоизвестные организации, так и те, которые в течение многих лет рассматриваются в качестве лидеров рынка, пишет Костиков.

— Например, ПАО «Аделантбанк» предлагает ИИС с доходностью «от 25% годовых за первый год действия договора». Фактически в данном случае обещается определенная минимальная доходность, — говорится в письме. — При этом все возможные предупреждения, а также иные существенные условия вынесены на другую страницу. 

УК Альфа-Капитал предлагает три модельных портфеля с «целевой доходностью до 14,91–24,85% годовых. Далеко внизу «полуслепым» мельчайшим шрифтом приведена информация, что все расчеты носят исключительно информативный характер, что они не гарантируют указанных доходностей. Есть все основания полагать, что в данном случае реклама содержит информацию о возможны выгодах, связанных с методами управления средствами, что запрещено законом о рекламе. 

Компания Algorie Group рекламирует инвестиционные услуги, пишет на сайте о прогнозируемой чистой годовой доходности более 60% годовых, «с учетом реинвестирования прибыли, чистая прогнозируемая доходность составляет более 300% за трехлетний период инвестирования». В данном случае используется «намек» на сверхвысокую доходность инвестиций. При этом компания себя на сайте никак не обозначает: нет информации ни о его организационно-правовой форме, ни о почтовом или юридическом адресах. 

БКС-Брокер также предлагает несколько инвестиционных стратегий и говорит о доходе до 30% годовых «плюс 13%». В этом, а также двух последующих случаях налицо размещение информации о возможной выгоде, связанной с методами управления. Брокер «КИТ-Финанс» в рекламе «Структурного продукта» на рост индекса РТС также говорит о «возможном» доходе до 30% годовых и льготе. Причем графически указан минимальный уровень риска. «Открытие-Брокер» указывает, что «минимальная трехлетняя доходность индекса ММВБ с 09.01.2007 по 19.08.2014 составляет 11% годовых, максимальная — 44% годовых, при этом приведен расчет доходности до 22,68% годовых.

По мнению Костикова, использование в рекламных целях разного рода показателей «возможной» доходности может создавать у неквалифицированных инвесторов завышенные ожидания.

— Подобная реклама подталкивает граждан к рискованным инвестиционным решениям, опасность которых они могут недостаточно осознавать, — считает собеседник «Известий». — Очевидно, что подобные рекламные уловки, в первую очередь, ориентированы именно на граждан с невысоким уровнем финансовой грамотности, которые привыкли при принятии инвестиционных решений к простым процентным ориентирам. Поэтому велика вероятность того, что несбывшиеся завышенные ожидания, а возможно и финансовые потери, приведут к очередному разочарованию потребителей в инвестиционных возможностях российского финансового рынка. Кроме того, применение отдельными участниками рынка оценок предполагаемой доходности в рекламе создает для них неконкурентные преимущества.

«Финпотребсоюз» просит ФАС проверить практику рекламы ИИС на соответствие требованиям законодательства и принять меры к нарушителям. По закону о рекламе, реклама финуслуг «не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора». «Информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности», тоже нельзя использовать — как и данные о доходности, вычисленные не по нормативам ЦБ. Штрафы за нарушение закона о рекламе (если речь идет о рекламе финансовых услуг) уплачиваются в федеральный и региональный бюджеты в соотношении 40% на 60%. Также по закону о рекламе пострадавшие клиенты вправе обратиться с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду.

В пресс-службе ФАС сообщили, что как только документ поступит в ФАС, его изучат и по итогам анализа ведомство озвучит свою позицию.

Упомянутые в письма Костикова компании свою вину отрицают.

— Сам факт того, что управляющие раскрывают конкретные показатели своей доходности — вполне нормальное явление, — считают в Algorie Group. — Доходность является основной характеристикой предлагаемого инвестиционного продукта и единственным объективным показателем профессионализма управляющего. Запретить управляющим публиковать результаты своей работы — то же самое, что запретить автопроизводителям публиковать характеристики машин. Это лишит потенциального инвестора необходимой информации, которая позволила бы ему оценить качество предлагаемого продукта. Сведения о «прогнозируемой доходности», которую использует в своих материалах Algorie Group или указание «ожидаемой» доходности, используемое некоторыми другими участниками, не является обещанием или гарантией. Неадекватные завышенные ожидания у граждан могут создаться в результате просмотра практически любого рекламного ролика. Все мы хорошо знаем, что у людей, употребляющих энергетики, вырастают крылья, а спортивные автомобили легко могут двигать гору. На этом фоне публикация доходности портфеля за прошлые периоды и предположение о том, что в будущем инвестор может заработать столько же, не является нарушением каких-либо норм ни с точки зрения закона, ни с общечеловеческих позиций.

В «БКС-Брокере» заняли аналогичную позицию. В пресс-службе УК «Альфа-капитал» отметили, что полностью соблюдают требования закона о рекламе финансовых услуг.

— В маркетинговых материалах по стратегии ИИС, так же, как и на сайте, указывается исключительно целевая доходность модельных портфелей, — пояснили в УК «Альфа-капитал». — Риски, связанные с инвестированием, полностью приведены во всех рекламных материалах.

Конкуренты этих компаний ожидаемо заняли противоположную сторону. Наталья Самойлова, руководитель аналитического отдела «Golden Hills — Капиталъ АМ», считает, что подобна яреклама ИИС — прямое нарушение закона и введение в заблуждения клиентов, доходность инвестора вообще может быть отрицательной. Соответственно, ФАС обязана среагировать на письмо «Финпотребсоюза», промониторить рынок и оштрафовать те компании, которые занимались «подменой понятий» и умышленно вводили клиентов в заблуждение.

Как отмечает главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова, к озвучиваем высоким доходностям в рекламе ИИС необходимо добавлять подпись (как на сигаретах), что данный доход ничем не гарантирован, а средства не застрахованы. По словам Шиловой, это будет более корректно и не похоже на попытку обмануть потребителя.

В Госдуме готовы взять на контроль ситуацию с ИИС.

— Нередки случаи, когда привлеченные недобросовестным маркетингом люди теряли все свои сбережения, потому что считали, что имеют дело с тем же вкладом, только более выгодным. Такие финансово неквалифицированные граждане и становятся «жертвами» подобной рекламы. Именно поэтому я считал необходимым ужесточить наказание на нарушения в рекламе финансовых услуг, и этот законопроект (об увеличении штрафа за нарушение закона о рекламе до 1 млн) уже прошел первое чтение в Госдуме. Кстати, законопроект встретил серьезное сопротивление со стороны финансовых компаний. Как вариант, для второго чтения мы подготовим поправки, которые наложат дополнительные ограничения и на продвижение ИИС, — сказал «Известиям» зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.

Марина Агальцова, юрист AstapovLawyers International Law Group, впрочем, считает, что компании-фигуранты письма Костикова не нарушают закон.

— С точки зрения логики достоверность рекламы означает, что она формирует у адресата (целевой аудитории) истинные представления о продукте рекламы, — поясняет Агальцова. — Как правило, мерилом выступает разумный человек без специальных (в данном случае) финансовых знаний. В любом случае такой человек должен понимать разницу между словами «вероятный», «возможный» «прогнозируемый» и «гарантированный» доход. При этом слово «вероятный» и «возможный» создают минимальные ожидания. При «прогнозируемом» доходе степень уверенности в наступлении желаемых событий более высокая, а при «гарантированном» доходе она 100%. Поэтому признавать рекламу с «вероятным» или «возможным» доходом недостоверной видится противоречащим закону.

Что касается собственно эффективности ИИС по отношению к вкладам, то ряд опрошенных экспертов признал перспективность использования новых инструментов для инвестирования в облигации государственных и крупных частных эмитентов, — доходность может оказаться на несколько процентов выше, чем по вкладам.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

13.04.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.12.2024 - 02:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация