ФАС просят ограничить рекламу игры на бирже

Дата публикации: 13.04.2015
Раздел: Новости

Защитников прав потребителей волнует многообещающая реклама нового потребительского финансового инструмента — индивидуальных инвестиционных счетов.

Защитники прав потребителей обратились пожаловались в ФАС на рекламу индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). По мнению Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз), она вводит россиян в заблуждение и провоцирует необдуманные и бесперспективные вложения средств. Некоторые банкиры, на которых Финпотребсоюз пока не жаловался, предлагают на такой рекламе размещать крупные предупреждающие надписи, как на пачках сигарет — а в Госдуме намерены учесть тенденцию перед вторым чтением законопроекта, ужесточающего наказания за некорректную рекламу финуслуг.

С 1 января 2015 года граждане могут открыть ИИС в банке, инвестиционной или управляющей компании на основании договора на брокерское обслуживание или доверительное управление ценными бумагами. Владельцам таких счетов предусмотрены две льготы (можно воспользоваться только одной из них): вычет по НДФЛ (13%) на сумму внесенных на счет средств (но с суммы не более 400 тыс. рублей в год, то есть уже в 2016 году можно вернуть до 52 тыс. рублей) либо освобождение от НДФЛ всей суммы инвестдохода, но не ранее чем через три года с момента открытия счета. Ответственность в случае, если купленные ценные бумаги потеряют в цене, несет владелец ИИС, эти вложения не застрахованы государством, в отличие от вкладов.

В обращении к главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву председатель Финпотребсоюза Игорь Костиков признает, что «в условиях значительного роста инфляционных рисков возможность вложений в ИИС может стать эффективным методом диверсификации инвестиционных портфелей граждан» (сейчас банковские вклады с доходностью не выше 18,25% годовых тоже освобождены от НДФЛ). Но защитников прав потребителей настораживает, что профучастники рынка ценных бумаг в рекламе ИИС приводят конкретные показатели доходности (значительно выше, чем по вкладам), при этом зачастую нет предупреждения о рисках. Среди компаний, использующих «процентные ориентиры» в рекламе, есть как малоизвестные организации, так и те, которые в течение многих лет рассматриваются в качестве лидеров рынка, пишет Костиков.

— Например, ПАО «Аделантбанк» предлагает ИИС с доходностью «от 25% годовых за первый год действия договора». Фактически в данном случае обещается определенная минимальная доходность, — говорится в письме. — При этом все возможные предупреждения, а также иные существенные условия вынесены на другую страницу. 

УК Альфа-Капитал предлагает три модельных портфеля с «целевой доходностью до 14,91–24,85% годовых. Далеко внизу «полуслепым» мельчайшим шрифтом приведена информация, что все расчеты носят исключительно информативный характер, что они не гарантируют указанных доходностей. Есть все основания полагать, что в данном случае реклама содержит информацию о возможны выгодах, связанных с методами управления средствами, что запрещено законом о рекламе. 

Компания Algorie Group рекламирует инвестиционные услуги, пишет на сайте о прогнозируемой чистой годовой доходности более 60% годовых, «с учетом реинвестирования прибыли, чистая прогнозируемая доходность составляет более 300% за трехлетний период инвестирования». В данном случае используется «намек» на сверхвысокую доходность инвестиций. При этом компания себя на сайте никак не обозначает: нет информации ни о его организационно-правовой форме, ни о почтовом или юридическом адресах. 

БКС-Брокер также предлагает несколько инвестиционных стратегий и говорит о доходе до 30% годовых «плюс 13%». В этом, а также двух последующих случаях налицо размещение информации о возможной выгоде, связанной с методами управления. Брокер «КИТ-Финанс» в рекламе «Структурного продукта» на рост индекса РТС также говорит о «возможном» доходе до 30% годовых и льготе. Причем графически указан минимальный уровень риска. «Открытие-Брокер» указывает, что «минимальная трехлетняя доходность индекса ММВБ с 09.01.2007 по 19.08.2014 составляет 11% годовых, максимальная — 44% годовых, при этом приведен расчет доходности до 22,68% годовых.

По мнению Костикова, использование в рекламных целях разного рода показателей «возможной» доходности может создавать у неквалифицированных инвесторов завышенные ожидания.

— Подобная реклама подталкивает граждан к рискованным инвестиционным решениям, опасность которых они могут недостаточно осознавать, — считает собеседник «Известий». — Очевидно, что подобные рекламные уловки, в первую очередь, ориентированы именно на граждан с невысоким уровнем финансовой грамотности, которые привыкли при принятии инвестиционных решений к простым процентным ориентирам. Поэтому велика вероятность того, что несбывшиеся завышенные ожидания, а возможно и финансовые потери, приведут к очередному разочарованию потребителей в инвестиционных возможностях российского финансового рынка. Кроме того, применение отдельными участниками рынка оценок предполагаемой доходности в рекламе создает для них неконкурентные преимущества.

«Финпотребсоюз» просит ФАС проверить практику рекламы ИИС на соответствие требованиям законодательства и принять меры к нарушителям. По закону о рекламе, реклама финуслуг «не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора». «Информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности», тоже нельзя использовать — как и данные о доходности, вычисленные не по нормативам ЦБ. Штрафы за нарушение закона о рекламе (если речь идет о рекламе финансовых услуг) уплачиваются в федеральный и региональный бюджеты в соотношении 40% на 60%. Также по закону о рекламе пострадавшие клиенты вправе обратиться с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду.

В пресс-службе ФАС сообщили, что как только документ поступит в ФАС, его изучат и по итогам анализа ведомство озвучит свою позицию.

Упомянутые в письма Костикова компании свою вину отрицают.

— Сам факт того, что управляющие раскрывают конкретные показатели своей доходности — вполне нормальное явление, — считают в Algorie Group. — Доходность является основной характеристикой предлагаемого инвестиционного продукта и единственным объективным показателем профессионализма управляющего. Запретить управляющим публиковать результаты своей работы — то же самое, что запретить автопроизводителям публиковать характеристики машин. Это лишит потенциального инвестора необходимой информации, которая позволила бы ему оценить качество предлагаемого продукта. Сведения о «прогнозируемой доходности», которую использует в своих материалах Algorie Group или указание «ожидаемой» доходности, используемое некоторыми другими участниками, не является обещанием или гарантией. Неадекватные завышенные ожидания у граждан могут создаться в результате просмотра практически любого рекламного ролика. Все мы хорошо знаем, что у людей, употребляющих энергетики, вырастают крылья, а спортивные автомобили легко могут двигать гору. На этом фоне публикация доходности портфеля за прошлые периоды и предположение о том, что в будущем инвестор может заработать столько же, не является нарушением каких-либо норм ни с точки зрения закона, ни с общечеловеческих позиций.

В «БКС-Брокере» заняли аналогичную позицию. В пресс-службе УК «Альфа-капитал» отметили, что полностью соблюдают требования закона о рекламе финансовых услуг.

— В маркетинговых материалах по стратегии ИИС, так же, как и на сайте, указывается исключительно целевая доходность модельных портфелей, — пояснили в УК «Альфа-капитал». — Риски, связанные с инвестированием, полностью приведены во всех рекламных материалах.

Конкуренты этих компаний ожидаемо заняли противоположную сторону. Наталья Самойлова, руководитель аналитического отдела «Golden Hills — Капиталъ АМ», считает, что подобна яреклама ИИС — прямое нарушение закона и введение в заблуждения клиентов, доходность инвестора вообще может быть отрицательной. Соответственно, ФАС обязана среагировать на письмо «Финпотребсоюза», промониторить рынок и оштрафовать те компании, которые занимались «подменой понятий» и умышленно вводили клиентов в заблуждение.

Как отмечает главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова, к озвучиваем высоким доходностям в рекламе ИИС необходимо добавлять подпись (как на сигаретах), что данный доход ничем не гарантирован, а средства не застрахованы. По словам Шиловой, это будет более корректно и не похоже на попытку обмануть потребителя.

В Госдуме готовы взять на контроль ситуацию с ИИС.

— Нередки случаи, когда привлеченные недобросовестным маркетингом люди теряли все свои сбережения, потому что считали, что имеют дело с тем же вкладом, только более выгодным. Такие финансово неквалифицированные граждане и становятся «жертвами» подобной рекламы. Именно поэтому я считал необходимым ужесточить наказание на нарушения в рекламе финансовых услуг, и этот законопроект (об увеличении штрафа за нарушение закона о рекламе до 1 млн) уже прошел первое чтение в Госдуме. Кстати, законопроект встретил серьезное сопротивление со стороны финансовых компаний. Как вариант, для второго чтения мы подготовим поправки, которые наложат дополнительные ограничения и на продвижение ИИС, — сказал «Известиям» зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.

Марина Агальцова, юрист AstapovLawyers International Law Group, впрочем, считает, что компании-фигуранты письма Костикова не нарушают закон.

— С точки зрения логики достоверность рекламы означает, что она формирует у адресата (целевой аудитории) истинные представления о продукте рекламы, — поясняет Агальцова. — Как правило, мерилом выступает разумный человек без специальных (в данном случае) финансовых знаний. В любом случае такой человек должен понимать разницу между словами «вероятный», «возможный» «прогнозируемый» и «гарантированный» доход. При этом слово «вероятный» и «возможный» создают минимальные ожидания. При «прогнозируемом» доходе степень уверенности в наступлении желаемых событий более высокая, а при «гарантированном» доходе она 100%. Поэтому признавать рекламу с «вероятным» или «возможным» доходом недостоверной видится противоречащим закону.

Что касается собственно эффективности ИИС по отношению к вкладам, то ряд опрошенных экспертов признал перспективность использования новых инструментов для инвестирования в облигации государственных и крупных частных эмитентов, — доходность может оказаться на несколько процентов выше, чем по вкладам.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article130135.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100