Новости

Антитабачные НКО требуют признать иностранными агентами

Антитабачные НКО требуют признать иностранными агентами

Муниципальный чиновник пожаловался в Генпрокуратуру, требуя признать НКО, борющиеся с курением, иностранными агентами.

Глава администрации Оленинского района Тверской области Олег Дубов пожаловался в Гепрокуратуру РФ на ряд антитабачных общественных некоммерческих организаций. Чиновник в своем заявлении (копия есть у «Известий») попросил проверить деятельность таких НКО, как «Открытый институт здоровья», «Российская ассоциация общественного здоровья» и «Международная конфедерация обществ защиты прав потребителей», а также отдельных деятелей, имеющих непосредственное отношение к этим организациям, — Кирилла Данишевского, Андрея Демина, Алексея Шабашова и Дмитрия Янина.

Автор заявления указывает, что данные персоны и НКО регулярно получают крупные гранты от американских фондов на борьбу с курением и зависимостью от табака в России, однако ни одна из организаций не внесена в реестр иностранных агентов. В приведенных данных Дубов ссылается на открытые источники — по ним «Открытый институт здоровья» получил от Фонда Блумберга в 2007 году грант в размере $770 тыс. на создание надежной системы законодательного регулирования отрасли, распространение информации, способной снизить потребление табака, и достижение полного освещения табачной проблематики в СМИ. При этом Кирилл Данишевский — сопредседатель «Российской антитабачной коалиции» и консультант «Открытого института здоровья» — получил в тот же год от Фонда Блумберга $1,09 млн, от того же фонда «Российская организация общественного здоровья» получила $216 тыс. в 2009 году.

Также в заявлении Дубова утверждается, что президент последней организации Алексей Шабашов является получателем грантов зарубежных фондов, в том числе Фонда Фулбрайта, на антитабачный лоббизм. «Международная конфедерация обществ защиты прав потребителей», которую возглавляет Дмитрий Янин, получила от Фонда Блумберга $594,1 тыс. в 2009 году. Автор письма предполагает, что в последующие годы эти НКО также получали поддержку от иностранных фондов.

Тверской чиновник пишет, что все перечисленные им объединения принимают участие в политической деятельности и влияют на формирование антитабачного законодательства, однако не соблюдают закон об НКО, выполняющих функции иностранных агентов (ФЗ №121) и не входят в реестр организаций, которые финансируются из-за рубежа. Дубов просит Генпрокуратуру проверить, соблюдают ли данные организации требования и ограничения, прописанные для иностранных агентов, платят ли налоги с получаемого западного финансирования. Также Дубов просит проверить взаимодействие перечисленных НКО с органами госвласти, должностными лицами, СМИ на предмет соблюдения законодательства РФ о противодействии коррупции.

В беседе с «Известиями» Олег Дубов заявил, что его цель — привлечь внимание к НКО с западным финансированием, помогавшим принятию антитабачного закона (171-ФЗ), который Дубов считает дискриминационным по отношению к курильщикам. Однако он не скрывает, что у его борьбы с антитабачниками есть и личные мотивы. Чиновник выложил на своей странице в соцсети фотографию, на которой он изображен курящим в своем рабочем кабинете: в руках у него непогашенная сигарета, на письменном столе переполненная пепельница. Фото сопровождалось подписью о антитабачном законе как о «самом идиотском в новейшей истории России». После появления этого фото, как говорит сам чиновник, антитабачные активисты стали писать жалобы его руководству на всех уровнях.

Закончилась история, которую смаковали тверские СМИ, для чиновника неприятно: на прошлой неделе Роспотребнадзор оштрафовал администрацию района на 60 тыс. рублей за нарушение запрета на курение в госучреждениях. Штраф Дубов заплатил из собственных средств. В беседе с «Известиями» он сообщил, что его фото в соцсети было его жестом протеста против дискриминации прав курильщиков.

Антитабачные некоммерческие организации и их активисты убеждены, что действуют в рамках российского законодательства, и отрицают зарубежное финансирование и реализацию за счет иностранных фондов политической деятельности.

— К иностранным агентам относятся организации, которые занимаются политической деятельностью, при этом по закону об иностранных агентах «к политической деятельности не относится деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни». Таким образом, антитабачные общественные организации никак не могут быть признаны иностранными агентами, — говорит сопредседатель «Российской антитабачной коалиции» Дарья Халтурина. — В то же время «Движение за права курильщиков», участником которого является Олег Дубов, официально признало свое спонсирование транснациональными табачными компаниями и явно борется не за здоровье, а наоборот. Как раз оно и может быть признано иностранным агентом.

Председатель «Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей» Дмитрий Янин рассказал «Известиям» что организация с 2012 года отказалась от сотрудничества с иностранными благотворителями именно для того, чтобы избежать статуса иностранного агента.

— Мы полностью разделяем озабоченность главы районной администрации из Тверской области г-на Дубова только в одном. Вмешательство иностранных табачных компаний в нормотворческий процесс в России вопиющее. Проекты по финансированию организаций, связанных с депутатами, стали обыденностью, не говоря уже о содержании «Движения в защиту прав курильщиков», — отметил Янин.

Научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Лев Якобсон отметил, что в законе об НКО не дано определение «политической деятельности», поэтому некоторые действия антитабачных общественных организаций можно трактовать по-разному. Но действия Олега Дубова эксперт считает непоследовательными.

— Во-первых, должностное лицо не может писать заявления, основываясь на предположениях и догадках (о зарубежных источниках финансирования после 2012 года). У НКО есть отчетности, они обязаны в открытом доступе указывать свои источники финансирования. Во-вторых, есть процедура, по которой сообщать о зарубежном финансировании НКО следует не в Генпрокуратуру, а в Минюст, — говорит Якобсон.

Также, по словам эксперта, НКО — иностранный агент никак не ограничено в своей деятельности по закону. Организация только должна уведомить, что является иностранным агентом, и внести свои данные в реестр. Ведение политической деятельности и получение денег из-за рубежа не запрещено. Наказать могут лишь те организации, которые, не записавшись в реестр, продолжили сотрудничество с зарубежными фондами и благотворителями. За это предусмотрен штраф для должностных лиц от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, для юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Однако и эти требования планируется смягчить.

Якобсон считает, что заявление Дубова явно продиктовано его личной неприязнью к тем или иным НКО, но муниципальный служащий сам рискует, так как протестует против положений действующего федерального законодательства и даже нарушил его, чего делать не может по закону «О муниципальной службе» (в этом законе содержится общий запрет чиновникам нарушать закон).

В Генпрокуратуре не смогли дать оперативный комментарий.

Анна Лялякина, Светлана Субботина (Известия)

Advertology.Ru

18.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.05.2024 - 17:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация