Новости

Россияне смогут получить компенсации за завышенные цены

Россияне смогут получить компенсации за завышенные цены

Потребителям будут компенсировать от 1 до 15% от стоимости их покупки, если цену признают завышенной по сговору — законопроект о выплатах жертвам картелей готовит ФАС.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит пакет поправок в закон «О конкуренции», которые обяжут участников картелей компенсировать убытки заказчикам, пострадавшим от их ценового сговора. Об этом «Известиям» рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Речь идет о компенсации от 1 до 15% от понесенных клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%). Получать компенсации смогут и организации, и граждане. Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию. В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и пр. Сейчас ФАС, кстати, ведет расследование о резком удорожании гречки.

По словам Пузыревского, необходимость ввести четкие рамки для компенсации пострадавшим от рыночного сговора продиктована тем, что в каждом отдельном судебном случае трудно определить справедливое возмещение. Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю надо будет удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтвержден. Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский. Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство. Если иск подает организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.

— За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности, —  объясняет необходимость уточнения ответственности ритейлеров и их поставщиков Сергей Пузыревский. — Во-первых, это административная ответственность — она у нас на сегодня развита лучше, чем другие, так как в КоАПе прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера. Во-вторых, уголовная ответственность: она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя. Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет. То же самое и с третьим видом юридической ответственности — гражданско-правовой. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков. Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков.

Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд. Конечно, как отмечает представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.

— Нам задавали вопрос защитники прав потребителей: а что делать, если ущерб был не 15%, а 50%? Если ущерб был больше, то идите и доказывайте его по общим нормам Гражданского кодекса, если сможете. А если у вас нет данных, то пользуйтесь этой альтернативой, которая гарантирует, что хоть что-то да выплатят. Многие из тех, кто сейчас страдает от действий монополистов, довольствуются только тем, что государство наказывает недобросовестные компании, и не получают никакого материального возмещения в свой адрес, — говорит Пузыревский.

В общемировой практике существует два способа коллективного взыскания ущерба с монополистов. Пузыревский отметил, что общества защиты прав потребителей в США подают иски в защиту неограниченного круга лиц и уже сами, собирая реквизиты и доказательства с пострадавших, распределяют полученную компенсацию. В России законодательством предусмотрен другой способ — коллективный иск от множества пострадавших. Если кто-либо не успел подключиться к общей подаче документов в суд, то может затем взыскать свою компенсацию индивидуально, но ссылаясь на положительное решение, уже вынесенное в пользу других потребителей.

По словам Пузыревского, обновленная четкими рамками схема гражданско-правовой компенсации может использоваться достаточно широко — для компаний, завышающих цены по сговору на нефтепродукты, сырье, услуги ЖКХ, железнодорожные билеты и авиабилеты, производителей и продавцов продуктов питания. Представитель ФАС говорит, что даже на этапе обсуждения данная инициатива вызывает критику компаний, которые потенциально могут оказаться в числе ответчиков.

— Естественно, это дополнительная ответственность, и вряд ли она понравится потенциальным нарушителям. Но перед нами не стоит задачи разорить компании, мы должны обеспечить такие нормы, которые предупреждали бы правонарушения со стороны бизнеса и расширяли бы возможности защиты своих интересов для потребителей, — заключает Пузыревский.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ убежден, что главное в предложении ФАС — это угроза для компаний-нарушителей понести репутационные риски и финансовые издержки в связи с выплатами многочисленных компенсаций. Сейчас компания лишь платит штраф государству, а потребители не получают ничего.

— По-хорошему это должны быть иски в защиту неопределенного круга лиц, потому что всех пострадавших никто установить не сможет, — говорит Шелищ. По его словам, сегодня законом закреплено, что инициаторами таких исков могут быть Роспотребназор, его территориальные отделения и общественные объединения потребителей.

Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает, что новый механизм может коснуться только естественных монополий, которые часто принадлежат государству, крупного бизнеса — либо инфраструктурного, либо государственного.

— Так, например, в нефтяном секторе: вопреки падению цен на сырье, цены на продукты нефтепереработки продолжают расти, — говорит Корочкин. — А доказать ценовой сговор между компаниями малого или среднего сегмента довольно сложно. Нужно собрать такую же доказательную базу для привлечения к ответственности картеля малых региональных предприятий, как и для федерального картеля, который работает на всей территории России.

Анна Лялякина (Известия)

Advertology.Ru

08.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

  • Zaiger приводы для откатных ворот vorotasv.ru.

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.12.2024 - 09:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация