Новости

Россиян могут оставить без компенсаций за банковское мошенничество

Россиян могут оставить без компенсаций за банковское мошенничество

Население хотят отучить писать PIN-коды на самих банковских картах и делиться платежными данными с родственниками.

Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт клиентов. Для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. Об этом «Известиям» рассказали в АРБР. Президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что такая инициатива была высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финрынку и отражает позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в Госдуму после того, как они выскажут свою позицию по вопросу.

Эта идея возникла у банкиров как защитная реакция на фоне действия нового закона и растущих издержек на компенсации клиентам — 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе» (НПС). С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже чем в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не возмещать убытки.

Предполагается, что банк будет сам подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту, и в данном случае расторопность банка показывает, насколько ему важен клиент.

Аксаков пояснил, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс, а не специальный закон об НПС.

— Даже при внесении изменений в закон об НПС нужно будет менять ГК в этом направлении, — говорит он. — В то же время в Госдуме находится президентский законопроект, изменяющий вторую часть ГК и регулирующий такие вопросы, как потребительское кредитование, факторинг, банковский вклад, расчеты и так далее. Он принят в первом чтении в 2012 году в рамках целого пакета поправок в ГК, готовится ко второму, поэтому поправки можно вносить как раз ко второму чтению законопроекта.

Аксаков привел пример грубой неосторожности клиента: гражданин потерял карту, на которой написан PIN-код. Сейчас банк даже в этом случае — при передаче PIN-кода третьим лицам — должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объеме по закону об НПС.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков», отмечает, что причина появления инициативы понятна: у банков значительно возросли выплаты после принятия закона о НПС (исчисляются сотнями миллионов рублей), и участились случаи мошенничества.

— В данном случае речь идет о снижении банковских рисков и ужесточении процедуры возврата денежных средств для клиентов, — сказал Климов. — Безусловно, последним придется предоставлять больше доказательств, будет больше бумажной волокиты. Но самое главное в данной инициативе — это определение формулировок. Они должны быть очень четкими, так как что такое частичное возмещение убытков? Сколько это — 5% или 50%? Человек либо виновен в том, что у него деньги украдены, либо нет. Половинчатость здесь весьма нежелательна, и вряд ли в таком виде эта новация сможет помочь рынку. Что касается неосторожности клиентов, то, конечно, довольно часты случаи, когда PIN-код хранится рядом с картой, и существует ряд весьма понятных способов уберечь себя от потери средств (установление лимитов по карте, подключение SMS-информирования, соблюдение тайны пароля и т.п.).

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что при рассмотрении споров по несанкционированным списаниям с карт должен применяться дифференцированный подход в зависимости от степени неосторожности клиента.

— Если гражданин намеренно передал PIN-код третьему лицу, то банк не должен нести ответственность, и суд вправе уменьшить размер убытков до нуля, — говорит Шелищ. — Иначе не исключен рост мошенничества со стороны физлиц и — как следствие — ухудшение финансового положения банков. Даже в ГК говорится о том, что нужно проявлять разумную предусмотрительность. Другая ситуация — когда клиент потерял карту с написанным на ней PIN-кодом. В этом случае возможно снижение убытков, но не отказ от их возмещения в полном объеме.

Руководитель Центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова заметила, что не понятно, как новая норма в случае ее внесения в ГК будет действовать на практике.

— Банкам чрезвычайно сложно доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. В правилах использования банковских карт, которые должен соблюдать клиент, банки предусматривают обязанность хранить в тайне, например PIN-код карты, но доказать документально, что клиент это правило нарушил, крайне затруднительно, если только клиент сам не признается в этом. Если обязанность доказывания будет опять возложена на банки, такая помощь банку работать не будет, и убытки вряд ли снизятся, — говорит Гудкова.

В настоящий момент презюмируется ответственность банков независимо от их вины, поясняет Дмитрий Самигуллин, управляющий партнер адвокатского бюро RBL.

— Отсутствие вины надо доказывать банку, а возможности для этого у них ограничены. Так как они не имеют права заниматься оперативно-разыскной деятельностью, то доказать это, скорее всего, будет возможно только в рамках расследования уголовного дела, — рассказал юрист. — Сейчас латентность преступлений в сфере банковских платежных карт достигает 95–99%, то есть до следствия и суда они не доходят — правоохранительными органами возбуждаются уголовные дела только по 1–5% от общего количества преступлений. Таким образом, создаются предпосылки к тому, что, по сути, держатели карт лишены мотивации для безопасного и бережного их хранения. Конечно, рядовые граждане являются более слабой, незащищенной стороной во взаимоотношениях с банками и их защита на законодательном уровне нужна. Это и было сделано в ФЗ «О национальной платежной системе». Но не учитывать степень вины граждан в данном случае было бы ошибкой. Тем более что судебная практика, пока хоть и немногочисленная, показывает, что граждане часто проявляют грубую неосторожность при пользовании картами, например, не предпринимая элементарных мер защиты информации о карте, доверяя их мошенникам.

Самигуллин считает, что законопроект АРБР будет принят и сбалансирует практику применения нормы о возмещении банками убытков по несанкционированным списаниям с карт, поскольку в этом случае будут учитываться интересы обеих сторон — банков и владельцев карт. Как именно механизм будет работать, покажет судебная практика, добавил собеседник. В Центробанке и Минфине не ответили на запросы «Известий».

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

27.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.02.2025 - 17:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация