Новости

Арендаторы давят рублем

Арендаторы давят рублем

Рынок коммерческой недвижимости, зависевший много лет от доллара, скоро может кардинально измениться. Арендаторы требуют от девелоперов номинировать договоры в рублях. Собственники, согласившись на новые условия, столкнутся с нехваткой ликвидности, но диктовать свои условия арендаторам уже не могут. До конца текущего года только на рынке офисной недвижимости доля пустующих площадей достигнет 20%.

Только с августа доллар по отношению к рублю подорожал на 24%, а с начала 2014 года — на 30%. Это вынудило компании, выплачивающие за аренду офисов в Москве доллары, потребовать от девелоперов перезаключить договоры и номинировать их в рублях. Пока это незначительная доля, констатирует директор департамента аренды KR Properties (владеет бизнес-центрами «Красная роза», «Даниловская мануфактура») Дмитрий Тарасов. «Около 10% наших арендаторов просят перезаключить действующие контракты, номинировав ставки в рублях»,— отмечает он. Предложения о пересмотре договоров поступают и О1 Properties (владеет бизнес-центрами «Белая площадь», Vivaldi Plaza). «Новые арендаторы в 100% случаев настаивают на рублевых договорах»,— подтверждает партнер Sminex Александр Лагутов.

Аналогично ситуация развивается и в сегменте торговой недвижимости. Коммерческий директор компании «Торговый квартал менеджмент» (управляет пятью торгцентрами) Роман Гусейнов говорит, что более половины арендаторов обратилось за пересмотром условий договоров. «Иногда,— добавляет он,— мы соглашаемся перейти на рублевые договоры, иногда снижаем номинированные в долларах ставки, в отдельных случаях привязываем платежи к проценту с оборота арендатора».

Но не всегда обязательно переводить ставки в рубли, отмечает управляющий Центральным детским магазином на Лубянке (принадлежит «Галс-девелопмент») Мария Шулутко. «Достаточно на время установить валютный коридор и, когда ситуация стабилизируется, вернуться к расчетам по курсу ЦБ на день платежа»,— поясняет она.

В офисном сегменте арендаторы не так лояльны, так как на рынке высокая конкуренция: объектов много и у арендаторов есть выбор, отмечает господин Лагутов. Поэтому, добавляет он, многие собственники соглашаются на рублевые контракты. По прогнозам Knight Frank, в Москве доля вакантных офисных площадей по итогам 2014 года может достичь 20%. Во втором квартале, по данным JLL, пустовало 14,8% столичных бизнес-центров.

Требования арендаторов перейти на рублевые договоры могут стать серьезной проблемой для девелоперов. До 2014 года многие девелоперы старались брать кредиты в валюте, и переход на рублевые договоры может привести к разрыву ликвидности, отмечает руководитель департамента рынков капитала Colliers International Станислав Бибик. Сейчас, добавляет заместитель главы отдела рынков капитала группы Accent Андрей Малков, ситуация изменилась: кредиты в долларах в госбанках получить невозможно, но обслуживать новые займы в рублях также накладно. «В небольших банках ставки в долларах всегда были выше на 1,5%, сейчас выросли еще на 1,5–2% — до 9–10% годовых»,— поясняет он.

Если в обозримом будущем подорожание доллара не прекратится, то переход на рублевые контракты станет массовым явлением — это кардинально изменит рынок коммерческой недвижимости. По оценкам господина Малкова, сейчас 90% качественных объектов сдаются по валютным договорам. «В 2008 году при тех же обстоятельствах, что сложились сейчас, многие компании соглашались фиксировать ставки в рублях»,— вспоминает председатель правления О1 Properties Дмитрий Минц. Когда ситуация нормализовалась, это негативно сказалось на бизнесе таких девелоперов. «В долгосрочной перспективе фиксация ставки в рублях разрушает инвестиционную стоимость объектов»,— убежден бизнесмен.

По словам аналитика Sberbank CIB Юлии Гордеевой, переход на рублевые ставки неизбежен. Во время кризиса 2008 года на взаиморасчеты в рублях перешли девелоперы жилья, ставки аренды в офисах класса В тоже были переведены в рубли. «Долларовая стоимость аренды была удобна для иностранных компаний из-за более низкой долларовой инфляции по сравнению с рублевой. Но доходность коммерческой недвижимости завязана на рублевую экономику, поэтому валюту в договорах рано или поздно придется все равно менять»,— заключает эксперт.

Екатерина Геращенко, Халиль Аминов (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

19.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 02:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация