Новости

Правительство расчистит рынок от мелких туроператоров

Правительство расчистит рынок от мелких туроператоров

С каждого туриста оператор внесет в новый персональный фонд 100 рублей, а суммы страховок и отчислений в существующий фонд вырастут — такие нормы есть в доработанном законопроекте о реформе туротрасли.

Законопроект Министерства культуры о реформировании туристической отрасли претерпел заметные изменения в ходе его доработки. Последняя версия документа, которая сейчас обсуждается в правительстве и с которой ознакомились «Известия», предусматривает увеличение минимального размера суммы, на которую туроператоры в сфере выездного туризма должны страховать свою ответственность перед клиентами, — с 30 млн до 50 млн рублей. Кроме того, увеличат взносы в гарантийный фонд ассоциации «Турпомощь», а также каждого туроператора обяжут создать персональный фонд (исходя из расчета 100 рублей на клиента) — на тот случай, если потребуется экстренная эвакуация туристов с места отдыха. Участники рынка говорят, что реформа в таком виде заставит мелких и средних туроператоров уйти с рынка.

Решение о реформе туротрасли принято в правительстве в начале августа после веерного коллапса в отрасли: пострадали десятки тысяч туристов. По итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака была сформирована межведомственная рабочая группа. По информации «Известий», законопроект планируется внести в Госдуму в начале декабря.

Последняя версия законопроекта прежде всего предусматривает увеличение размера взносов, уплачиваемых туроператорами в гарантийный фонд. Он создан в 2012 году и находится под управлением ассоциации «Турпомощь». Средства данного фонда предназначены исключительно для экстренной помощи туристам, когда из-за банкротства туроператора они не могут вернуться с отдыха в Россию. Сейчас туроператоры должны ежегодно отчислять в фонд «Турпомощи» 0,1% от выручки, но не менее 100 тыс. рублей.

Текущей версией законопроекта предложено установить размер этого взноса в зависимости от количества туристов, вывозимых компанией за рубеж: если не более 100 тыс. туристов, то отчислять нужно 100 тыс. рублей, от 100 тыс. до 500 тыс. туристов — 300 тыс. рублей, более 500 тыс. туристов — 500 тыс. рублей. Увеличение размера взносов в гарантийный фонд обусловлено тем, что за минувшее лето «Турпомощь» истратила более 90% содержащихся в нем средств — из 369 млн осталось только 30 млн рублей.

Более того, законопроект предусматривает, что каждый туроператор должен будет создать фонд персональной ответственности для тех же целей — экстренная помощь туристам. Причем средства персональных фондов будут использоваться в первую очередь. Только в том случае, если их будет не достаточно, подключат гарантийный фонд. Для создания фонда персональной ответственности туроператор должен оформить, например, банковскую гарантию, минимальная сумма которой определяется из расчета 100 рублей на одного туриста. Первая, августовская версия законопроекта, как писали «Известия», предполагала создание не персонального фонда, а еще одного общего фонда, отчисления которого зависели бы от годового оборота компании (0,3–10 млн рублей в год при выручке 0,25–10 млрд рублей) — но такой фонд работал бы по остаточному принципу, при нехватке средств страховки. В ходе доработки документа от этой идеи отказались.

Наконец, актуальная редакция законопроекта предусматривает также для туроператоров, организующих зарубежные туры, увеличение минимальной суммы, на которую они должны страховать свою ответственность перед туристами. За счет данной страховки туристы могут компенсировать свои потери в случае банкротства компании. По действующему закону если выручка туроператора не превышает 250 млн рублей, то он должен застраховать свою ответственность на 30 млн рублей, если свыше 250 млн рублей — на сумму, равную 12% от выручки. Теперь же предлагается для всех операторов установить страховую сумму в размере 3% (а с 2016 года — 5%) от общей стоимости услуг, оказанных в течение года в сфере выездного туризма, но не менее 50 млн рублей. Для компаний, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, сохраняется прежнее значение — не менее 500 тыс. рублей. Как альтернатива страховому договору туроператоры могут получить банковскую гарантию на соответствующую сумму.

Такой резкий скачок лимитов связан с тем, что минувшим летом страховок явно не хватало. Например, объем обязательств перед туристами компании «Лабиринт» превысил 1,8 млрд рублей, что в 11 раз больше лимита по договору страхования ответственности (он равен 160 млн рублей).

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин указал, что изменения, направленные на защиту прав туристов, необходимы. Вместе с тем, по его словам, практически во всех отзывах на законопроект представители турбизнеса не поддержали предложения, которые увеличивают финансовую нагрузку на участников рынка.

— В частности, увеличению минимального размера финансового обеспечения до 50 млн рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, является явно избыточным и экономически не обоснованным. Такая норма фактически исключает возможность туроператорской деятельности для представителей малого и среднего бизнеса, — сообщил Барзыкин.

Исполнительный директор «Клуба защиты прав туристов» Федор Коробков считает, что даже предлагаемого увеличения размера суммы, на которую туроператоры должны страховать свою ответственность, недостаточно для покрытия в полном объеме ущерба, который может быть причинен туристам. Вместе с тем, по его словам, данный законопроект в больше степени направлен на защиту прав туристов, чем его первоначальная версия.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе и без поправок — лишь на фоне падения рубля — ожидает сокращения числа туроператоров к весне на 30%. В разговоре с «Известиями» Ломидзе отметила, что мер, предусмотренных законопроектом, недостаточно: механизм выглядит разбалансированным. В ходе подготовки документа, по ее словам, рынок указывал на необходимость распределения ответственности между туроператорами, турагентами (продают сформированные туроператорами туры) и перевозчиками. Текущей редакцией проекта вся ответственность возложена на туроператоров.

Вместе с тем, говорит Ломидзе, предусмотренная проектом финансовая нагрузка на туроператоров будет посильной для крупных и средних участников рынка.

— Расчет размера фонда персональной ответственности исходя из 100 рублей на туриста является вполне адекватным. Эта сумма будет заложена в стоимость путевки, что, с одной стороны, незначительно увеличит ее цену для туриста, но с другой — позволит создать дополнительный страховой механизм, — рассказывает Ломидзе. — Сейчас крупные туроператоры в год обслуживает около 2 млн клиентов в сфере выездного туризма, у мелких игроков это может быть всего 10 тыс. человек в год. Стоимость страховки за неисполнение обязательств перед туристами в случае реализации законопроекта, по некоторым оценкам, возрастет в 2–3 раза, что тоже является посильным для рынка. Однако увеличение минимальной страховой суммы до 50 млн рублей недостаточно для того, чтобы отфильтровать ненадежных игроков. В то же время у многих туроператоров могут возникнуть сложности при оформлении страховки или банковской гарантии, поскольку страховые компании и банки в последнее время отказываются работать на туррынке. И такая ситуация может стать дополнительным фильтром для рынка, ведь страховку или банковскую гарантию смогут получить лишь наиболее надежные компании.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс подтвердил, что непрозрачность туристического рынка побуждает всё большее число страховых компаний отказываться от страхования ответственности туроператоров.

— Сейчас можно твердо сказать, что мы имеем дело с системным кризисом в отрасли: десятки компаний ушли, и это только начало, поскольку все те процессы, которые происходят в экономике, говорят о грядущем масштабном сокращении туристического потока. По итогам произошедших летом массовых уходов с рынка туркомпаний сумма финансового обеспечения по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, составляет 1,9 млрд рублей, а уже заявленные убытки, по нашей информации, за июль–сентябрь превысили 4,3 млрд рублей, — указал Юргенс.

— Если нет прозрачности в бизнесе, то вопрос даже не стоит в стоимости такого договора страхования, — добавляет первый зампредправления «Согаза» Николай Галушин. — Если, конечно, договор страхования не стоит 100% от страховой суммы. Сейчас доступ на рынок весьма прост, как и барьеры входа на этот рынок. И выход не несет для владельцев серьезных проблем повторного входа под другим брендом.

Татьяна Ширманова (Известия)
 
Advertology.Ru

28.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.11.2024 - 01:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация