Статьи

5 мифов об авторском праве на контент в Интернете

5 мифов об авторском праве на контент в Интернете

Кирилл Митягин о том, как правильно использовать Интернет-контент.

Миф №1. Контент, выложенный в свободный доступ, можно безвозмездно и без разрешения копировать, надо только указать имя автора и источник

«Мы не хотим присваивать заслуги других авторов, просто собираем различные материалы на своем ресурсе. Мы же берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем».

Звучит логично. Мы надеемся, что эта логика в будущем будет в законе. Пока же, к сожалению, это не так.

Busted!Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)!

­

- Где это написано?  абз.2 п.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ

Если автор в явном виде не согласился на копирование своего материала, то использование этого материала будет незаконным и влечёт ответственность.

- И как сделать правильно?

Спросить разрешения у автора. При условии указания имени автора и источника публикации, как правило, все авторы согласны на копирование своих материалов.

- А если не удается выйти с автором на связь?

Включите в правила пользования сайтом раздел об урегулировании споров с авторами, в котором провозгласите свою добросовестность, приверженность принципам авторского права и готовность убрать материал по первому обращению автора. Скорее всего, это позволит вам избежать иска.

Миф №2. Права на контент в соцсети нельзя защитить

Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что аналогичная подборка материалов копируется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккунтв соцсети нет. Значит, защита невозможна?

Busted! Аккаунт можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности (сложный объект, составное произведение и база данных) и получить соответствующую защиту.

- И как сделать правильно?

Защищать аккаунт как прямо поименованные в законе результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Варианты оформления прав и условия охраноспособностидля страницы в соцсетипредставлены для наглядности в таблице:

5 мифов об авторском праве в Интернете

Миф №3. Права на созданный работником контент автоматически возникают у компании

Поскольку сотрудник работает в компании по трудовому договору все созданные результаты считаются интеллектуальной собственностью самой компании. Следовательно, компания может передавать права на эти результаты своим заказчикам и получать за них деньги.

«Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили «хитрый» пункт, что всё созданное работником поступает в собственность компании. Это 100% гарантия!»

Busted! Это самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф.

Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может сама творить, это может делать только человек или коллектив авторов. 

- Где это написано?

п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ

По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может стать первоначальным  правообладателем авторских прав просто на основании закона. В США права на созданные сотрудниками творческие результаты «автоматически» становятся собственностью компании («эхо рабовладельческого строя»). В отечественном правопорядке, к сожалению или к счастью, так не происходит.

- И как сделать правильно?

Чтобы подтвердить свои права на программное обеспечение компания должна иметь документы, которые подтверждают основания перехода прав от собственных работников.

Для получения прав от сотрудников недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем «хитрый» пункт. Для действительности получения прав от работника необходимо четко и последовательно в отношении каждого результата готовить следующие документы:

(1)  грамотный трудовой договор, в котором должны быть предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;

(2)  формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (например, спецификация);

(3)  служебное задание,  по итогам выполнения которого должен быть получен результат;

(4)  акт о передаче результата от работника работодателю;

(5)  соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не совпадает с заработной платой.

- Нам не нужно столько бумаг и бюрократии, это непосильно для интернет-проекта!

Во-первых, все-таки это ваша интеллектуальная собственность и, возможно, самый ценный, а то и единственный актив, который есть в вашем проекте. Во-вторых, бумажную бюрократию можно автоматизировать и полностью перевести в электронную форму, используя различные программные решения для совместной работы сотрудников.

Миф №4. Надо всегда спрашивать разрешение автора при копировании материалов

«Мы свято чтим авторское право и хотим спрашивать разрешение на копирование материалов у всех авторов».

Busted! Совсем не обязательно.Закон предусматривает целый ряд случаев, в которых не надо запрашивать разрешение у автора при использовании его произведений.

- Где это написано?

Свободному использованию произведений посвящены ст.ст. 1273-1280 ГК РФ.

В частности, допускается без согласия автора цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

- А как сделать правильно?

Изучите полный список исключений, когда можно использовать произведения без согласия автора. Возможно, в вашем проекте эти исключения имеют существенное значение. Вы сможете сэкономить много времени на переговоры с авторами и денег на выплату авторских вознаграждений, воспользовавшись ограничениями закона.
Например, такой объект авторских прав как песни, почти никогда не требует получения согласия правообладателей на использование, достаточно просто выплатить авторское вознаграждение через Российское авторское общество (см. ст.ст. 1243, 1326 ГК РФ).

Миф №5. Автор всегда может потребовать компенсацию за использование его материалов

«За использование контента, который маркирован копирайтом (с), всегда надо выплачивать вознаграждение автору».

Busted! Во-первых, для бесплатного использования произведений также существуют исключения (см. миф №4). Во-вторых, далеко не весь контент охраняется авторским правом. Например, так называемые «продающие» и рекламные тексты, телепрограммы, прогнозы погоды и т.д., безусловно, являются результатами интеллектуальной деятельности, но они  имеют мало шансов получить защиту в суде, поскольку не являются результатами творческими.

- Где это написано?

ст.ст. 1273-1280 ГК РФ (исключения), п.1 ст.1228 ГК РФ (обязательный творческий характер деятельности по созданию произведений).

- А как сделать правильно?

Критически оценивайте каждый материал, который хотите использовать. В случае сомнения можно посмотреть аналогичную судебную практику и проверить, получают ли данные объекты интеллектуальной собственности защиту в суде.

Выводы:

Практика показывает, что авторские права могут быть мощным инструментом для получения доходов в интернете, поэтому интеллектуальную собственность иногда называют нефтью XXI века.  Однако обращаться с ней нужно весьма осторожно.

Интеллектуальная собственность – это не юридическая абстракция. Это реальный инструмент для легализации собственных доходов от использования контента в интернете. И пользоваться этим инструментом нужно грамотно, как для наращивания собственных возможностей для увеличения прибылиинтернет-проектов, так и во избежание ответственности за нарушение прав третьих лиц.

Кирилл Митягин, кандидат юридических наук, партнёр в Nevsky IP Law nevskylaw.ru
Advertology.Ru

22.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.12.2024 - 05:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация